Участие в областном форуме «Образование Прибайкалья 2014»

Кузьменко Анна Петровна
Участие в областном форуме «Образование Прибайкалья 2014»

Опыт работы по формированию экологического образования дошкольников посредством проектной деятельности.

Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

Приоритетной деятельностью нашего дошкольного учреждения является эколого-оздоровительное направлением. Для реализации эколого-оздоровительного подхода в дошкольном учреждении разработана программа «Детский сад – территория здоровья», направленная на формирование предпосылок экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В воспитании у детей экологической культуры используем разнообразныеформы и методы работы: беседы, наблюдения, интегрированные занятия, экскурсии, трудовую деятельность, праздники и развлечения, экологические игры и др. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.

Внедрению полного цикла экологического воспитания способствует реализация проектов в этом направлении. Экологические проекты побуждают дошкольников к поиску новых идей, объединяют работу всех участников образовательного процесса и способствуют созданию творческой атмосферы в учреждении.

В нашем детском саду детские исследовательские проекты практикуются не первый год. Один из таких проектов я хотела бы представить вашему вниманию.

Мной был разработан долгосрочный межсемейный проект «Наш дом – природа» сроком реализации на 3 года, цель которого - изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование у них осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром природы.Для реализации данного проекта мною были намечены следующие задачи:

1. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.

2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.

3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.

4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.

5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы.

Участниками проекта были:

- дети разновозрастных групп,

- педагоги,

- родители воспитанников.

Мною предполагалось,что:

1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

2. Воспитанники будут бережно относиться к ней, стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.

3. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

4. Дети узнают значение воды и воздуха в жизни всех живых объектов природы, их свойства.

5. Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

6. Научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада и огорода (рыхление, полив, прополка).

7.Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.

8. Экологическое просвещение родителей и приобщение их к проектной деятельности даст положительный результат в экологическом воспитании дошкольников.

Проект включал три основных этапа:

1-й —подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, анкетирование родителей и выбор оборудования и материалов.

В результате анкетирования было выявлено, что большинство родителей считают ознакомление с природой важным средством всестороннего воспитания детей.

2-й — основной. На этом этапе дети совместно с родителями участвовалив различных мероприятиях: были проведены смотры –конкурсы: «Овощной калейдоскоп», «Сочиняем сказку вместе», «Лесные забавы», «Фестиваль кормушек»; макеты условий для животных в разных климатических условиях; смотр семейных фотогазет; экскурсии в природу;праздники: «Кружева осеннего леса», «Берегите Землю», «Мы – друзья природы», «День рождение Земли»; КВН «Берегите природу»; игра «Экологический час»; викторина «В природе все взаимосвязано».

В летний период дети совместно с педагогами осуществляли посадку цветов в клумбах, овощей в огороде и уход за ними.

Ежемесячно под моим руководством выпускалась экологическая газета под названием «Прикоснись к природе сердцем». В ней участникипроекта представляли свои материалы в таких разделах как: «Фантазии природы» (пословицы и поговорки, «Малышок» (стихотворения и загадки, «Уроки для родителей» (советы, памятки, «Экологические мероприятия».

3-й этап - обобщающий. На этом этапе мною была представлена презентация проекта на педагогическом совете и родительском собрании, подведены результаты и сделаны соответствующие выводы.

Нами отмечено, что если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен.Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Кузьменко А. П., воспитатель

муниципального бюджетного дошкольного

образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида №16» г. Зимы.

Публикации по теме:

Осенний праздник в средней группеОсенний праздник в средней группе В МКДОУ "Калачеевский детский сад№1 общеразвивающего вида" прошли осенние праздники. В среднюю группу на праздник приходил Старичок-Лесовичок. Особой.

Проект «Птицы — наши друзья!» Подготовительная группа Тип проекта: информационно – практикоориентированный Вид проекта: групповой Цель: закрепление представлений детей о знакомых птицах, их.

Библиотека изображений:
  • Космос
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Участие в областном форуме «Образование Прибайкалья 2014»
Опубликовано: 21 мая 2014 в 16:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
29 января. День рождения А. П. Чехова

Очередной тематический день посвящен годовщине со дня рождения писателя А.П.Чехова. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с его произведениями и привить любовь...

29 января. День рождения автомобиля

Для всех, кто не представляет своей жизни без автомобиля, 29 января может считаться праздником. Именно в этот день 1886 года немецкий конструктор Карл Бенц оформил патент на самодвижущийся экипаж. В 1887...

Фотоотчет «Блокада Ленинграда»
Блокада Ленинграда – один из тяжелейших периодов, который когда-либо пришлось пережить городу. 900 дней и 900 ночей люди держались мужественно и благородно....
Настольный театр «Кошкин дом»
Настольный театр «Кошкин дом» С. Я. Маршак Театр – это один из самых доступных видов искусства для детей. В нашей группе мы постоянно обновляем...
Фотоотчет о зимнем оформлении детского сада «Новогодняя сказка»
Заснеженный декабрь, морозный январь и суровый февраль, три зимних месяца, несущих много радости, веселья, праздников и хорошего настроения. Зимняя природа,...