Светлана Конищева
Творческий проект «Поляна сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
Название проекта «ПОЛЯНА СКАЗОК»
Автор проекта Конищева Светлана Леонидовна - воспитатель
Возраст детей 5 - 7 лет
групповой (педагоги родители и воспитанники)
долгосрочный (декабрь 2016-май 2017 г)
Публикация «Творческий проект „Поляна сказок“» размещена в разделах
Цели проекта Нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей, приобщение детей к художественной литературе; развитие творческих способностей, фантазии детей; формирование познавательного интереса дошкольников к сказкам по средствам различных видов театра.
Задачи проекта 1. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания, условия для деятельности детей, способствующей освоению ребёнком мира сказок, приключений;
2. Познакомить детей со сказками народов мира, понятиями авторская и народная сказка, видами сказок (волшебными, сказками о животных, бытовыми сказками);
3. Учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
4. Обогащать и расширять словарный запас детей;
5. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра (пальчикового, Би-Ба-Бо, теневого).
6. Развивать творческие способности;
7. Развивать у детей воображение, фантазию;
8. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
9. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и сверстниками в разных ситуациях;
10. Познакомить детей с историей возникновения книги, с художниками-иллюстраторами детских книг;
11. Вовлечь родителей в воспитательный процесс, заинтересовать жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
12. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
Обоснование актуальности
Как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Дети перестали читать. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Наличие компьютерных игр, игровых приставок, видео, отнимает внимание детей. Поэтому появилась острая необходимость приобщения детей к чтению. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Новизна проекта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по формированию у воспитанников и их родителей интереса к книге посредством создания Лэпбокса «Наши сказки».
Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта Проект реализовывается через систему индивидуальных, подгрупповых и групповых форм совместной деятельности педагогов с детьми и родителями, а также с бывшими выпускниками.
Интеграция образовательных областей познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие.
Проблемы, решению которых будет способствовать проект
не понимание родителями роли книги и чтения в развитии детей
замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение
не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
не информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Не отрицая прогресс, в результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
Ресурсное обеспечение проекта Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования.
Предполагаемые продукты, результаты проекта Развитие интереса к чтению и прослушиванию сказок, эмоциональной отзывчивости у детей.
Совершенствование выразительности связной речи.
Содействие творческому развитию детей и родителей.
Создание Лэпбокса «Наши сказки»
График работы над проектом
(этапы, сроки, продолжительность) Продолжительность 6 месяцев (декабрь 2016 г. - май 2017г.)
1 этап – (декабрь 2016 г.) – организационный
2 этап – (январь 2017 г. – апрель 2017 г.) – основной
3 этап – (май 2017 г.) - заключительный
Механизм реализации Проект реализуется в рамках основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10 «Росинка» г. Куса»
Риски и пути преодоления риска при реализации проекта Низкая активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Для устранения данного риска в проекте включены такие формы работы как:
- индивидуальные консультации по теме проекта и родительские собрания в нетрадиционной форме;
- использование игровых приемов, сюрпризных моментов на занятиях и в мероприятиях;
- организация совместной деятельности детей и взрослых;
- организация выставок, создания книг. Изготовления атрибутов для театрального уголка.
- поощрительные – благодарственные письма, грамоты, призы.
Перспективы дальнейшего развития проекта - Использование Лэпбокса в воспитательном процессе во всех группах ДОО (как в организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей)
- создание банка Лэпбоксов по другим темам в соответствии с основной образовательной программой ДОО для их систематического использования в качестве формы организации воспитательной и образовательной деятельности в учреждении.
Возможности его распространения в других образовательных организациях Значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться с детьми дошкольного возраста любой образовательной организации.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.
Таким образом, для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Поляна сказок». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательных областей «речевое развитие», «художественно-эстетическое»,
«познавательное».
Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.
Все сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.
Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.
Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.
ВОЗНИКАЕТ ПРОБЛЕМА
Отсутствие времени у родителей и желания, чтобы что- то почитать детям;
Замена обычных, так близких и понятных сказочных героев новыми персонажами в литературе на экране телевизора (смурфики, лунтики, смешарики, суперсущества);
Не понимание родителями роли книги в развитии детей внедрение новых информационных ресурсов в жизнь детей, компьютеризация – вытесняет чтение и даже просмотр мультфильмов;
Не посещение библиотеки, как родителями, так и детьми;
ПОЧЕМУ ТАК ПРОИСХОДИТ?
Низкая информированность родителей о том, какие книги покупать и читать детям в различные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда.
Техника (аудио-, видео-, компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Не отрицая прогресс, в результате выявленной проблемы решила эффективно внедрять в работу с дошкольниками русское народное творчество, познакомить с колоритом, красотой и своеобразностью фольклора.
А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.
Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Таким образом, лэпбокс является интересной и актуальной формой организации по формированию у воспитанников и их родителей повышения интереса к книге, любви к чтению.
Новизна проекта состоит в разработке и внедрении современных подходов к организации работы по формированию у воспитанников и их родителей интереса к чтению художественной литературы посредством создания Лэпбокса «Поляна сказок»
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Нравственно-эстетическое развитие и воспитание детей, приобщение детей к художественной литературе; развитие творческих способностей, фантазии детей;
формирование познавательного интереса дошкольников к сказкам.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
1. Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания, условия для деятельности детей, способствующей освоению ребёнком мира сказок, приключений;
2. Познакомить детей со сказками народов мира, понятиями авторская и народная сказка, видами сказок (волшебными, сказками о животных, бытовыми сказками);
3. Учить детей слушать, слышать, рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
4. Обогащать и расширять словарный запас детей;
5. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок, показывать сказки с помощью разных видов театра (пальчикового, Би-Ба-Бо, теневого).
6. Развивать творческие способности;
7. Развивать у детей воображение, фантазию;
8. Формировать навыки сотрудничества, взаимопомощи;
9. Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми и сверстниками в разных ситуациях;
10. Познакомить детей с историей возникновения книги, с художниками-иллюстраторами детских книг;
11. Заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
12. Помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.
ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА ДЛЯ ВСЕХ ЕГО УЧАСТНИКОВ
Воспитанники: систематизируют знания о правилах безопасного поведения, и учатся практически правильно вести себя в окружающем пространстве.
Педагоги: продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для чтения, для создания книги по сказкам.
ПРЕДПОЛАГАЕМОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ В ПРОЕКТНОЙ ГРУППЕ
Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, привлекают родителей.
Воспитанники: участвуют в образовательной, игровой и творческой деятельности.
Родители воспитанников: помогают готовить материал по сказкам, участвуют в продуктивной и других видах деятельности.
МЕТОДЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ ПРОЕКТА
Проект реализовывается через систему индивидуальных, подгрупповых и групповых форм совместной деятельности педагогов с детьми и родителями
Методы Приёмы
Словесные * чтение художественной литературы;
* рассказ;
* беседы;
* игры – драматизации;
* пересказы;
* аудио – прослушивание.
Наглядные * рассматривание картин, иллюстраций, схем;
* просмотр презентаций, видеороликов, сказок, мультипликационных фильмов;
* выставка книг о сказках;
Практические *игровой (показ, пояснение, указание, вопросы);
* элементы инсценировки;
* театрализованные игры;
* использование разных видов театров;
* физминутки, конкурсы, викторины;
* игровая деятельность (пальчиковые, дидактические игры).
ФОРМЫ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА
Участники проекта Формы образовательной деятельности
Дети * занятия;
* беседы, викторины, конкурсы;
* праздники
* инсценировки сказок;
* чтение разных сказок;
* знакомство с авторами сказок;
* просмотр мультфильмов по сказкам;
* прослушивание песенок из фильмов – сказок.
Родители * анкетирование;
* родительские собрания (круглый стол);
* индивидуальные консультации; беседы;
* придумывание собственных сказок и иллюстраций к ним;
* участие в праздниках и в инсценировках;
Воспитатель, музыкальный руководитель, * методическое обеспечение образовательного процесса:
* занятия;
* игры;
* выставки рисунков и поделок;
* создание книги «Наши сказки»;
* мастер классы по изготовлению атрибутов для театрального уголка;
* прослушивание песенок из фильмов – сказок;
* разучивание танцев;
* проведение игр с опорой на сказочные сюжеты и с участием сказочных персонажей.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования.
Кадровое:
- воспитатель
- музыкальный руководитель
Материально – техническое:
*Музыкальный зал;
*фотоаппарат;
*разные виды театра, дидактические и книжные уголки;
*театрально – игровой центр;
* необходимые материалы для творчества (создания книги по сказкам)
Методическое:
* подбор мультипликационных сказок;
* создание в группе мини-библиотеки по сказкам и с портретами авторов сказок;
* викторины и дидактические игры по сказкам;
* сюжетно – ролевые игры;
* подбор методической литературы по сказкам.
ГРАФИК РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
этапы сроки продолжительность
Подготовительный 1 месяц декабрь
Основной 4 месяца январь - апрель
Заключительный 1 месяц май
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
этапы содержание деятельность участники
Подготовительный
(декабрь) Определение темы, и разработка проекта.
Анализ пространственно-предметной развивающей среды группы.
Выявление уровня знаний детьми по сказкам.
Создание творческой группы, обсуждение с родителями поэтапного плана работы над проектом. Сбор информации, литературы, дополнительного материала
Создание мини - библиотеки в группе; театрально – игрового центра.
Проведение бесед с детьми по сказкам : «Откуда сказка к нам пришла?», «Добро побеждает зло», «Сказка ложь да в ней намек»
Вопросы для активизации деятельности: кто создает сказки?
Что такое замысел, почему добро побеждает зло?
Образовательные ситуации:
Самые известные сказочники? Кто они?
Обращение к устному народному творчеству.
Почему сказки называют русские народные?
Советы родителям в виде буклетов.
Создание галереи авторов – сказочников. Воспитатель, родители, музыкальный руководитель
Основной
(январь – апрель) Анкетирование родителей
Консультация для родителей.
Посещение родителями с детьми книжного магазина.
Знакомство с творчеством В. Г. Сутеева.
К. И Чуковского.
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
А Волкова «Волшебник Изумрудного города»
А. Н. Толстого: «Буратино»
А. С. Пушкина.
Сказка о рыбаке и рыбке»,
«Сказка о мёртвой царевне»,
«Сказка о золотом петушке»,
«Сказка о царе Салтане»
П. Ершова «Конёк – Горбунок»
Знакомство с творчеством зарубежных писателей: Ш. Перро, Г-Х Андерсена, Братьев Гримм, А. Линдгрен, А. Милна, Р. Киплинга.
Экскурсия в городскую библиотеку.
Знакомство с русскими народными сказками.
Изготовление театральных атрибутов для различных видов театра (настольный, пальчиковый, на ножках и т д)
«Что знает Ваш ребенок о сказках?»
«Что читать детям 5-6 лет?»
Беседа, пересказ
Просмотр отрывков мультфильмов, сказок, фильмов;
Рисование, лепка, аппликация по сказкам; Инсценировка сказок;
Спортивная эстафета «Кто быстрее принесёт посуду» (по сказке «Федорино горе».)
Прослушивание и разучивание песен из фильмов и мультфильмов по сказкам;
Спортивные эстафеты. Настольные игры «Собери кубики»
Аэробика по сказке «Красная шапочка».
Постановка танцев по сказкам;
Рассматривание иллюстраций, чтение книг, упражнения и тренинги в фантазировании, игры «Доскажи сказку (сочинение конца сказки)». Игры «приема фантазирования».
Диалог; обсуждение сказочных превращений, сочинение своей сказки.
Изготовление атрибутов.
Самостоятельная деятельность детей с использованием театров пальчикового, театра на ножках.
Пересказ с помощью мнемотаблиц.
Использование дидактических и развивающих игр:
«Из какой сказки фраза?»
«Назови сказку по предмету»
«Кого не хватает?
«Собери по частям»
«Назови волшебный предмет из сказки»
«Отгадай сказку по отрывку»
«Назови сказку по герою»
Педагогические ситуации:
Пантомима
«Назови ласково»
«Отгадай по губам название сказки»
Использование физкультминуток на темы сказок.
В подвижных играх использование шапочек сказочных персонажей.
Педагог
Дети
Специалисты
родители
Заключительный
(май). Участие в создании книги «Наши сказки» с иллюстрациями ;
Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера;
Викторина «Путешествие в страну сказок»;
Просмотр презентации «Поляна сказок» Показ сказки в домашнем кругу с распределением ролей;
придумывание загадок, сказок;
Познавательная, игровая, социально – коммуникативная, физкультурно – оздоровительная, художественно – эстетическая деятельность.
Дети
Родители
педагоги
Ожидаемый результат:
В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.
Вывод:
Цель проекта : формирование познавательного интереса старших дошкольников к сказкам – достигнута.
Гипотеза: «чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности» - доказана.
Результатами, итогом проекта стала викторина «Путешествие по стране сказок», которая выявила у детей высокий уровень знаний, а самое главное – высокий познавательный интерес к сказкам. Создание лэпбокса «Наши сказки».
Дети приобрели:
1. Устойчивый интерес к сказкам.
2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
5. Богатый багаж сказок.
Дети научились:
1. Узнавать сказки.
2. Пересказывать сказки.
3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
6. Бережно относиться к книгам.
Механизм реализации проекта :
Проект реализуется в рамках основной образовательной программы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 10 «Росинка» г. Куса»
Риски и пути преодоления риска при реализации проекта :
Низкая активность участия родителей в совместных мероприятиях. Для этого предусмотрено построение мероприятий от теоретических форм работы к практической, когда родители осознают значимость совместной деятельности. Для устранения данного риска в проект включены такие формы работы как:
- индивидуальные консультации по теме проекта и родительские собрания в нетрадиционной форме;
- использование игровых приемов, сюрпризных моментов на занятиях и в мероприятиях;
- организация совместной деятельности детей и взрослых;
- организация выставок, создания книг. Изготовления атрибутов для театрального уголка.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
- Использование Лэпбокса в воспитательном процессе во всех группах ДОО (как в организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей)
- создание банка Лэпбоксов по другим темам в соответствии с основной образовательной программой ДОО для их систематического использования в качестве формы организации воспитательной и образовательной деятельности в учреждении.
Возможности его распространения в других образовательных организациях:
Значимость проекта заключается в том, что его методические и дидактические разработки могут использоваться с детьми дошкольного возраста любой образовательной организации в творческой деятельности.