Светлана Самойлова
Творческий отчет «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий отчет «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста»
Достаточно серьезную проблему в дошкольном возрасте представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание.
Публикация «Творческий отчет „Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В связи с этим возникла проблема создания системы специальных мероприятий, направленных на разнообразные виды деятельности, с целью воспитания у детей гуманного отношения к окружающей среде.
Средством решения данной проблемы была выбрана педагогическая технология «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста», которая и является предметом творческого отчета.
Начинать экологическое образование нужно с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки. В этом заключается актуальность данной темы.
Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности:
• Взаимодействие с детьми;
• Взаимодействие с родителями;
• Взаимодействие с педагогами;
Данное направление направлено на достижение главной цели – воспитание нравственного, то есть осознанного отношения к природе, воспитание доброты и человечности.
С моей точки зрения, накопление дошкольником опыта гуманного отношения к природе будет протекать значительно эффективнее в условиях специально организованного воспитания и обучения.
Для этого, на первом этапе своей работы с детьми я составила перспективный план, куда были включены:
1. Комплексы занятий;
2. Наблюдения, экскурсии;
3. Трудовая деятельность;
4. Опытническая деятельность;
5. Чтение художественной литературы, беседы;
6. Развлечения, викторины;
Мною был разработан цикл занятий, главной целью, которого было:
1. Воспитание гуманных чувств у детей по отношению к объектам природы, что к неприятным на вид животным и растениям нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение в своих действиях и поступках;
2. Донести до детей то, что мы не имеем права обогащаться за счет природы; что природные явления связаны между собой как звенья одной цепи, каждый раз, когда человек портит окружающую среду, нарушается экологическое равновесие, поэтому мы должны жить в согласии с природой;
Экскурсии играют большую роль в экологическом воспитании детей, где метод наблюдения является основным.
Цель экскурсии – сформировать у детей наблюдательность, организованность, чувство ответственности, умение любоваться красотой окружающего мира.
Мною были разработаны циклы наблюдений за деревьями на участке детского сада, за водой и ее свойствами, за зимующими птицами.
Организовывая трудовую деятельность, ставлю следующие цели:
• Научить детей создавать и поддерживать необходимые условия для растительного и животного мира;
• Воспитывать бережное отношение к природе, заботиться о ней;
Решаю эти задачи в процессе ухода за растениями уголка природы, организовываю труд на участке детского сада. Все это способствует формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости – качеств, которые являются составными элементами нравственности.
Для решения задачи направленной на развитие экспериментальной деятельности детей, в группе создана «Лаборатория природы», которая обеспечивает возможность исследовательской деятельности. Особой популярностью у детей пользуются опыты, помогающие разобраться в свойствах воды, земли, воздуха.
Дети не только определяют источники загрязнения природы, но и предлагают свои конструктивные способы борьбы с этим явлением, что в свою очередь способствует развитию любознательности, стремлению к открытиям, формированию естественнонаучных представлений, воспитанию любви к природе, развитию эстетического восприятия окружающего мира.
Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственные чувства детей. У дошкольников появляется интерес к чтению литературы о природе, развивается умение анализировать, делать выводы. Поэтому для решения поставленных задач в группе создана «Библиотека природы». В ней собраны стихи, загадки, пословицы, рассказы, сказки, разнообразные энциклопедии.
Создан сборник бесед на тему «Берегите лес!»
Предоставленный материал дал толчок к созданию альбома «Наши любимые животные», где записываются впечатления детей о прочитанных произведениях известных писателей.
Немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды, т. к. уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей.
В своей работе с родителями я использую традиционные формы : такие как
• Родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, разнообразную литературу об экологическом образовании;
Нетрадиционные формы:
• Посещение занятий родителями, экологические КВН, походы, тренинги, совместные праздники;
Для педагогов представила опыт работы по теме «Организация работы по проблемно-поисковой деятельности дошкольников», разработала перспективный план работы по экспериментальной деятельности в разных возрастных группах, составила перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.
Правильно организованное экологическое воспитание развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы.
И в заключение:
В старину был такой обычай : пришедшему в дом человеку подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел, если обходился грубо – настораживались, т. к. по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.