Евгения Чивчиш
Творческий проект «Волшебный мир сказки» в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР
«Сказка – это зернышко,
из которого прорастёт
эмоциональная оценка
ребенком жизненных явлений»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта : Сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.
При использовании сказкотерапии в развитии речи создаётся коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребёнка, происходит совершенствование лексико – грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности, развитие диалогической и монологической речи, возникает взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.
Публикация «Творческий проект „Волшебный мир сказки“ в подготовительной группе компенсирующей направленности с ОНР» размещена в разделах
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Проекты, планы
- Педагоги компенсирующей направленности
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Сказки. Проекты
- Темочки
Развитие речи посредством сказкотерапии будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Проект «Волшебный мир сказки» стал одним из важнейших компонентов в организации непрерывной образовательной деятельности в нашей группе. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Гипотеза: организация логопедической работы с дошкольниками посредством театрализованной деятельности будет способствовать развитию активной, правильной, эмоционально насыщенной речи дошкольника.
Цель:
Внедрение в логопедическую работу театрализованной игры, как средства всестороннего развития речи детей. Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства; развитие творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально- отзывчивой, социально- компетентной и развивающейся личности.
Задачи проекта :
1. Коррекционно– образовательные:
учить развивать сюжет, использовать «сказочные» языковые средства; формировать творческое рассказывание, умение раскрывать тему, подчинять свою сказку определённой (основной) мысли.
2. Коррекционно– развивающие:
развивать традиции семейного чтения.
3. Коррекционно– воспитательные:
создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
Тип проекта : творческий, ролево — игровой, групповой.
По времени проведения: средней продолжительности
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, учитель-логопед, родители.
Ожидаемые результаты проекта :
У детей:
• Автоматизация поставленных звуков в самостоятельной речи;
• совершенствование звуковой стороны речи;
• успешное овладение грамотной и связной речью;
• овладение навыками выразительной, правильной речи;
• развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка через сказку (театрализованную деятельность);
• усиление интереса к занятиям.
У родителей:
• Участие вместе с детьми в составлении логопедических сказок
• активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества
• повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
У педагогов:
• Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи.
• разработка методического и практического материала по проекту.
Срок реализации проекта : (4 неделя апреля – май)
Пути реализации проекта
1. Пополнение содержания книжного уголка сказками разных жанров.
2. Организация выставки поделок, рисунков.
3. Изготовление декораций к сказкам, атрибутов.
Методы реализации проекта
1. Наглядно-действенный метод:
- рассматривание книжных иллюстраций;
- проведение дидактических, подвижных игр;
- чтение педагогом художественной литературы;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;
2. Словесно-образный метод:
- чтение сказок с последующей драматизацией;
- консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
- беседы;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр;
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
3. Практический метод:
- автоматизация звуков в самостоятельной речи
- организация продуктивной деятельности: сочинение сказок, рисование иллюстраций к сказкам;
- изготовление персонажей к сказкам для настольного театра;
- оформление выставки по рисункам детей.
Схема реализации проекта в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР.
Этап реализации проекта Неделя Деятельность учителя-логопеда и инструктора по ф/к Деятельность воспитателей Деятельность родителей Деятельность детей
1этап
Постановка проблемы 4неделя апреля 1. Беседас родителями «Знакомство с проектом»
2. Проведение эстафет на тему сказки :
- пронеси перо жар птицы;
-посади денежное дерево для Буратино;
-скачки на коньке Горбунке;
-полёт на метле Бабы Яги; 1. Беседа «Что такое сказки? Какие бывают сказки?»
2. Развитие словарного запаса по теме «Герои сказок»
3. Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в театр» 1. Беседа со своими детьми «Вспомним сказки» 1. Посещение театра (спектакля) с родителями.
2. Поделиться впечатлениями с детьми о посещении театра.
2 этап
Организация работы над проектом 1неделя мая 1. Беседа на тему «Русские народные сказки» : Какие вы сказки знаете? Чему учат народные сказки? И т. д.
2. Проведение подвижных игр
- «Гуси-лебеди»
- «Золотая рыбка»
- «Волк и семеро козлят»
- «Морские фигуры сказки Русалочка» 1. Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Крошечка–Хаврошечка», «Заюшкина избушка»… 1. Чтение русских народных сказок своим детям.
2. Посещение концертов народной самодеятельности, народных гуляний. 1. Рассматривание иллюстраций к прочитанным русским народным сказкам.
2 неделя мая 2. Оформление книжного уголка.
3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
4. Пересказ сказки «Теремок» от лица героев
5. Игра-драматизация по сказке «Семеро козлят» с творческим заданием : изменить концовку сказки. 2. Рассматривание иллюстраций к русским сказкам. Выделение главных героев, определение характеров сказочных героев.
3. Проигрывание театральных этюдов «Кот, петух и лиса», «Злой волк и трусливый заяц», игра-пантомима «Угадай – кто я?»
4. Организация выставки рисунков «Мой любимый герой сказки». 2. Изготовление поделок из пластилина по мотивам русских сказок.
3. Составить совместное с детьми словесное описание любого сказочного героя из народной сказки. Рисование сказочных героев к русским народным сказкам
3. Просмотр мультфильмов по мотивам русских сказок.
3 этап
Реализация проекта 3неделя мая 1. Повторное чтение сказки «Теремок». Распределение ролей к спектаклю.
2. Проигрывание отдельных сцен и диалогов к спектаклю.
3. Подвижные игры с тематикой сказки. 1. Обсуждение характеров героев сказки «Теремок», «Кот, петух и лиса».
2. НОД составление описательного рассказа. Описать героев сказок.
3. Посещение библиотеки, знакомство с книгами сказок, имеющихся в библиотеке. 1. Изготовление масок и атрибутов к спектаклю.
2. Участие в спектакле в качестве второстепенных героев.
3. Разучивание текста к роли со своими детьми. 1. Посильное участие в изготовлении масок и атрибутов к спектаклю.
2. Рисование «своего» героя сказки.
4 этап
Показ спектакля 4 неделя мая Показ спектакля для детей группы ЗПР
Викторина для детей «Мы любим наши сказки»
Этапы проекта
I этап- теоретический:
• определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
• определение целей и задач проекта;
• составление плана-схемы проекта;
• обсуждение проекта с воспитателем, учителем-логопедом.
II этап- подготовительный :
• разработка проекта;
• подбор методической литературы, иллюстрированного материала;
• подбор материала, пособий, атрибутов для дидактической, игровой, театрализованной деятельности, для коррекционной работы;
• подбор музыкальных произведений;
• составление перспективного плана мероприятий;
• проведение предварительной работы с родителями;
• подведение итогов, анализ ожидаемого результата.
III этап- практический:
• выполнение проекта;
• работа по плану с детьми, родителями, педагогами;
IV этап- заключительный:
• презентация проекта в виде инсценировки сказки;
• подведение итогов реализации проекта;
• анализ ожидаемого результата.
Дидактические игры
«Коробочка добрых дел».
Цель: Формирование чуткого, доброжелательного отношения к товарищам, побуждение детей к нравственным поступкам; воспитание чувства уважения к людям, доброжелательности, желания совершать добрые поступки.
«Цветик — семицветик».
Цель: Обучение ребенка осознованию своих желаний, пониманию того, что у других есть желания и они могут быть разными, непохожими на желания ребенка; обучение считаться с желаниями другого человека, внимательно и уважительно относиться к нему.
«Сочиняем сказку».
Цель: Развитие творческого воображения, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
«Разноцветные сказки».
Цель: Развитие творческого воображения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие произвольности и самоконтроля.
«Радужные сказки».
Цель: Развитие творческого воображения, развитие и совершенствование коммуникативных навыков, развитие произвольности и самоконтроля.
«Цветок сказки».
Цель: Развитие творческого воображения.
«Добрый-злой»
Цель: Обучение дифференцированию понятий «добро», «зло».
Метод Триза «Что бы произошло, если бы Медведь не встретил зверей из теремка…», «Если бы кот не пришёл на помощь…».
Пословицы и поговорки:
Сделай добро, не прося ничего в замен.
Добро побеждает зло.
Доброе дело и в воде не тонет.
Доброго держись, а от худого удались.
Жизнь дана на добрые дела.
Зависть и злоба не приносят счастья в дом.
Результат проекта : В процессе проекта по решению проблемы у детей сформировалось нравственное сознание и поведение. Дети получили знания об эмоциональном мире человека и способы управления им, проявили творческий подход в продуктивных видах деятельности. Работа помогла в развитии коммуникативных навыков детей. Родители воспитанников, с интересом, заботой и ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей. Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.
Таким образом, осуществляя работу по проекту удалось :
• обобщить представления детей о доброте и эмоциональных переживаниях, которые соответствуют этому понятию;
• обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей;
• создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе;
• наладить дружеские отношения между детьми.
Значимость проекта заключается в следующем:
• он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
• является методом, идущим от индивидуальных особенностей детей;
• метод, который выводит педагогический процесс из стен учреждения в окружающий мир и социальную среду.
Считаю, апробированный мной опыт работы можно использовать для решения проблем в развитии эмоциональной сфере детей, а также для формирования коммуникативных навыков общения дошкольников.
В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды светить.