Папки-передвижки

Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников

Бабаева Наталия Владимировна .
Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников

Введение

Одной из основных задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе. Такая подготовка должна обеспечить: а) овладение ребенком определенным объемом знаний и представлений об окружающем, умений и навыков; б) развитие его личности и соответствующих форм общения; в) развитие произвольного поведения и произвольности психических процессов; г) становление начальных форм учебной деятельности.

Учебная деятельность не возникает спонтанно из уже сложившейся (игровой, а появляется в результате стихийного или целенаправленного его формирования.

Публикация «Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников» размещена в разделах

Трудовая деятельность (имеется в виду производительный труд) - это деятельность, направленная на создание общественно-полезных продуктов - материальных и духовных ценностей, необходимых человечеству (по В. С. Мухиной). Как по своим результатам, так и по своей организации труд является общественным видом деятельности. Он, как правило, протекает в коллективе и предполагает умение согласовывать свои действия с действиями других участников труда, сообща добиваться достижения общей цели. Человек должен трудиться независимо от того, каковы его настроения и желания в данный момент. Весь ход трудовых действий должен быть подчинен получению намеченного результата. Поэтому процесс труда бывает в той или иной степени трудным, связанным с напряжением, усилиями, преодолением внешних и внутренних препятствий.

Элементы учебной и трудовой деятельности у старших дошкольников

Учебная и трудовая деятельность в своих развитых формах складывается за пределами дошкольного возраста. Учебная деятельность является ведущей у детей школьного возраста (а также у взрослых, если они продолжают образование с отрывом от производства). Труд - основной вид деятельности взрослых. Каждый из этих видов деятельности имеет сложное строение и предъявляет высокие требования к психике человека. Для их успешного выполнения необходимы такие психические свойства и способности, которые у ребенка дошкольного возраста еще не сформировались.

Подготовка к систематическому учению и к последующему участию в производительном труде - одна из основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Эта подготовка осуществляется, главным образом, в игре и продуктивных видах деятельности. Однако наряду с этим взрослые выдвигают перед детьми собственно учебного и трудового характера, постепенно добиваясь того, чтобы дети, выполняя такие задания, усваивали и определенные психические действия, необходимые для учебной и трудовой деятельности. Оценивая развитие элементов учения и труда в дошкольном детстве, необходимо не упускать из вида, что смысл деятельности для взрослого, организующего её и для ребенка в очень многих случаях оказывается разным. То, что ребенок усваивает определенные знания и навыки в процессе обучения, выполняет обязанности дежурного или сажает цветы, еще не дает оснований для вывода о том, что у него сложилась (даже в элементарных формах) учебная и трудовая деятельность. До известного момента дети руководствуются интересом к самому процессу действия, желанием быть

похожими на взрослых, заслужить одобрение взрослого, не осознавая того значения, которое имеют полученные знания или результаты выполнения ими трудовых заданий. А такое осознание является необходимым условием систематического учения и труда. Сознательное выполнение учебных и трудовых действий только начинает складываться в дошкольном возрасте.

Систематической учебной и трудовой деятельности у старших дошкольников еще нет. Происходит только подготовка детей к будущему участию в этих видах деятельности. Подготовка к овладению учебной деятельностью в дошкольном детстве включает развитие познавательных интересов и усвоение учебных действий.

От игры к учебе

Если сразу при переходе ребенка в школу применять к нему школьные методы обучения, рассчитанные на детей, у которых основные предпосылки учебной деятельности уже сложились, это может привести либо к тому, что ребенок быстро «подтянется», приспособится к новым требованиям, либо к тому, что он, наоборот, потеряет веру в свои силы, начнет негативно относится к школе. Попытки приспособиться к психологическим особенностям детей, все обучение строить в игровой форме не оправдывают себя. Такое обучение привлекательнее для детей, но не формирует у них ответственного отношения к выполнению учебных заданий, плохо развивает произвольное управление своими действиями, произвольное внимание. Психологически правильная организация деятельности первоклассников состоит в том, чтобы, опираясь на игру, постепенно подводить детей к выполнению учебных заданий.

Одной из линий поддержания познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры. Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых. Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях.

Заключение

Учебная деятельность - это деятельность человека, основной целью которой является освоение опыта человечества в форме знаний, умений и навыков (ЗУН) (по Мухиной В. С.).

Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения (по Петровой О. О.).

Основная особенность учебной деятельности та, что ее цель – усвоение новых знаний, умений и навыков, а не получение внешнего результата.

Усвоение знаний и умений происходит у дошкольника, главным образом, вне выполнения учебных заданий, психологические качества, необходимые для труда, складываются преимущественно вне выполнения заданий трудовых. Это происходит при наблюдении труда взрослых, слушании книжек, рассматривании картинок в игре, рисовании, конструировании и других видах деятельности. Поэтому трудовое воспитание дошкольников охватывает гораздо более широкий круг вопросов, чем только их собственное участие в труде.

В продуктивных видах деятельности дошкольники учатся выполнять действия, направленные на получение заданного результата, овладевают умением ставить перед собой определенную цель и планировать ее достижение. Выполнение учебных заданий способствует выработке у детей умения действовать в соответствии с системой обязательных требований, контролировать и оценивать свою работу.

Публикации по теме:

Трудовая деятельность дошкольников "Скучен день до вечера, коли делать нечего". В трудовой деятельности у детей формируется активность, интерес и желание выполнять поручения.

«Трудовая деятельность наших — Непосед» (фотоотчет)«Трудовая деятельность наших — Непосед» (фотоотчет) Мы знаем, какую важную роль в личности ребенка играет трудовое воспитание. Трудолюбие и полезность труда является главной целью. Сначала.

Интегрированная учебная деятельность для второй младшей группы «Прогулка на лесную полянку» Образовательные области: «Коммуникация», «Социум», «Познание». Разделы: Развитие речи, Основы экологии, ФЭМП. Тема: «Прогулка на лесную.

Конспект занятия в средней группе «Уход за комнатными растениями» (трудовая деятельность) Программное содержание: 1 Закрепить знания детей об основных потребностях комнатных растений (свет, вода, почва, тепло, о частях растений,.

Консультация для педагогов «Учебная деятельность младшего школьника» Слайд1 В период, когда ребенок приходит в школу происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью, как подчеркивал.

Коллективная трудовая деятельность дошкольников Методическая разработка: Коллективная трудовая деятельность дошкольников в детском саду. Разработала воспитатель : Ткаченко Н. И. План.

Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой»Трудовая деятельность детей в рамках подготовки к акции «Покормите птиц зимой» Каждый год в образовательных учреждениях проходит экологическая акция «Покормите птиц зимой». Уже начиная с младшего дошкольного возраста.

Трудовая деятельность дошкольниковТрудовая деятельность дошкольников Трудовая деятельность в детском саду. «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду се­рьезного.

Трудовая деятельность дошкольников в природе через исследовательскую деятельность Цель проекта: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности. Задачи:.

Трудовая деятельность в ДОУТрудовая деятельность в ДОУ Вашингтон Б. "Никакая нация не может достичь процветания, пока она не осознает, что пахать поле — такое же достойное занятие, как и писать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Учебная и трудовая деятельность у старших дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2017 в 02:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД