Лучший педагог года

Творческий отчет «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста»

Светлана Самойлова
Творческий отчет «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста»

Творческий отчет «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста»

Достаточно серьезную проблему в дошкольном возрасте представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание.

Публикация «Творческий отчет „Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В связи с этим возникла проблема создания системы специальных мероприятий, направленных на разнообразные виды деятельности, с целью воспитания у детей гуманного отношения к окружающей среде.

Средством решения данной проблемы была выбрана педагогическая технология «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста», которая и является предметом творческого отчета.

Начинать экологическое образование нужно с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки. В этом заключается актуальность данной темы.

Для успешного решения задач по формированию у детей основ экологической культуры я выделила следующие направления в своей деятельности:

• Взаимодействие с детьми;

• Взаимодействие с родителями;

• Взаимодействие с педагогами;

Данное направление направлено на достижение главной цели – воспитание нравственного, то есть осознанного отношения к природе, воспитание доброты и человечности.

С моей точки зрения, накопление дошкольником опыта гуманного отношения к природе будет протекать значительно эффективнее в условиях специально организованного воспитания и обучения.

Для этого, на первом этапе своей работы с детьми я составила перспективный план, куда были включены:

1. Комплексы занятий;

2. Наблюдения, экскурсии;

3. Трудовая деятельность;

4. Опытническая деятельность;

5. Чтение художественной литературы, беседы;

6. Развлечения, викторины;

Мною был разработан цикл занятий, главной целью, которого было:

1. Воспитание гуманных чувств у детей по отношению к объектам природы, что к неприятным на вид животным и растениям нельзя относиться негативно, а тем более проявлять это отношение в своих действиях и поступках;

2. Донести до детей то, что мы не имеем права обогащаться за счет природы; что природные явления связаны между собой как звенья одной цепи, каждый раз, когда человек портит окружающую среду, нарушается экологическое равновесие, поэтому мы должны жить в согласии с природой;

Экскурсии играют большую роль в экологическом воспитании детей, где метод наблюдения является основным.

Цель экскурсии – сформировать у детей наблюдательность, организованность, чувство ответственности, умение любоваться красотой окружающего мира.

Мною были разработаны циклы наблюдений за деревьями на участке детского сада, за водой и ее свойствами, за зимующими птицами.

Организовывая трудовую деятельность, ставлю следующие цели:

• Научить детей создавать и поддерживать необходимые условия для растительного и животного мира;

Воспитывать бережное отношение к природе, заботиться о ней;

Решаю эти задачи в процессе ухода за растениями уголка природы, организовываю труд на участке детского сада. Все это способствует формированию у детей ответственности, отзывчивости, заботливости – качеств, которые являются составными элементами нравственности.

Для решения задачи направленной на развитие экспериментальной деятельности детей, в группе создана «Лаборатория природы», которая обеспечивает возможность исследовательской деятельности. Особой популярностью у детей пользуются опыты, помогающие разобраться в свойствах воды, земли, воздуха.

Дети не только определяют источники загрязнения природы, но и предлагают свои конструктивные способы борьбы с этим явлением, что в свою очередь способствует развитию любознательности, стремлению к открытиям, формированию естественнонаучных представлений, воспитанию любви к природе, развитию эстетического восприятия окружающего мира.

Прямое общение с природой и знакомство с ее поэтическим образом в детской литературе оказывает большое влияние на нравственные чувства детей. У дошкольников появляется интерес к чтению литературы о природе, развивается умение анализировать, делать выводы. Поэтому для решения поставленных задач в группе создана «Библиотека природы». В ней собраны стихи, загадки, пословицы, рассказы, сказки, разнообразные энциклопедии.

Создан сборник бесед на тему «Берегите лес!»

Предоставленный материал дал толчок к созданию альбома «Наши любимые животные», где записываются впечатления детей о прочитанных произведениях известных писателей.

Немаловажное значение имеет просвещение родителей в области охраны окружающей среды, т. к. уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотности их родителей.

В своей работе с родителями я использую традиционные формы : такие как

• Родительские собрания, консультации, беседы, папки-передвижки, разнообразную литературу об экологическом образовании;

Нетрадиционные формы:

• Посещение занятий родителями, экологические КВН, походы, тренинги, совместные праздники;

Для педагогов представила опыт работы по теме «Организация работы по проблемно-поисковой деятельности дошкольников», разработала перспективный план работы по экспериментальной деятельности в разных возрастных группах, составила перспективный план по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку.

Правильно организованное экологическое воспитание развивает у детей устойчивый интерес к проблемам экологии, формирует экологическое сознание, в основу которого положен принцип единства человека и природы.

И в заключение:

В старину был такой обычай : пришедшему в дом человеку подсовывали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришел, если обходился грубо – настораживались, т. к. по отношению к животному проверяется и отношение к человеку.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Дидактические игры по нравственному воспитанию детей» Дидактические игры по нравственному воспитанию детей с целью вовлечения ребенка в активное познание окружающего мира, стремление совершать.

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий отчет «Роль экологического воспитания в развитии нравственности детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 сентября 2013 в 19:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД