Получи документы

Консультация «Обучение творческому рассказыванию»

Виктория Котова
Консультация «Обучение творческому рассказыванию»

Творческое рассказывание, обучение творческому рассказыванию

Вопросы обучения детей творческому рассказыванию раскрываются в научных трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. С. Ушаковой, Л. М., Бородич А. М.

Обучение детей умению придумывать творческие рассказы положительно влияет на развитие речи. Дети упражняются в активном использовании словаря родного языка, учатся грамматически правильно строить предложения, логично сочетать их в рассказы. Это помогает ребенку овладеть устной, а позже и письменной речью, учит их правильно выражать свои мысли.

Публикация «Консультация „Обучение творческому рассказыванию“» размещена в разделах

Творческое рассказывание выступает как средство эстетического воспитания, средство развития художественно-творческих способностей детей. Ребенок усваивает и понимает прекрасное не только путем созерцания, а в активной творческой деятельности.

Творческое рассказывание имеет важное значение для нравственного воспитания детей.

Программа детского сада ставит конкретные задачи по обучению детей творческому рассказу. Начинается со старшей группы, надо развивать у детей умения: составлять сюжетные рассказы, сказки, придерживаться композиции изложения, характеризовать персонажей сказки или рассказа; придумывать события, предшествующие тем, что воспроизведенные на картинах или являются продолжением их содержания. Воспитатель должен учить детей проявлять творческую инициативу, придумывать продолжение и окончание рассказа, придумывать рассказ на тему, предложенную воспитателем, составлять связный сюжет, который последовательно развивается, применять в речи образные слова, эпитеты, сравнения.

В подготовительной группе предусматривается в самостоятельной творческой рассказа учить детей придумывать рассказы и находить соответствующий стиль повествования. Рассказы должны иметь четкую композиционную структуру (описание условий, действующих лиц, развертывание действия, кульминация, развязка).

Виды творческих рассказов :

- на наглядной основе (по сюжетной игровой обстановкой, сюжетная рассказ о 1 игрушке, придумывание начала или конца к событиям, изображенных на картине, описательные рассказы о природе).

- на словесной основе - это придумывание конца к началу рассказа или сказки воспитателя, рассказ на тему, предложенную воспитателем, самостоятельное составление сказок.

Разновидность занятий:

- самый легкий вид занятий: составление описательных рассказов про игрушку (в младшей группе дети составляют рассказы по 1 игрушке, а в старших группах помимо описания игрушки дети рассказывают каким образом с ней можно играться).

- более сложным видом является по сюжетной игровой обстановке (группа игрушек, тема «В гостях у куклы Кати», или воспитатель создает обстановку) (Кто пришел к Кате в гости? Что им Катя показала)

- творческие рассказы про игрушку. Ребенок должен самостоятельно придумать образные ситуации, действия с данной игрушкой. Поэтому это задача ставится только в подготовительной группе. Сложной задачей является составление детьми рассказов об одной игрушке, но с разными сюжетами. Если детям трудно его выполнить, воспитатель может предложить несколько вариантов развития сюжета.

Разновидностью таких занятий является: рассказы - инсценировки или составление сказок об игрушке, специфика этих рассказов, сказок заключается в том, что ребенок одновременно выполняет три задачи: придумывает сюжет, двигает игрушку по столу, рассказывает о действиях игрушки.

Рекомендуется, проводить занятия с наглядным материалом. Детям дают одинаковые мелкие игрушки (утята, машинки, куклы).

Приемы проведения занятий:

Предлагается такой прием - совместное составление рассказа подгруппами детей (детям предлагают один набор игрушек для настольной инсценировки, дети все вместе составляют рассказ, а затем решают кто будет ее рассказывать).

По тому же принципу проводят занятия на составление детьми творческих рассказов по картине.

Самым сложным для детей является описательные рассказы о природе. Поэтому эта работа проводится в подготовительной группе.

Особый интерес представляют творческие рассказы на сравнение природных явлений. Такие темы создают широкие возможности не только для того, чтобы разнообразить содержание, но и для использования различных грамматических и синтаксических структур, в частности распространенных и сложных предложений. Это - лексические упражнения на подбор эпитетов, метафор, сравнений, синонимов и антонимов, которые помогают детям почувствовать красоту стиха. («Как можно сказать про березу? Про осень? Про снег?»)

Рассказы-этюды (Н. Ф. Виноградова) представляют собой небольшой рассказ на предложенную тему, своеобразную словесную зарисовку. Сначала детям предлагают рассказать о признаках, которые привлекают внимание детей своим разнообразием («зимний» лес, парк осенью). Постепенно дети переходят к более сложным этюдам и должны быстро, внятно описывать один, но яркий предмет («Тюльпан», «Ромашки»).

Самым сложным видом творческого рассказывания является составление рассказа или сказки на тему, предложенную воспитателем. В них ребенок должен сам рассказать об условиях, в которых происходит событие, описать героя, определить и раскрыть ход действий, придумать конец.

На занятиях творческого рассказывания используются как общеизвестные учебные приемы (образец, план, указания, оценка, так и специфические приемы развития творческого воображения и активизации творческих способностей. Чаще всего используется план рассказа.

С планом воспитатель знакомит детей после того, как им становятся известны сюжет и тема рассказа.

Для того чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому-то из детей повторить основные его моменты.

Ценным приемом является: игровой прием, называние предмета, вопрос, анализ и оценка рассказов, повторение рассказа товарища, прием составления коротких рассказов, объединенных одним героем.

В комплексе эффективных методических приемов на занятии широко используется и такой прием, как указание. Указания бывают такие: рассказать подробно, продумать свой рассказ, продумать начало рассказа.

Для того чтобы больше заинтересовать детей, можно использовать такие приемы, как чтение перед группой или прослушивания записанных на магнитофон детских рассказов, оформление рассказов детей в небольшие книжки-самоделки, иллюстрации к ним могут нарисовать сами дети.

Публикации по теме:

Обучение творческому рассказыванию с использованием авторской технологии Волковой С. Н. «Белый лист» Вопросами формирования связной речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями занимались многие авторы Спирова Л. Ф., Трауготт.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе с использованием технологии «обучение детей творческому рассказыванию» Цель: создание условий для творческой речевой активности детей при помощи сказочного материала. 1. Образовательная область: «Речевое развитие».

Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе»Конспект занятия по развитию речи «Обучению творческому рассказыванию методом мнемотехники в подготовительной группе» Харламова С. К. воспитатель ГБОУ Школа № 1512 г. Москвы ДО 1125 Цель: учить детей использовать методы и приемы мнемотехники- самостоятельно.

Конспект занятия по обучению детей творческому рассказыванию по игрушкам Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Придумывание творческих рассказов Образовательная область – Речевое развитие.

Конспект занятия по обучению творческому рассказыванию по картине «Белки». Средняя группа Разработал: Васюченко И. В. ЗАДАЧИ: – формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием; – обучать определять.

Консультация для педагогов «Обучение детей разных возрастных групп монологической речи (рассказыванию)» Консультация для педагогов «Обучение детей разных возрастных групп монологической речи (рассказыванию)» 1. 1. Речевые и воспитательные.

Консультация для родителей «Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию» Карты Проппа как средство обучения детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию (из опыта работы). Среди всех видов.

Консультация для воспитателей «Обучение дошкольников творческому рассказыванию» Консультация для воспитателейОбучение дошкольников творческому рассказыванию. Среди всех видов связной монологической речи творческое рассказывание.

Памятка воспитателю по методике обучения творческому рассказыванию в старшей и подготовительной группах Под творческим рассказыванием понимается деятельность, результатом которой является придуманный ребенком рассказ с самостоятельно созданными.

Обучение творческому рассказыванию «Творческое рассказывание» Подготовила: воспитатель Смирнова Екатерина Андреевна Дошкольный возраст называют периодом интенсивного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение творческому рассказыванию»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 19:39
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД