Получи документы

Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»

Галина Альбрехт
Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29»г. Сыктывкара

Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки-куклы – пеленашки» .

Составитель : воспитатель

Альбрехт Г. И.

Сыктывкар 2022

1. Паспорт проекта 2

2. Введение 3

3. Актуальность проекта 4

4. Цель и задачи проекта 5

5. Этапы проекта 6

6. Ожидаемый результат 7

7. Список литературы 8

8. Приложения 1 Консультации для родителей

Публикация «Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) „Милашки — куклы-пеленашки“» размещена в разделах

1.«Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников».

2. Консультация для родителей «История возникновения русской тряпичной куклы».

3. Консультация для родителей. Народная тряпичная кукла – как

традиционный элемент воспитания детей 9-15

9. Приложение 2 Стихи о куколке 15-17

10. Приложение 3 Колыбельные песенки 17-18

11. Приложение 4 Хороводные игры 18-19

12. Приложение 5 Потешки детям 19-21

13. Приложение 6 Считалки для малышей 21

14 Приложение 7 Пословицы, поговорки, цитаты, стихи о куклах 22-23

15 Приложение8. Беседы

«Что за куколка такая?» 23-24

16 Приложение 9.

1. НОД «Милашки-куклы пеленашки»

2. НОД «Обереговая и обрядовая народная кукла»

3. НОД «Колыбельная»

4. НОД «Какие бывают куклы» 24-25

17. Приложение10. Беседы 25

18.

Фотоотчет 25-27

Творческо - информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки-куклы – пеленашки» .

Вид проекта : творческо-информационный

Сроки реализации проекта : среднесрочный

Участники проекта :

- дети первой младшей группы (от года до 3 лет) -педагоги;

-родители (законные представители) воспитанников

Количество детей;21 воспитанник

Воспитание, лишенное народных корней,-

бессильно. Воспитание, созданное самим

народом и основанное на народных

началах, имеет ту воспитательную силу,

которой нет в самых лучших системах.

К. Д. Ушинский

Актуальность проекта.

Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много

разных открытий, нововведений, инноваций. Наша жизнь не стоит на месте,

она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети

меняются, природа переживает включение людей, их техногенный процесс.

Но как и много лет назад, так и сейчас каждый ребенок появляется на свет,

растет, познает окружающий и предметный мир через игру.

Современный мир переполнен информацией. Дети, окунувшись в

него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим

сказкам, традициям, игрушкам, им на смену приходят мультфильмы и

компьютерные игры Запада. В каждой семье есть игрушки, много игрушек.

Порой они не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним

у ребё нка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. Родители чаще

проговаривают о том, что им легче выбросить и купить новую, современную,

чем привести в порядок игрушку вместе с ребенком.

Сменяющееся поколение все реже проявляет интерес к своей русской

истории, не прививая этот интерес своим детям. Поэтому педагоги нашего

ДОУ ставят перед собой цель – формирование бережного отношения и

любви к своей истории и традициям.

Одним из направлений работы педагогов нашего дошкольного

учреждения является социально - нравственное развитие детей дошкольного

возраста, предполагающее привитие детям интереса и любви к своему

народу. Педагоги понимают, что детям дошкольного возраста важно и

необходимо передавать опыт предков по возращению традиций и обычаев

русского народа; по становлению гордости за свою необъятную Родину.

В дошкольном возрасте происходит становление базовой культуры

личности, формируются высшие нравственные чувства, к которым относится

и чувство патриотизма. Именно в этот период важно воспитывать в ребенке

уважение к традициям и обычаям своего русского народа, старшему

поколению, любовь к родному языку и природе.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции,

культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость

за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и

нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и

жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной

куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться,

фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к

народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна

ребенку.

Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции.

Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа.

Кукла не рождается

сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети.

Через

кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности.

Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

К. Д. Ушинский писал, дети должны, начиная с раннего возраста, усваивать элементы

Народной культуры, владевать родным языком, знакомиться с произведениями народного творчества и постоянно играть.

Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей огромное значение в развитии личности: «Игра есть свободная деятельность дитяти..

В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля».

Действительно в жизни ребенка игрушка имеет большое значение.

Дети дошкольного возраста вместе с куклой создают свой воображаемый мир

или знакомятся с действительностью, создают совместную с педагогом,

сверстниками проблемную ситуацию или посредством действий, обыгрывания, знакомятся с поступками, как положительными, так и отрицательными.

Проблематика

У детей дошкольного возраста очень слабый интерес к народной

тряпичной кукле. Причины: незнание истории возникновения народной

куклы. Отсутствие в группах развивающей среды для ознакомления,

изготовления и обыгрывания тряпичной куклы.

Задача взрослых - не забывать историю своего народа, воспитывать

интерес у детей к народной культуре (обычаи, традиции, игры, праздники,

народные игрушки, желание узнавать новые факты из жизни нашего народа,

прививать любовь к своему народу.

На вопрос воспитателя детям: «Каких вы знаете кукол своих

предков?» проявилось молчание. При показе иллюстраций, на которых

изображены тряпичные куклы, воспитатель увидел интерес и желание детей

узнать больше информации о куклах.

Мы, воспитатели самостоятельно принялись рассматривать журналы,

книги, пособия с описанием народных тряпичных кукол, их историю

возникновения, традиции, обряды предков. Для детей подготовительных к

школе групп создавалась благоприятная обстановка для воспитания и

изучения народной культуры: народный костюм, традиции, быт прошлого.

Прослеживался интерес со стороны родителей к формированию у детей

заинтересованности к культуре прошлого времени.

Современные дети часто не представляют, да и не имеют желания

узнать «почему так было?», откуда в магазине хлеб, посуда, игрушки? Что

такое самовар или лапоть, о которых читают в сказке. Отсюда, часто

пренебрежительное отношение к вещам и игрушкам. Нет понимания, что

человечество «училось» постепенно, накапливая опыт и передавая его из

поколения в поколение, что затрачено много сил на производство. Что сейчас

быстро и удобно, не всегда было таким. Сейчас, по истечении многих лет, мы

видим, как поменялись предметы быта, изменилась одежда, обувь и игрушки

современных детей, в зависимости от них, игры детей. Воспитатели

столкнулись с проблемой: иллюстрации с различными тряпичными куклами

вызвал интерес у детей, но он не развился. Решение – необходимость в

показе детям настоящей тряпичной куклы, наглядность, то есть дать

возможность ребенку куклу взять в руки, рассмотреть, полюбоваться. У

воспитателей появилась идея проекта, в результате которого дети получат

все ответы на их вопросы по теме «Куклы наших предков».

Концептуализация

Оригинальность нашей работы обеспечивается внедрением в практику воспитательно-образовательной работы следующих идей:

- Создание условий для возникновения мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбом «Кукла наших предков»

- Интеграция образовательных областей: ОО «Развитие речи», ОО

«Художественно-эстетическое развитие», ОО «Познавательное развитие»,

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие».

Интеграция осуществляется только в процессе игры.

- Привлечение родителей в процесс ознакомления детей с культурой

нашего народа, информацией о тряпичных куклах.

Перспектива дальнейшей деятельности

Комплексно - тематическое планирование по теме.

Взаимодействие с родителями детей.

Анализ результатов проектной деятельности и обобщение опыта

коллективу ДОУ.

Цель: формирование интереса детей в младшей группе к истории и культуре русского народа через образ традиционной тряпичной куклы.

Задачи:

- Обогащать знания воспитанников об истории возникновения, о

разнообразии и назначении традиционной русской куклы и обучать детей

технике изготовления различных видов кукол.

- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую

активность и мышление, чувство пропорции, ощущение композиции.

- Воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность и способствовать

активизации интереса родителей к вопросам нравственно - патриотического

воспитания

Планируемый результат

Повышение интереса к русской народной кукле.

Повышение познавательной активности детей.

Активизация словарного запаса детей.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Альбом «Кукла нашего народа».

Изготовление кукол для мини-музея.

Презентация.

Этапы работы :

Подготовительный этап (разработка проекта)

1 Постановка цели, задач.

2 Изучение методической литературы

3 Выявление знаний детей и их родителей о тряпичной кукле.

Сбор информации и материалов для реализации работы и создания

пространственной предметно-развивающей среды: подбор художественной

литературы, иллюстраций, кукол в русской народной аудиоматериалов (русская народная музыка).

Создание картотек тканей и ниток, загадок, пословиц и поговорок,

фольклора (песни, колыбельные напевы, припевки, заклички, потешки,

прибаутки).

Разработка конспектов непосредственно-образовательной деятельности, презентации.

Основной этап (внедрение работы)

1 Составление консультации для родителей «Народная тряпичная кукла –

как традиционный элемент воспитания детей», рекомендаций.

2 Создание мини-музея «Народная тряпичная кукла», альбома «Кукла

нашего народа».

3 Совместное изготовление с детьми куклы для выставки.

4 Творческие задания для родителей.

5 Беседы, наблюдения, деятельность с детьми

(игровая, продуктивная, музыкально-театрализованная, двигательная, чтение).

Оформление центра творчества для свободной самостоятельной

Деятельности (каждый ребенок может найти любые материалы

творчества).

Заключительный этап

1Итоговое мероприятие «Тряпичная кукла своими руками» для детей и

родителей с последующей организацией чаепития.

2Выставка «Куклы наших предков»

3Презентация «Народная тряпичная кукла».

Участники : дети, родители, воспитатели младшей группы.

5. Комплексно – тематическое планирование

Для выстраивания целостного педагогического процесса, на первом

этапе изучив методическую литературу по данной проблеме, составлен план

работы с детьми, разработала цикл тематической деятельности.

Для последовательной реализации педагогических задач целесообразно использовать следующие методы:

Обследования.

Наглядный.

Словесный.

•Практический.

Сотворчество.

Месяц Мероприятия

Сентябрь Изучение методической литературы

Октябрь

Изучение истории возникновения народной куклы.

Чтение

художественной

литературы.

Народная сказка

«Василиса Прекрасная» и «Матушкина кукла».

Стихи о куклах

авторов: Г. Заславская, Л. Рубальская,

В. Берестов. Потешки, поговорки, загадки.

Ноябрь

Характеристика и изготовление обрядовых кукол. (Пасхальная

голубка, Пеленашка).

Декабрь

Характеристика и изготовление обереговых кукол.

(Рождественский ангел, Кукла Добрых вестей, Зернушка).

Январь

Характеристика и изготовление игровых кукол. (Столбушка,

Узелковая кукла.)

Февраль

Самостоятельная деятельность детей, изготовление народной

куклы по желанию детей.

Март

Формирование мини – музея «Народная тряпичная кукла».

Апрель

Выставочная деятельность (подведение итогов).

7 Заключение

Академик Д. С. Лихачёв, считал, что: «Мы не должны забывать о

своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке,

живописи….

Национальные отличия сохранятся и в двадцать первом веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Целенаправленная работа по ознакомлению детей подготовительной к

школе группе с историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве детей, воспитателя и родителей, позволит педагогам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиций.

Дети не только узнали возникновения куклы, но и научатся её изготовлять, соотносить по виду (игровая, кукла-оберег, обрядовая) самостоятельно организовывать ролевые

игры с использованием сюжета старины и народных кукол.

Используя в активной речи русский фольклор.

Кукла – одна из интереснейших страниц истории культуры. Человек

соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить.

Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Кукла – знак человека, его игровой образ, символ, который

фокусирует время, историю культуры, страны и народа, отражая их

движение и развитие.

Методическая литература

1 Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000

2 Куклы наших предков. Сиджах Г. // Дошкольное воспитание. 2015

№12. С. 35 – 41

3 Мулько И. Ф., Развитие представлений о человеке в истории и культуре:

Методическое пособие для ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2004

4 Народная кукла как средство приобщения к родной культуре. Аскарова

А. // Дошкольное воспитание. 2011 №7. С. 117 – 125

5 Федеральные государственные образовательные стандарты

дошкольного образования (ФГОС ДО, 2013).

6 Шайдурова Н. В., Традиционная тряпичная кукла : Учебно-

методическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО –

ПРЕСС», 2011

Электронные (интернет) ресурсы

7 Тряпичные куклы : www.rukukla.ru

8 Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru

9 Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.

10. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.

11 Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

12 Славянские куклы : www.liveinternet.ru

Публикации по теме:

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Консультация для родителей «Новые научные открытия в раннем возрасте» Всем доброго времени суток! В настоящее время я прохожу курсы повышения квалификации и одним из практических заданий стало изучение Интернет-ресурсов.

Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте»Консультация «Воспитание интереса к рисованию в раннем дошкольном возрасте» Рисование занимает особое место в жизни маленького ребенка – в этих занятиях ребенок приобретает опыт творчества, развивает и уточняет.

Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»Консультация «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте» Первые три года жизни ребёнка чрезвычайно важный и ответственный период. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь,.

Мастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки» для детей от 1,5 до 2 летМастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки» для детей от 1,5 до 2 лет Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте»Консультация «Патриотическое воспитание в раннем возрасте» Период раннего детства, очень благоприятный момент для развития, формирования личности и воспитания в целом. Психика у детей в этом возрасте.

Познавательно-исследовательский проект «Изучаем времена года в гостях у трех поросят» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Ранее я знакомила вас с нашим обучающим пособием "Огород - круглый год", где главными персонажами.

Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы «Сказка «Волк и семеро козлят на новый лад»Творческо-информационный проект для детей подготовительной группы «Сказка «Волк и семеро козлят на новый лад» Фотоотчет по театрализованной деятельности в подготовительной к школе группе воспитателя Детковской Е. Ю. и музыкального руководителя Васяниной.

Воспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрастеВоспитание социального поведения малыша в ходе игр с сенсорной коробкой в раннем возрасте Игры с сенсорной коробкой одни из самых любимых у детей дошкольного возраста. Их любят и мальчики и девочки. А в младшем возрасте играть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Творческо-информационный проект в раннем возрасте (от года до трех лет) «Милашки — куклы-пеленашки»
Опубликовано: 28 мая 2022 в 10:23
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД