Ушакова Лариса Ивановна
Творческий проект «Музыка красок»
▼ Скачать + Заказать документы
Танцевально-театральные миниатюры по трем основным жанрам
изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт,на музыкальной основе произведений русских и зарубежных классиков.
Э. Ж. Далькроз считал, что прежде чем приняться за музыку, нужно научиться воспринимать и ощущать ее всем своим существом, проникнуться чувством, которое порождает ритм и звуки.
Публикация «Творческий проект „Музыка красок“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Моя главная задача – помочь ребенку раскрепостить свое тело, побороть неуверенность в себе, вовлекая, погружая его в звуки музыки (прежде всего, классической, чтобы он почувствовал и ощутил естественное движение своего тела. Я убеждена, что именно музыка является тем проводником, который ведет к Гармонии и Красоте движения и свободному выражению своего «Я».
Основная идея данного проекта – развитие интереса у детей к классической музыке, развитие личности, способной к самостоятельной творческой деятельности.
Цель проекта : активизация детского творчества через музыкально-ритмическое движение.
Задачи:
1. Стимулировать детское танцевальное творчество через свободное движение под музыку.
2. Развивать музыкально-эстетический вкус, используя интеграцию разных видов искусств (театр, танец, изобразительное искусство).
3. Расширять музыкальный кругозор ребенка.
Для воплощения идеи мною разработан алгоритм подготовки к постановке.
1 шаг. «Введение в мир искусства».
• Беседы о театре «Что мы знаем о театре?» (обращение к опыту детей, «Кто такой актер?», «Что такое сцена, зрительный зал?», «Что такое афиша?», «Как нужно вести себя в театре».
• Рассматривание иллюстраций, фото о театре, актерской игры на сцене.
• Беседы об изобразительном искусстве «Как называют человека, который рисует картины», «Основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт». (приложение 1)
• Рассматривание репродукций известных художников И. Репина, В. Серова, А. Шилова, И. Айвазовского, В. Васнецова и др.
• Викторина «Узнай по картине жанр».
• Прослушивание музыкальных произведений, передающих содержание картины, обсуждение с детьми сочетания музыкальных и изобразительных нюансов.
• Передача в свободном движении под музыку своих впечатлений и эмоций.
2 шаг. «Введение в атмосферу конкретного сюжета».
• Прослушивание конкретных музыкальных произведений, отображающих содержание трех жанров изобразительного искусства: - пейзаж – Д. Пуччини ария из оперы «Джанни Скикки», Э. Григ «Сон»,
- портрет – Л. Боккирини «Менуэт», И-С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Танец Кота и белой кошечки» сцена из балета «Спящая Красавица»,
- натюрморт – И. Штраус «Вальсы и польки» : полька «Анна», «Тик-трак», «Персидский марш».
• Использование авторского поэтического текста для озвучивания музыкальных произведений. (приложение 2)
• Рисование «Нарисуй свою картину по выбранному жанру».
3 шаг. «Создание художественного образа».
• Передача заданного образа под музыкальное сопровождение. Образы: Кот, Клубочки Ниток, Веселые Фрукты, Горячий Самовар (Чайник, Сладкие Мармеладки.
• Подбор сценических костюмов по образам.
• Этюды на пластику рук и тела, на пантомимику.
4 шаг. «Создание сценического пространства».
• Выбор образов детьми по желанию.
• Расстановка образов в пространственной проекции (последовательность выхода участников друг за другом).
• Создание каждого сюжета (пейзаж, портрет, натюрморт) в сценическом движении.
• Введение танцевальных элементов и создание танцевальных композиций в совместном с детьми творчестве.
5 шаг. «Создание целостного сюжета постановки».
• Общие репетиции.
• Выступление (зрители – родители).
• Повторные показы (зрители – дети и педагоги детского сада).
6 шаг. «Совместный просмотр видеозаписи выступления детей постановки «Музыка красок» (обмен впечатления, эмоциями и закрепление знаний детей, полученных в процессе творчества).
Вывод: Если сам педагог одухотворен идеей, если материал доступен и понятен детям, то и результат всегда будет замечательным! У детей будут гореть глазки, они будут фантазировать и творить, а значит будут любить и понимать волшебный мир искусства.
Приложение 1
Материал к беседе по теме Пейзаж
Пейзаж – с французского – природа. Картины, на которых изображается природа, ее много численные образы: леса, поля, луга, горы, реки, озера, моря – будут называться ЖАНРОМ ПЕЙЗАЖА.
Есть несколько видов пейзажа: ГОРОДСКОЙ, когда рисуются различные здания, улицы, дома, виды города. СЕЛЬСКИЙ, когда рисуют поля, деревенские дома. МОРСКОЙ (МАРИНИСТИКА, виды моря.
Материал к беседе по теме Портрет
Портрет – с французского – воспроизводить черта в черту изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, просит ПОЗИРОВАТЬ.
Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. А также его характер, настроение, внутренний мир, возраст.
Портреты бывают ОДИНОЧНЫЕ и ГРУППОВЫЕ.
Художники рисует и сами себя – это АВТОПОРТРЕТ.
Материал к беседе по теме Натюрморт
Натюрморт – с французского – мертвая натура. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи – предметы быта. Это могут быть книги, посуда, статуэтки, красивые ткани, а также цветы, фрукты, овощи, пища (снедь).
Когда художник рисует натюрморты, он старается передать всю красоту окружающих нас вещей, их самоценность. Предлагает полюбоваться их формой, цветом. Например, яблоки – круглые, гладкие, спелые, блестящие и румяные. Булочки – пышные, аппетитные. Рисование натюрморта обычно начинается с составления красивой композиции.
Использовалась песня Т. и С. Никитиных «Песня о картинах»
В помощь педагогам - Сайт www.art-uroki.ru/index.htm (Детям о живописи)
Приложение 2
Музыка красок (автор – Ушакова Л. И.)
1. Рисовать Пейзаж мы будем,
Ничего мы не забудем.
Небо, солнце, лес и луг –
Вот ведет овец пастух.
Ручеек бежит, струится,
Хоровод цветов кружится,
Бабочки летят, порхают –
Наш пейзаж в лучах сияет!
2. Рисовать Портрет мы будем
Ничего мы не забудем…
Кресло-качалка
В нем бабушка вяжет,
В ногах у нее кот Василий лежит.
Он в лапках клубок разноцветный катает,
Мурлычет, на бабушку хитро глядит.
3. Натюрморт рисовать мы будем,
Ничего мы не забудем.
Ваза на столе стоит –
Много фруктов в ней лежит.
Персик, слива и хурма,
Ананас, банан, айва.
Чайник с чаем, мармелад –
Угоститься каждый рад!
Музыкальный материал.
«Пейзаж» : CD «Лунный свет»
№8 –Д. Пуччини, ария из оперы «Джанни Скикки»,
№13 –Э. Григ «Сон», для фортепионо с оркестром.
«Портрет» : CD «Романтика»
№2 – Л. Боккирини «Менуэт»,
№6 – И-С. Бах «Шутка»,
П. И. Чайковский, «Танец Кота и белой кошечки» сцена из балета «Спящая красавица».
«Натюрморт» : CD «Вальсы и польки» И. Штраус
№4 – «Полька-Анна»
№5 – «Персидский марш»
№7 – Полька «Трик-трак»
Декорации (оформление сцены)
Дальний план. Легкий занавес (тюль, идущий по центральной сцене и по бокам сцены.
Передний план. По двум сторонам тяжелый занавес, на нем оформлено выставка детских рисунков по теме и содержанию сюжета постановки. По центру спущена «рамка картины» от одного до другого. За рамкой висит «холст» (лёгкая органза, которая убирается когда идёт действие.
Сценарий.
Звучит музыка(CD»Романтика»,№18.) Из-за занавеса (сбоку) выходит Художник (ведущий).
Он открывает «Палитру» и приглашает Краски (12 красок).
Краски выходят из зала и останавливаются перед сценой (рамкой).
Художник декламирует под музыкальное сопровождение текст, представляет каждую Краску. Каждая Краска выходит вперед и, демонстрируя себя, делает какое-нибудь па - движение, жест и т. д. (фантазия детей).
Художник:
Мы палитру открываем,
Краску сразу выбираем.
Белой - облако рисуем
И ромашку, и барашка;
Голубою краской - небо,
Ручеек и васильки;
Красной - лепестки у мака,
У рябинки ягодки;
Желтой - солнце и цыпленка;
Черной - тучку грозовую;
А зеленой краской - травку
Густо-густо нарисую.
Серой - кошку, синей - море.
Фиолетовой - флажок.
А оранжевою краской
Нарисую пирожок.
Мячик - радужный, в полоску,
А коричневой - бычка.
Розовою - поросенка
И веселого щенка.
Красок много есть на свете
И рисуют ими дети,
Фантазеры, шалуны -
Это наши малыши!
1 картина «Пейзаж»
Краски читают : Рисовать пейзаж мы будем
Ни чего мы не забудем.
Небо, солнце, лес и луг-
Вот ведет овец пастух.
Ручеек бежит струится,
Хоровод цветов струится,
Бабочки летят порхают-
Наш пейзаж в лучах сияет!
Участники.
