Приложение МААМ

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы) (3 фото)

Юлия Ильина
Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Доклад на конференцию был написан совместно с коллегой Нечаевой Ксенией Андреевной.

Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Свое выступление хотелось начать со слов Константина Дмитриевича Ушинского:

Воспитание должно развить в человеке

привычку и любовь к труду; оно должно

дать ему возможность отыскать

для себя труд в жизни.

3 слайд

Публикация «Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Тема нашего выступлении, как вы, наверное, уже догадались, пойдет о трудовом воспитании и звучит она: «Труд в природе, как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста».

4 слайд

К. Д. Ушинский отводил большое внимание трудовому воспитанию дошкольников. В своей работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» раскрывает значение свободного физического труда для развития личности и поддержания в ней чувства собственного достоинства. Ушинский считал неправильным отношение родителей к своим детям, когда они пытались освободить их от трудовых обязанностей, считая, что они собственноручно разрушают счастье своих детей. К великому сожалению, такую картину мы наблюдаем повсеместно: большинство детей, переступая порог школы, не владеют элементарными трудовыми навыками.

5 слайд

Труд в жизни детей имеет большое образовательное и воспитательное значение. Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно с дошкольного возраста.

В ФГОС дошкольного образования под термином «трудовое воспитание» принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков, а также стремления обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников – формирование бережного отношения к любому труду и четкое представление о трудовой деятельности взрослых.

6 слайд

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи трудового воспитания :

1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.

2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.

3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

7 слайд

ФГОС дошкольного образования предполагает следующие виды труда : самообслуживание; хозяйственный труд; ручной труд и труд в природе. По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

В связи с этим мы бы хотели поделиться опытом работы на примере нашего образовательного учреждения и рассказать о теоретической части и значении труда в природе для детей дошкольного возраста.

8 слайд

Труд в природе имеет большое воспитательное значение в системе экологического образования дошкольников. В процессе труда у детей формируют бережное, заботливое отношение к природе.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности. Воспитание умения малышей принять цель наблюдения, осознать его результат будет эффективнее, если наблюдение связано с трудом.

Помимо воспитательных, в процессе труда в природе решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и их сезонных изменениях.

Трудовая деятельность дошкольников может реализовываться при создании предметно - развивающей среды, обеспечивающей возможность организовывать различные виды трудовой деятельности.

В нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду.

9 слайд

На территории имеется мини-огород, который используется для экологического и трудового воспитания дошкольников.

10 слайд

Эта зона помогает детям уже в дошкольном возрасте приобретать практические навыки ухода за растениями. А также развивает такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.

11 слайд

Для проведения совместных со взрослым исследований рядом с мини-огородом мы организовали «Мини-лабораторию под открытым небом»,

12 слайд

оснащённую специальным оборудованием и разнообразными материалами для опытно-поисковой работы, которые активизируют познавательную деятельность детей. Имеется выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

13 слайд

По всей территории детского сада разбиты цветники, которые предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ, а также для наблюдения за садовыми растениями (однолетними, многолетними) с разными этапами цветения.

14 слайд

Красиво цветущие растения подобраны таким образом, чтобы в течение года одни цветы сменяли другие, то есть создана клумба «непрерывного цветения».

15 слайд

Метеостанция. Объект с размещенным на ней специальном оборудованием, предназначенным для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

16 слайд

Птичья столовая помогает воспитанникам расширить представления о птицах нашего края, их образе жизни, воспитывает доброжелательное заботливое отношение к птицам.

Непосредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книжки и картинки. В нашем саду созданы все условия для повседневного общения детей с природой в любое время года.

17 слайд

Во всех группах созданы «Центры природы», которые наполнены всем необходимым материалом в зависимости от возраста детей и от требований ООП. Центр природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков.

18слайд

Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства в центре природы, где дошкольники ухаживают за комнатными растениями.

19 слайд

В зимне-весенний период, мы с ребятами занимаемся посадкой семян овощей и цветов на рассаду, подобные занятия помогают детям понять, что, семена и растения, которые в дальнейшем из них вырастают – это живой и хрупкий организм, которому нужна забота, тепло и особый уход.

20 слайд

Ребята рассматривают и сравнивают между собой семена растений, учатся определять семена по внешнему виду, поливают их, поворачивают ёмкость с посадками к солнышку, делают зарисовки. Данное занятие помогает детям проявить свою познавательную активность и любознательность, формирует экологическое восприятие природы.

21 слайд Весной начинается работа на огороде, мальчики копают грядки и рыхлят почву, девочки сажают семена, совместно с педагогами высаживают рассаду.

В течение всего лета ребята ухаживают за огородом: поливают, рыхлят, пропалывают.

22 слайд А осенью с радостью собирают урожай выращенный своими руками, а также собираем семена и убираем засохшие растения. Чтобы собранный урожай даром не пропал, относим его на кухню для приготовления обеда. Систематический труд на огороде и в цветнике повышает интерес к растениям, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

23слайд Младшие и средние дошкольники приобщаются к данному виду активности через наблюдение за взрослыми и старшими ребятами и уже стараются оказывать посильную помощь.

24 слайд Во время прогулок, в зависимости от времени года, мы убираем на участке сухие веточки, камушки, особенно детям интересна уборка во время листопада. 25 слайд Зимой укрываем корни деревьев и кустарников снегом, чистим дорожки.

26 слайд В зимний период особое значение предаем организации подкормки птиц, для этого на территории детского сада у нас оборудована «Птичья столовая». Кормушки у нас самой различной конструкции, все их сделали воспитанники вместе со своими родителями.

27 слайд Совместно с родителями и детьми заготавливаем корм из семян растений и деревьев, крошки, зимняя подкормка птиц дает возможность уточнить представление о зимующих птицах и особенностях их жизни в зимнее время; показать необходимость зимней подкормки;

28 слайд подвести к пониманию того, что человек подкармливая птиц, зимой спасает их от гибели, весной готовим скворечники для встречи с пернатыми друзьями.

29слайд

Ежегодно с детьми организовываем и принимаем участие в акциях «Покормите птиц зимой»,

30 слайд «Цветущий участок»,

31 слайд «Посади дерево».

Эффективной формой работы являются экологические праздники и развлечения 32 слайд «День Земли»,

33 слайд «Синичкин день»,

34 слайд «День русской березы»,

35 слайд «День дикой природы»,

36 слайд «Международный день птиц».

Экологические праздники дают большие воспитательные возможности и положительно влияют на эмоциональное развитие дошкольников. Эмоции, которые ребенок получил от праздника, способствуют так же социальному и нравственному развитию. С помощью сценических образов дети рассказывают о правилах поведения в природе не только сверстникам, но и взрослым, что очень важно для повышения общего уровня экологической культуры.

37 слайд

Также ежегодно в нашем детском саду организовываются детско-взрослые выставки поделок из природного и бросового материала.

38 слайд Полученные результаты от своего труда приносят детям чувство удовлетворения, гордости, радости – не один ребенок не остается в стороне.

39 слайд

Правильный труд привлекает дошкольников, позволяет осознать свои возможности, приобрести уверенность в собственных силах, мы заметили, что в процессе труда самые непоседливые дети становились целеустремленными и активными. Все это способствует тому, что правильно организованная трудовая деятельность оказывает позитивное влияние на социально – нравственное воспитание ребенка, способствует возникновению доверительных отношений между родителями, воспитателями, детьми.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет ребенка в детском саду.

40 слайд Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

41 слайд

Закончить свое выступление нам хочется словами К. Д. Ушинского: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач»

Фото №1 Доклад на конференцию был написан совместно с коллегой Нечаевой Ксенией Андреевной Фото №2 слайд Публикация Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста из опыта работы размещена в разделах Опыт работы практика Трудовое воспитание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)Аппликация как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Надежда Лозинская Аппликация, как одно из средств формирования геометрических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы).

Диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования экологических представлений детей дошкольного возраста. Ч. 1 Проведение диагностики: -проводится индивидуально с каждым ребенком -помимо диагностики, в течение года педагог производит систематические.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за гортензией» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за гортензией" Цель: расширять знания о многообразии.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдение за собакой» Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний "Наблюдение за собакой» Цель: формировать представление о.

Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой»Конспект познавательной прогулки с целью формирования экологических знаний «Наблюдения за березой» Цель: продолжать знакомить детей с деревом - береза, выделяя характерные признаки. Задачи: - воспитывать бережное отношение к дереву.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 19 марта 2023 в 13:28
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Труд в природе как средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ильина (УИ 1418614) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД