МААМ-картинки

Творческий проект «Преданья старины глубокой» Видео

Юлия Семыкина
Творческий проект «Преданья старины глубокой» Видео

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных из иностранных языков слов, что угрожает языку, а значит и культуре. Прислушиваясь к речи детей, можно отметить ее скудность, слабые попытки строить логические фразы, высказывать мысли, пересказывать текст; в разговоре со сверстниками присутствуют слова уличного жаргона.

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Публикация «Творческий проект „Преданья старины глубокой“ Видео» размещена в разделах

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. И я пришла к выводу, что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном.

Проанализировав ситуацию, я решила, что благодаря проектной деятельности смогу познакомить детей с русским фольклором, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

Для себя я выявила основные актуальные задачи:

определить основные методы, формы использования различных форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;

проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе работы;

показать красоту русского языка через устное народное творчество; сформировать интерес к детскому фольклору, обогатить словарный запас детей.

Свою работу я начала с выявления уровня речевых умений детей. Меня интересовало, насколько дети владеют малыми формами фольклора. Оказалось дети мало знакомы с пословицами и поговорками, не могли объяснить их значение. При опросе родителей был получен неожиданный результат: практически не знают колыбельных песен, редко загадывают детям загадки, читают потешки, не используют в речи пословицы и поговорки.

Работу по речевому развитию детей начала с создания развивающей среды в группе. Был организован фольклорный уголок, который состоит из нескольких центров: «Уголок ряжения», «Уголок музыкальных и шумовых народных инструментов», места для демонстрации работ, изготовленных руками детей, а также их родителей, театральной ширмы для показа спектаклей и концертов.

На мой взгляд, такая обстановка будет способствовать не только знакомству детей с русским народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традиционными праздниками, но создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа; воспитывать в детях толерантность; развивать самостоятельность, инициативу; использовать малые формы фольклора для развития речи детей; развивать коммуникативные навыки детей посредством народных танцев, игр, забав.

Одновременно пополняла развивающую среду необходимыми предметами народного быта, изготавливала пособия к занятиям, атрибуты к играм, по крупицам собирала материал, создавая картотеку пословиц, поговорок, загадок.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

•поговорки и пословицы,

•загадки,

•народные песенки,

•потешки,

•пестушки,

•заклички,

•колыбельные песни,

•чистоговорки,

•скороговорки,

•считалки.

Формы образовательной работы с детьми

•Организованные занятия.

•Совместная деятельность.

•Праздники и развлечения.

•Наблюдения в быту и природе.

•Экскурсии в музей и детскую библиотеку.

•Организация конкурсов рисунков и поделок.

•Посещение тематических выставок.

•Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

•Встреча с интересными людьми.

Важное значение в работе придавалось использованию народных сюжетных, подвижных и хороводных игр. Даже научив детей свободно общаться с традиционной игрой, нельзя еще достичь главной цели - чтобы дети играли сами, без участия взрослых. Это одна из проблем - дети очень мало и неохотно играют в сложные игры, если ими не руководят взрослые. Во многом это объясняется отсутствием соответствующих игровых навыков. Постепенно, побуждая интерес детей к совместному и самостоятельному проведению игр, мы знакомили их с обрядовыми, досуговыми, подвижными, сюжетными играми. Рассматривали с ребятами иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывали национальными обычаями, фольклором. Рассказывали о сюжете игры, поясняли роль водящего, применяли считалки.

Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.

Чтобы поддерживать интерес детей, побуждать их к участию в играх, к труду, изготовлению поделок; развивать эмоциональную отзывчивость, необходимо планировать свою работу, и в других направлениях:

•Знакомство с обрядовыми праздниками.

•Знакомство с народным искусством.

•Знакомство с русскими народными играми.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Совместная работа специалистов ДОУ только обогатит представления детей о народном творчестве. Так, психолог нашего ДОУ проводила игры и упражнения на развитие общения и эмоциональности у детей; инструктор по физкультуре помогала в разучивании и приобщении детей к русским народным играм в помещении и на улице. В тесном контакте велась работа с музыкальным руководителем.

Вся работа не была бы столь плодотворной, если бы ни помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними беседы, консультации: «Значение чтения малых фольклорных форм для развития речи дошкольника»; «Пословицы и поговорки – источник воспитания нравственных качеств дошкольника; «Использование детского фольклора в развитии речи». Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Мамы и папы помогали создавать мини - музей в группе, собирая по крупицам старинные предметы быта, где дети увидели прялку в действии, "варили" обед в чугунке, пили чай из самовара. Организовывали вместе выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек. Также родители с большим интересом ежегодно принимали участие в проведении народных праздников и развлечений. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями.

В результате совместной работы :

у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они стали использовать в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно- ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывать игры - забавы с помощью считалок.

у родителей также был замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей, они с удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы, поговорки, объясняют их смысл.

Опыт работы показал, что именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для приобщения ребенка к фольклору. Народное творчество благодаря своим замечательным свойствам дает ни с чем несравнимые возможности для всестороннего развития детей.

Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ
Публикации по теме:

«Преданья старины глубокой» образовательная область «Социализация» в интеграции с образовательными областями: коммуникация, художественная литература, здоровье, музыка,.

Конспект НОД «Преданья старины глубокой», Образовательная область «Познание».Конспект НОД «Преданья старины глубокой», Образовательная область «Познание». Цель: познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления, применения. Закреплять знания детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческий проект «Преданья старины глубокой» Видео
Опубликовано: 29 апреля 2015 в 09:22
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



Результаты конкурса
Папки-передвижки
МААМ-Картинки

Получить документы
Зарегистрироваться Войти Поиск Лучшее Новое Новости Темочки Картинки Лэпбуки Передвижки Спросить Конкурсы Календарь О МААМ
На Главную МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД