Учебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШ

Ольга Трунаева
Учебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШ

Учебно-методическое пособие по декоративно-прикладному искусству «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса детской художественной школы.

Преподаватель МБУДО Вяземской

ДХШ им. А. Г. Сергеева

Трунаева Ольга Владимировна

Вязьма

2017 г

Пояснительная записка.

Работа с бумагой многогранна и ведется в различных техниках. Например бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги. Это вид объемного конструирования в рамках трехмерного пространства. Художественным оно определяется благодаря вовлечению в изготовление модели различных художественных и декоративных видов изобразительного искусства. Используется свойства бумаги -пластичность, умение держать форму. Формообразование - это главное отличие бумагопластики от аппликации. Направлением в бумагопластике можно считать: оригами, квиллинг, моделирование и конструирование из бумаги, папье-маше.

Оригами- (“сложенная бумага”) древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Современное модульное оригами, когда целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).

Квиллинг - от слова “quill” - “птичье перо”. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Оно возникло в Европе в конце 14 начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера.

Бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды.

Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, стиль, изящество, композиция. Использование при этом сгибов, рёбер жёсткости, тиснения, сминания и прочего, помогает создать художественный образ.

Бумага - материал недолговечен, но бумажная пластика и рассчитана на занятия обучающего характера, а значит, на определённый временный этап.

Здесь главное - процесс творчества! Этому способствует доступность материалов и инструментов (ножницы, линейка, клей, бумага, картон).

Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Она позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы: закладки, упаковки для подарков, открытки. Любая работа с бумагой увлекательна и познавательна, она даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно- исследовательской работы. Привлекая ребенка к этому виду творчества мы развиваем ряд психологических процессов: осмысленное отношение к окружающему миру, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение деталей и целого предмета, объёма и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивость, усердие, аккуратность.

Этот вид творчества пользуется у детей значительным успехом, так как несёт в себе полезную в быту украшательную функцию и утилитарную способность размещаться в интерьере. Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Это игрушки, подарки, открытки для своих близких.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности. Постепенно у детей образуется система специальных навыков и умений работы с бумагой, раскрывается творческий потенциал, креативность, инициативность, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.

Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия.

Цели и задачи программы

Цель программы: формирование у учащихся творческих способностей посредством изучения различных видов художественного моделирования.

Задачи:

1. Обучающие

Закрепить умения детей по основным приёмам работы с бумагой, инструментами, дать навыки общения, умения слушать, видеть и наблюдать.

2. Развивающие

Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, памяти.

3. Воспитывающие

Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, воспитание любви к природе, доброго и бережного отношения ко всему живому.

Таблица 1. Учебно-тематический план.

№ Тема занятия Материалы Кол.

часов

1 Закладка-оригами Цветная бумага, клей, ножницы 2

2 Птица Цветная бумага, картон, клей, ножницы 2

3 «Барышня» из салфеток Салфетки цветные, клей, ножницы, нитки 2

4 Цветы-оригами Бумага цветная, клей, ножницы 2

5 Танк 4 спичечных коробка, цветная бумага, клей, ножницы 2

6 Петушок Цветной картон и бумага, клей, ножницы 2

7 Ангел из салфеток Одноразовая ложка, цветные салфетки, клей, ножницы, нитки 2

8 Коллективное моделирование «Городок» Цветная бумага, клей, ножницы 2

9 Лягушка-оригами Цветная бумага, клей, ножницы 2

10 Дерево-рука Цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы 2

Содержание занятий.

1. Закладка-оригами

Программа: выполнение оригами в виде треугольника закладки.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

Наглядность: детские работы, репродукции с изображением животных.

Практическая работа: учащиеся складывают из квадрата белой бумаги треугольник. Оформляют лицевую часть в виде мордочки животного.

Учебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШ

2. Птица

Программа: изготовление объёмной модели птицы.

Материалы: цветная бумага, картон, клей, ножницы.

Наглядность: детские работы.

Практическая работа: учащиеся вырезают из цветного картона туловище птицы. Из цветной бумаги изготавливают хвост и крылья, складывают бумагу гармошкой. Приклеивают их к туловищу. Вырезают и клеят клюв, глаза, ноги.

3. «Барышня» из салфеток

Программа: Конструирование из цветных салфеток игрушку «барышня».

Материалы: салфетки белые, жёлтые, красные, с рисунком цветов, клей, ножницы, нитки, фломастер.

Наглядность: детские работы, образец.

Практическая работа: учащиеся складывают из белой салфетки личико, из жёлтой волосы. Салфетку складывают в косынку для ручек, приклеивают к телу. Из цветной большой салфетки вырезают сарафан, приклеивают к телу. «Барышню» наряжают в платок. Юбка-колокол позволяет ей стоять.

4. Цветы-оригами

Программа: изготовление из цветной бумаги тюльпанов.

Материалы: бумага цветная, клей, ножницы.

Наглядность: работы учащихся, изображение тюльпанов.

Практическая работа: учащиеся вырезают цветные квадраты и складывают цветы-тюльпаны. Из зелёной бумаги скручивают стебли. Стебель и листок прикрепляют к головке цветка.

5. Танк

Программа: Изготовление из коробков игрушки «танк».

Материалы: 4 спичечных коробка, цветная бумага, клей, ножницы.

Наглядность: работы учащихся, изображение танка, образец.

Практическая работа: учащиеся склеивают спичечные коробки между собой. Обклеивают их цветной бумагой соответствующего цвета. Оформляют дулом пушки и гусеницами.

6. Петушок

Программа: изготовление объёмной игрушки «петушок».

Материалы: цветной картон и бумага, клей, ножницы.

Наглядность: работы учащихся, изображение петуха, образец.

Практическая работа: учащиеся вырезают из цветного картона полукруг и склеивают его в виде конуса. Приклеивают крылья, хвост, гребешок, клюв из цветной бумаги.

7. Ангел из салфеток

Программа: конструирование из салфетки и ложки игрушки «ангел».

Материалы: одноразовая ложка, салфетки цветные, белые и с рисунком, клей, ножницы, нитки белые, фломастеры.

Наглядность: детские работы, живописное изображение ангела.

Практическая работа: учащиеся закрепляют ложку в салфетку на уголок. Нитками обвязывают «ручки» и «талию» ангела. Белую салфетку складывают, перевязывают нитками и приклеивают к спинке ангела, формируя «крылья». Из салфеток также вырезают волосы и приклеивают к ложке. Рисуют личико ангелу. Закрепляют нитку на середине крыльев, чтобы ангел «взлетел». Игрушка закрепляется под люстрой или на тюль.

8. Коллективное моделирование «Городок»

Программа: конструирование из картона и цветной бумаги домиков и составление из них городка.

Материалы: цветная бумага и картон, клей, ножницы, фломастеры.

Наглядность: детские работы.

Практическая работа: учащиеся конструируют из картона и цветной бумаги домик. Рисуют на нём окна, кирпичную кладку. Домик состоит из стен, крыши, трубы. Все домики составляются вымышленную улицу, дополняя их дорогой, деревьями.

9. Лягушка-оригами

Программа: изготовление методом оригами прыгающей лягушки.

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.

Наглядность: образец детской работы, репродукции с изображением лягушки.

Практическая работа: учащиеся складывают из квадрата бумаги зелёного цвета лягушку по образцу. Приклеивают цветные глазки.

10. Дерево-рука

Программа: Изготовление из картона дерева с цветами из цветных салфеток.

Материалы: цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.

Наглядность: работы учащихся.

Практическая работа: учащиеся обводят свою руку на цветном картоне, вырезают, оставляя полосу - подставку. На «дерево» наклеивают цветы из цветных салфеток. Подставку закрепляют с помощью надрезов внизу и вверху края.

Список используемой литературы:

1. Б. Г. Гагарин, «Конструирование из бумаги». Ташкент, 1988.

2. Э. Киото, «Игрушки из бумаги». СПб, 2002.

3. Г. Корнеева, «Поделки из бумаги». СПб, 2002.

4. В. И. Малков, «Бумажные фантазии». М.: Просвещение. 2012

5. О. Н. Маркелова, «Технология». Учитель. 2012.

6. О. Я. Воробьёва, «Декоративно – прикладное творчество». Учитель, 2009.

7. Е. А. Гурбина, «Занятие по прикладному искусству». Учитель, 2010.

8. Л. Н. Трепетунова, «Природный материал и фантазия». Учитель, 2009.

9. О. Л. Беженова, «Волшебное рукоделие». М.: Юный художник, 2008.

10. М. Г. Дрезнини, «Каждый ребёнок - художник». Ювента, 2007.

Публикации по теме:

Учебно-методическое пособие. Дидактическая игра «Накрой картинку буквой»Учебно-методическое пособие. Дидактическая игра «Накрой картинку буквой» Дидактическая игра «Накрой картинку буквой»Игра для детей 5-7 лет. Пособие состоит из набора карточек с изображением четырёх предметов на.

Характеристика на обучающегося подготовительного класса Характеристика обучающегося подготовительного класса Ф. И___ Год рождения___ Школу мальчик посещал с 1 октября.

Методическое пособие для детей «Ширма для театрализованной деятельности»Методическое пособие для детей «Ширма для театрализованной деятельности» Методическое пособие «Ширма для театрализованной деятельности» «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности.

Методическое пособие «Физкультура для детей в домашних условиях» ВВЕДЕНИЕ. Практически все незаурядные люди начинали и начинают свой день с утренней гимнастики. Это не значит, что все они приседали, делали.

Методическое пособие Лэпбук «ПДД для дошколят»Методическое пособие Лэпбук «ПДД для дошколят» Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста Лэпбук «ПДД для дошколят». Лэпбук – сравнительно новое средство обучения из Америки.

Методическое пособие «Солнышко» для развития любознательности и познавательной мотивацииМетодическое пособие «Солнышко» для развития любознательности и познавательной мотивации Тренажер «Волшебное солнышко»Миграновой Э. Ф. Актуальность Игра в дошкольном возрасте является основным видом деятельности детей, способствует.

Моделирование из бумаги «Снегурочка»Моделирование из бумаги «Снегурочка» Накануне самого весёлого и долгожданного праздника - Нового года, хотим с ребятами нашего кружка "Умелые ручки" научить всех-всех создавать.

Учебно-методическое пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Учебно-методическое пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) "Вот вопросы закрутились, С признаками соединились. Ты картинку выбирай И ответ скорее дай. " Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю.

Учебно-методическое пособие своими руками «Наш Бизиборд»Учебно-методическое пособие своими руками «Наш Бизиборд» Наш БИЗИБОРД поможет моим малышам, развить координацию движений, мелкую моторику, внимание, помощь в усвоении бытовой деятельности. Бизиборд.

Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста  «Карта Ямала»Учебно-наглядное пособие для детей старшего дошкольного возраста  «Карта Ямала» Карта изготовлена из ДВП, оснащена электроникой: тумблером, сигнальными огнями, обозначающими населенные пункты Ямальского полуострова.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Учебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШ
Опубликовано: 7 мая 2017 в 11:07
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 августа. Выставка игр с кубиками на МААМ

Даже у такой простой игры как игра в кубики есть своя история и ведется она с 17 века. Хотя и до этого дети веками играли с ними, но с 1693 года кубики стали не просто игрушкой, а образовательным...

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

Государственный флаг – бело-сине-красный триколор – для каждого из нас символизирует новую Россию. Ту, что смогла не пропасть, а возродиться после «перестройки» и «лихих 90-х». С этим флагом прочно...

Развлечение ко Дню знаний в детском саду
Цель: создать у детей хорошее настроение, создание доброжелательной атмосферы, положительного отношения к школе. Задачи: воспитывать эмоциональную...
Проектная деятельность «Лекарственные растения Кубани» в средней группе
21 августа на МААМ - День сбора лекарственных трав! В нашем средней группе прошла необычная неделя - неделя неповторимых ароматов, неделя настоящей...
Конспект музыкального занятия в группе раннего развития «В Гости к Мишке»
«В ГОСТИ К МИШКЕ» Конспект музыкального занятия в группе раннего возраста. Цель: - привлечь внимание детей к многообразию звуковых...