Солнце – взрослый
Елочки – 4 ребенка
Пастушок
Козлики – 2 ребенка
Ручеек
Цветы – 6-8 детей: ромашки, лилии, василек, гвоздика, фиалка (при наличии соответствующих костюмов и аксессуаров).
Бабочки - дети или бабочки на палочках в руках у «детей-цветов».
1эпизод. Музыка Д. Пуччини
Первым выходит Солнце.
Выход Ёлочек по очереди друг за другом – танцевальный этюд.
Выбегает Ручеек, бежит змейкой вокруг Солнца и каждой Ёлочки.
Затем выходит Пастушок с Козликами.
Выбегают Цветы и бабочки– танцевальный этюд.
2 эпизод. Музыка Э. Григ «Сон»
Солнце «оживляет» картину.
Этюд с Ёлочками (детская импровизация).
Этюд с Пастушком и козликами (детская импровизация).
Этюд с Ручейком (детская импровизация).
Этюд с Цветами и бабочками (детская импровизация).
Все персонажи двигаются вокруг Солнца. К окончанию музыки все занимают свои места и замирают.
Пейзаж может быть с любым содержанием и сюжетом.
«Холст» задвигается.
Краски выходят на передний план рамки (читают) :
Рисовать портрет мы будем,
Ничего мы не забудем.
Вот кресло-качалка,
В нем бабушка вяжет,
В ногах у нее кот Василий лежит
Он в лапах клубок
Разноцветный катает,
Мурлычет, на бабушку хитро глядит.
2 картина «Портрет»
Участники.
Бабушка – взрослый
Котик
Клубочки (вязальные нитки) : красный, зеленый, желтый, фиолетовый, голубой, пестрый.
1 эпизод. Музыка Л. Боккирини «Менуэт».
Бабушка сидит в кресле-качалке и вяжет, рядом лежит кот – он спит. Недалеко стоит коробка с клубками. Кот хитро поглядывает на бабушку.
2 эпизод. П. Чайковский, «Танец Кота в сапогах и белой кошечки» из балета «Спящая красавица».
Кот просыпается, умывается и ластится к бабушке. Она дает коту поиграть с клубком. Кот катает клубок, играет. Бабушка засыпает. Кот прыгает вокруг коробки с клубками, опрокидывает коробку, испугавшись, отпрыгивает в сторону. Клубки рассыпаются и …
3 эпизод. И. -С. Бах «Шутка».
Клубочки превращаются в цветных человечков. Начинается веселая игра кота с клубочками.
4 эпизод. Музыка Л. Боккирини «Менуэт».
Бабушка просыпается, все на месте, кругом тихо и спокойно. Котик в коробке, он спит (котик успел все убрать). Бабушка довольна.
«Холст» задвигается.
Краски читают :
Натюрморт рисовать мы будем,
Ничего мы не забудем.
Ваза на столе стоит,
Много фруктов в ней лежит.
Персик, слива и хурма,
Ананас, банан, айва.
Чайник с чаем, мармелад.
Угоститься каждый рад!
3 картина «Натюрморт»
Участники.
Фрукты: Ананас – мальчик
Банан, персик, хурма, айва, слива – дети
Чайник (Самовар) – мальчик
Мармеладки – 6-8 детей
Эпизод. «История фруктов и мармеладок»
На красивом столе стояла ваза со свежими фруктами и поднос с красивым блестящим Чайником (или Самоваром, и тарелки с разноцветными мармеладками.
Фрукты считали себя вкуснее и полезнее мармелада, а Мармеладки считали, что они вкуснее и их больше едят люди, потому что чаще пьют чай.
Фрукты и Мармеладки стали спорить («Танец – спор» Фруктов и Мармеладок «Полька –Анна» И. Штрауса)
Чайник (Самовар) решил остановить этот спор («Персидский марш»). Он вышел на середину стола, запыхтел, закружился, «закипятился» и приказал всем подружиться, потому что между Фруктами и Мармеладками много общего. Ведь мармелад делают из фруктов, он застывает, и чтобы мармеладки были слаще, их посыпают сахаром.
Фрукты и Мармеладки решают помириться и устроить танцевальную дискотеку вокруг доброго, горячего Чайника (И. Штраус Полька «Трик-трак» .) Но наступает утро и сказка заканчивается. Фрукты и Мармеладки разбегаются по местам, каждый в свою тарелочку.
Выходит Художник. Все участники встают перед рамкой и на сцене за ней.
Художник.
Рисовать все любят дети,
И поэтому на свете
От рисунков детских разных
Будет мир всегда прекрасным!
Звучит «Песня о красках» (журнал «Музыкальный руководитель» 2006г.) Под музыку все участники выстраиваются змейкой в большой круг, где Художник представляет участников.