Екатерина Семерникова
Творческий проект «Сердце матери лучше солнца греет»
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Сердце матери лучше солнца греет»
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «СЕРДЦЕ МАТЕРИ ЛУЧШЕ СОЛНЦА ГРЕЕТ»
Дошкольное детство - уникальный период в нравственном воспитании личности. Уже с раннего возраста на основе знакомства с нормами и правилами поведения дети способны воспринимать и осознавать разнообразие моральных понятий. На Руси издавна учили по-особенному относиться к матери. По традиции до семилетнего возраста мать играла главную роль в выхаживании и воспитании малыша. Она не только заботилась о его здоровье, защищала от всяких бед и опасностей, но – главное! – бережно растила его душу. Последние исследования показали, что полученный в раннем детстве опыт общения с матерью самым прямым образом влияет на умственное и психическое развитие ребенка.
Публикация «Творческий проект „Сердце матери лучше солнца греет“» размещена в разделах
В современном обществе остро стоит вопрос о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, и поэтому осознание детьми старшего дошкольного возраста своих чувств к матери становится особенно важным. С полным основанием можно утверждать, что четкая организация продуктивных форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи способствуют повышению интереса родителей к жизни детей, пониманию их проблем, укреплению семейных уз и введению детей в культурное пространство. Результатом поиска эффективных путей взаимодействия с семьями является осознание родителями своего потенциала в воспитании ребенка.
Настоящий проект представляет собой совместную творческую работу педагога, детей и родителей.
1. Тема проекта : «Сердце матери лучше солнца греет».
2. Участники проекта : дети 5-7 лет, педагоги, родители.
3. Тип проекта : творческий.
4. Срок проекта : среднесрочный 3 месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь 2016 года).
Цель: воспитание чувства любви к матери через различные виды совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Задачи:
Для педагогов:
- последовательное погружение детей в народную культуру и знакомство с набором кодов, предписывающих человеку определенное поведение с присущим ему переживаниями и мыслями;
- воспитание чуткости и любви к матери;
- приобщение к театрализованной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к сценическому искусству посредством креативной деятельности;
- стимулирование творческой активности в речевой и продуктивной деятельности;
Сплочение всех участников проекта с целью социализации старших дошкольников для успешного обучения в школе.
Для детей:
- воспитание любви к матери через приобщение к национальной культуре;
- развивать умение общаться в ходе совместной деятельности со всеми участниками проекта.
Для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития личности ребенка;
- воспитание уважительного отношения к повседневному труду матери, ее жизненному опыту;
- формирование доверительных отношений, способствующих сплочению семьи;
- участие в создании предметно-пространственной среды в ДОУ;
- поиск нужной информации для реализации проекта;
- стимулирование творческой активности детей.
Разработка проекта :
- определение значимости проекта;
- изучение литературы по теме проекта;
- составление плана осуществления проекта;
- выбор методов и приёмов осуществления проекта;
- создание игр для совместной деятельности.
Проблема: преобладание у современных детей потребительского отношения к матери.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап.
3. Заключительный этап.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.
1 этап (подготовительный) сентябрь:
- выбор темы;
- выбор литературы и наглядного материала;
- консультации для родителей по подготовке и реализации проекта;
- разработка планов различных видов совместной деятельности;
- диагностика по выявлению знаний о маме;
- создание предметно-пространственной среды для совместного участия в проекте педагогов, детей и родителей;
- посещение сайтов соответствующей тематики;
- сбор фотографий;
- темы консультаций.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Свободное общение на тему «Близкий мне человек».
Чтение художественной литературы: р. н. сказка «Волк и семеро козлят», рассказ Л. Н. Толстого «Сыновья», ненецкая народная сказка «Айога», А. Барто «Разлука», Б. Емельянов «Мамины руки», К. Кубилинкас «Мама», Э. Мошковская «Я маму мою обидел…», Н. Саконская «Разговор о маме», Е Благинина «Посидим в тишине», «При солнышке тепло, при матери добро» К. Д. Ушинский.
Разучивание песен о маме.
Проведение дидактических игр: «Назови ласково», «Моя мама самая…».
Разучивания сценария и песен к утреннику, посвященному Дню матери.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей.
Проведение индивидуальных консультаций.
Подготовка фотографий.
2 этап (основной) октябрь:
- создать галерею портретов мам («Рисуем маму вместе с папой»).
- задание детям: узнать у мамы кем она работает.
- оформление выставки поделок «Мамины руки».
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
Составление рассказа «Моя мама лучше всех!»
Беседа «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!».
Словесные игры: «Как зовут твою маму?», «Назови ласково», «Профессия мамы».
Пальчиковый театр «Волк и семеро козлят».
Аппликация «Подарок для мамы».
Рисование «Портрет мамы».
«Праздник каждый день» (инсценировка).
Изготовление рамок для фотовыставки.
Чтение художественной литературы: ненецкая сказка «Кукушка»; Е. Емельянов «Мамины руки», «Надо и не хочется», «Мама все понимает», «Мамино горе»; Н. Артюхова «Трудный день»; Е. Благинина «Мамин день»; М. Пляцковский «Ты на свете лучше всех»; Е. Карганова «Про маму», Э. Мошковская «Я маму обидел», А. Барто «Мама поет»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»; Н. Носов «Самая красивая».
Разучивание сценария и песен к утреннику, посвященному Дню матери.
Работа с родителями:
Задание мамам: рассказать своему ребёнку о своей профессии.
Изготовление поделок своими руками с привлечением ребёнка.
3 этап (заключительный) ноябрь:
- подарки для мам и бабушек;
- совместное мероприятие для родителей и детей;
- фотовыставка «Я и мама»;
- изготовление поздравительного плаката;
- конкурс стихотворений о маме;
- раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;
- выставка детских работ «Моей мамочке дарю, за все ее благодарю»
- анкетирование родителей.
В ходе работы над проектом интегрируются следующие области:
Познание: углубление культурологических знаний детей через приобщение к мировым культурным ценностям, малым фольклорным формам, народным сказкам, истории, быту русского народа, семейным ценностям, традициям семейных взаимоотношений.
Коммуникация: развитие способов общения взрослых и детей в семье и ДОУ в творческом процессе, подготовку к конкурсу стихов, выставка рисунков и рукоделия, фотовыставка.
Социализация: формирование целостного представления образа матери – хранительницы семьи, домашнего очага, семейных ценностях; создание психоэмоционального климата в семье, атмосферы сотворчества между участниками проекта, построение новых отношений и взаимосвязей, сопереживания и взаимопомощи.
Чтение художественной литературы: изучение литературы по теме проекта, чтение сказок разных народов и стихотворений о маме; умение прочитать наизусть стихотворный текст, расставляя логическое ударение; чтение пословиц и загадок (ненецкая сказка «Кукушка»; Е. Емельянов «Мамины руки», «Надо и не хочется», «Мама все понимает», «Мамино горе»; Н. Артюхова «Трудный день»; Е. Благинина «Мамин день»; М. Пляцковский «Ты на свете лучше всех»; Е. Карганова «Про маму», Э. Мошковская «Я маму обидел», А. Барто «Мама поет»; Э. Мошковская «Я маму мою обидел»; Э. Успенский «Если был бы я девчонкой…»; Н. Носов «Самая красивая»).
Художественное творчество : приобщение к изобразительному искусству через рассматривание женских портретов; развитие детского творчества.
Музыка: формирование любви к музыке через прослушивание народных мелодий и песен; воспитание слушательской культуры и музыкального вкуса.
Труд: воспитание ценностного отношения к трудовой деятельности членов семьи, его результатам; совершенствование умений работать с бумагой, пластилином.
Проект активизируется через различные виды и формы детской продуктивной деятельности.
Познавательная деятельность:
- рассказ о прялке и ее роли в жизни русской женщины;
- чтение пословиц и поговорок о маме;
- рассматривание репродукций картин русских художников, изображающих женщин.
Речевая деятельность:
- формирование интонационной выразительности речи через ознакомление с русскими народными сказками «Марья-искусница», «Крошечка-Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;
- чтение потешек, скороговорок, считалок;
- заучивание стихов о маме;
- беседы-обсуждения на темы6 Почему мама грустит? Чем я порадовал (а) маму?
- упражнения на развитие интонационной выразительности;
- произнесение фразы с различными интонациями, силой голоса, в определенном характере;
- игра «Угадай чей голосок»;
- игра с расширением диапазона голоса «Чудо-лесенка»;
- игра «Мама спит» с движениями;
- сюжетно – ролевые игры: «Семейный праздник», «Мамины помощники», «Встреча гостей», «Семья» сюжет: «Мама укладывает детей спать», Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности
- загадки, поговорки и стихи о веретене и прялке.
Музыкальная деятельность:
- прослушивание русских народных мелодий;
- разучивание колыбельных «О баю, баю, баю», «Котенька-коток»;
- прослушивание современных песен о маме.
Продуктивная деятельность:
- изготовление подарков для мамы;
- изготовление рамок для фотовыставки.
Творческая деятельность :
- конкурс стихотворений о маме;
- оформление фотовыставки «Я и моя мама»;
- оформление выставки «В гостях у рукодельниц» (бабушка, мама и я);
- раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;
- выставка детских работ «Моей мамочке дарю, за все ее благодарю»;
- выставка рисунков «Моя мама».
Предполагаемый результат:
- владение понятием «Семья»;
- освоение детьми праздника «День Матери»;
- составление рассказов о своей матери, семье;
- проявление заботы и уважения ко всем членам семьи;
- умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основании знаний;
- улучшение отношений в семье через совместную деятельность и праздничную атмосферу, созданную в детском саду.
Дети не только познакомились с историей возникновения праздника «День матери», но и поняли, что доставлять радость так же приятно, как и получать подарки. Через художественную литературу и музыку дети приобрели богатый опыт, который способствовал развитию лучших нравственных качеств. Родители и дети смогли реализовать свои желания и возможности в художественном творчестве, утвердились во мнении, что МАМА – это главное слово на свете.
Мониторинг эффективности проекта
Результат Критерии Диагностическая методика Ответственный
Дети освоили смысл ключевых понятий проекта : «уважительность», «заботливость», «внимательность». Высокий уровень
Ребёнок самостоятельно подбирает характеристику, соответствующую или близкую ключевому понятию проекта.
Средний уровень
Ребёнок самостоятельно подбирает характеристику, соответствующую или близкую ключевому понятию проекта, но допускает ошибки, которые сам исправляет.
Низкий уровень
Ребёнок может подобрать к ситуации одно из предложенных понятий с помощью взрослого, совместным анализом ситуации. Анализ проблемных ситуаций, предложенных педагогом. Организатор проекта
Дети стали внимательнее и уважительнее относиться к близким людям (к маме). Высокий уровень
Ребёнок самостоятельно проявляет заботливое, уважительное отношение к близким людям (к маме).
Средний уровень
Ребёнок проявляет заботу к близким людям, но иногда допускает невнимательное отношение к ним; самостоятельно находит выход из сложившейся ситуации.
Низкий уровень
Ребёнок не проявляет инициативы в заботливом отношении к близким людям (к маме); нуждается в постоянной помощи взрослого для организации уважительного и заботливого общения с близкими людьми (с мамой).
Наблюдение за поведением ребёнка.
Беседа с родителями. Организатор проекта
Программно-методическое обеспечение
1. 1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., М. А. Васильева. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». М. : Мозаика- Синтез, 2010.
2. Гербова В. В Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М. : Просвещение. «Воспитание нравственных качеств у детей» А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. М., 2008.
3. «Нравственное воспитание в детском саду» В. И. Петрова, Т. Д. Стульник. М., 2006.
4. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. М., 2007.
5. «Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения» Р. Р. Калинина. С-Пб., 2004.
Приложения
Приложение №1
Словесные игры:
«Как зовут твою маму»
Цель: Закреплять знания детей Ф. И. О. своей мамы.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют Ф. И. О. своей мамы («Мою маму зовут …»). Если ребенок затрудняется, то помогает воспитатель.
«Назови ласково»
Цель: Учить ласково обращаться к своей маме.
Игровые правила: Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и произносят ласковые слова, которые они говорят своей мамочке.
«Профессия мамы»
Цель: Игра учит детей соотносить действия людей различных профессий.
Игровые правила: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок называет, кем работает его мама и что она делает («Моя мама врач, она лечит людей»)
«Мамочка»
Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!
Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!
Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!
Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!
Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!
Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!
Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!
Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!
Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!
Приложение №2
Входная анкета для родителей
Хотели бы Вы, чтобы с Вашим ребенком проводилась специальная работа по воспитанию любви к матери?
Считаете ли Вы, что в детском саду должна проводиться такая работа?
Готовы ли Вы сотрудничать по этому вопросу с педагогами детского сада?
Приложение№3
Итоговая анкета для родителей.
Как отразились занятия и беседы о маме, проводимые в детском саду, дома?
(в играх, в отношении к близким людям, в выполнении обязанностей по дому, в рассказах; пели ли дети песни, разученные в детском саду и др.)
___
Что, по вашему мнению, было самым нужным в проведенной работе?
___
Что, по вашему мнению, было самым интересным в проведенной работе?
___
Нужна ли работа по данной теме для детей дошкольного возраста? Почему?
___
Ваши пожелания и предложения:
___
СПАСИБО!
Приложение №4
Конспект организованно – тематической деятельности
«Поговорим о маме»
Программное содержание:
Уточнять и обобщать знания детей о семье, раскрыть детям многогранный образ матери, воспитывать любовь и заботливое отношение к ней. Воспитывать нравственные и эстетические чувства.
ХОД.
В. «Как вы думаете, что такое семья?
(семья-это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, говорят друг с другом ласково.
Семья – это мам, папа, дети, бабушки, дедушки)
ИГРА С МЯЧОМ
«Кто я?» («Я мама, а ты мне кто?», «Кому ты сын?», «Кому ты внучка?») и т. д.
Ребята, вы принесли фотографии своих мам. Сегодня мы поговорим о ваших мамах, самых дорогих и любимых.
Воспитатель читает стихотворение.
Кто вас, детки, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит
И заботится о вас,
Не смыкая ночью глаз?
- Мама дорогая!
Давайте скажем о маме все хорошие слова, каждый назовет по одному слову,
Не повторяя уже сказанные. Какая мама?
(ДЕТИ - добрая, ласковая, нежная, любимая)
А у вашей мамы тоже есть мама. Кто же она? (ответ детей)
Да, это ваша бабушка.
Воспитатель читает стихотворение о бабушке.
Бабушка наша очень добра
Бабушка наша стала стара
Много морщинок у бабушки нашей
С ними она еще лучше и краше.
Бабушка теплые варежки вяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать ее мы готовы часами,
Что позабудет, подскажем ей сами.
Ребята, а как вы заботитесь о маме и бабушке? Что вы делаете по дому? Как им помогаете?
ДЕТИ отвечают.
ВОСП-ЛЬ. Мама не только дома заботится о семье, она еще и работает. Расскажите об этом.
Кем работает твоя мама, что она делает? Что ей нужно для работы.
Дети по очереди рассказывают про своих мам.
ВОСП. Вот видите, ребята, как необходима людям мамина работа: она лечит людей, учит детей, продает лекарства…
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Махалкова «А что у вас?»
Воспитатель проводит физкультминутку «Мама спит»
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу (дети идут на цыпочках)
Я на пяточках хожу,
Маму я не разбужу (дети идут на пятках)
ВОСП. О маме много сложено пословиц
«При солнышке тепло, при матери добро»
«Лучше мамы друга не сыщешь»
«Нет лучше дружка, чем родная матушка»
(дети повторяют и учат пословицы)
В. Ребята, я послушала ваши рассказы о маме, бабушке и почувствовала, что вы их очень любите, стараетесь помогать им и любите свою семью.
Скоро у нас состоится праздник «День матери», давайте споем песню о маме, которую мы учим к празднику. Это тоже подарок мамам.
ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ О МАМЕ.
Приложение №5
Вопросник для детей № 1
1. Назови полное имя и отчество твоей мамы?
2. Где работает твоя мама?
3. Кем она работает?
4. Чем занимается мама дома?
5. Назови, пожалуйста, любимое мамино занятие.
6. Как ты думаешь: трудно быть мамой?
7. А ты хочешь быть мамой, когда вырастишь? (вопрос только для девочек).
Вопросник для детей № 2
1. Ты любишь свою маму?
2. За что ты любишь свою маму?
3. Как ты проявляешь свою любовь?
4. Как ты поступаешь, если:
• Мама устала;
• Маме нездоровится;
• Пришли гости, а в доме беспорядок?
5. Что будешь делать, если ты играешь в очень интересную игру, а мама просит ей помочь?
6. Можешь ли ты понять, какое настроение у мамы?
7. Как ты это определяешь?
8. Хочешь ли ты быть похожей на маму? (вопрос для девочек)
9. Составление устного портрета мамы.
10. «Представьте себе, что я никогда не видела твоей мамы. Расскажи, какая она, чтобы я
смогла её сразу узнать.