Ольга Трунаева
Учебно-методическое пособие по ДПИ «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса ДХШ
▼ Скачать + Заказать документы
Учебно-методическое пособие по декоративно-прикладному искусству «Художественное моделирование из бумаги» для подготовительного класса детской художественной школы.
Преподаватель МБУДО Вяземской
ДХШ им. А. Г. Сергеева
Трунаева Ольга Владимировна
Вязьма
2017 г
Пояснительная записка.
Публикация «Учебно-методическое пособие по ДПИ „Художественное моделирование из бумаги“ для подготовительного класса ДХШ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Поделки из бумаги
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Работа с бумагой многогранна и ведется в различных техниках. Например бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги. Это вид объемного конструирования в рамках трехмерного пространства. Художественным оно определяется благодаря вовлечению в изготовление модели различных художественных и декоративных видов изобразительного искусства. Используется свойства бумаги -пластичность, умение держать форму. Формообразование - это главное отличие бумагопластики от аппликации. Направлением в бумагопластике можно считать : оригами, квиллинг, моделирование и конструирование из бумаги, папье-маше.
Оригами- (“сложенная бумага”) древнее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Современное модульное оригами, когда целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей).
Квиллинг - от слова “quill” - “птичье перо”. Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Оно возникло в Европе в конце 14 начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая бумагу с позолоченными краями на кончике птичьего пера.
Бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды.
Занятия бумажной пластикой близки к скульптуре, где форма создается за счет объема, поэтому картины, модели, макеты смотрятся как произведения искусства. В них ощущается пространство, стиль, изящество, композиция. Использование при этом сгибов, рёбер жёсткости, тиснения, сминания и прочего, помогает создать художественный образ.
Бумага - материал недолговечен, но бумажная пластика и рассчитана на занятия обучающего характера, а значит, на определённый временный этап.
Здесь главное - процесс творчества! Этому способствует доступность материалов и инструментов (ножницы, линейка, клей, бумага, картон).
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем несравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Она позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы: закладки, упаковки для подарков, открытки. Любая работа с бумагой увлекательна и познавательна, она даёт возможность ребёнку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети приобретают навыки конструкторской, учебно- исследовательской работы. Привлекая ребенка к этому виду творчества мы развиваем ряд психологических процессов: осмысленное отношение к окружающему миру, аналитическое и пространственное мышление, восприятие и воспроизведение деталей и целого предмета, объёма и плоскости. Также решаются и педагогические задачи: развитие мелкой моторики пальцев рук, внимание, усидчивость, усердие, аккуратность.
Этот вид творчества пользуется у детей значительным успехом, так как несёт в себе полезную в быту украшательную функцию и утилитарную способность размещаться в интерьере. Самоделки из бумаги интересны, разнообразны, оригинальны и всегда привлекательны для детей. Это игрушки, подарки, открытки для своих близких.
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает интерес к работе, приносит удовлетворение результатами своей деятельности. Постепенно у детей образуется система специальных навыков и умений работы с бумагой, раскрывается творческий потенциал, креативность, инициативность, воспитывается эстетическое отношение к окружающему миру.
Коллективное творчество обучает ребят сотрудничеству, умению договариваться, лучше понимать собственные намерения, создает общую атмосферу совместного игрового действия.
Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у учащихся творческих способностей посредством изучения различных видов художественного моделирования.
Задачи:
1. Обучающие
Закрепить умения детей по основным приёмам работы с бумагой, инструментами, дать навыки общения, умения слушать, видеть и наблюдать.
2. Развивающие
Развитие и совершенствование ручной умелости, мелкой моторики рук, внимания, воображения, мышления, памяти.
3. Воспитывающие
Воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, воспитание любви к природе, доброго и бережного отношения ко всему живому.
Таблица 1. Учебно-тематический план.
№ Тема занятия Материалы Кол.
часов
1 Закладка-оригами Цветная бумага, клей, ножницы 2
2 Птица Цветная бумага, картон, клей, ножницы 2
3 «Барышня» из салфеток Салфетки цветные, клей, ножницы, нитки 2
4 Цветы-оригами Бумага цветная, клей, ножницы 2
5 Танк 4 спичечных коробка, цветная бумага, клей, ножницы 2
6 Петушок Цветной картон и бумага, клей, ножницы 2
7 Ангел из салфеток Одноразовая ложка, цветные салфетки, клей, ножницы, нитки 2
8 Коллективное моделирование «Городок» Цветная бумага, клей, ножницы 2
9 Лягушка-оригами Цветная бумага, клей, ножницы 2
10 Дерево-рука Цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы 2
Содержание занятий.
1. Закладка-оригами
Программа: выполнение оригами в виде треугольника закладки.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.
Наглядность: детские работы, репродукции с изображением животных.
Практическая работа: учащиеся складывают из квадрата белой бумаги треугольник. Оформляют лицевую часть в виде мордочки животного.
2. Птица
Программа: изготовление объёмной модели птицы.
Материалы: цветная бумага, картон, клей, ножницы.
Наглядность: детские работы.
Практическая работа: учащиеся вырезают из цветного картона туловище птицы. Из цветной бумаги изготавливают хвост и крылья, складывают бумагу гармошкой. Приклеивают их к туловищу. Вырезают и клеят клюв, глаза, ноги.
3. «Барышня» из салфеток
Программа: Конструирование из цветных салфеток игрушку «барышня».
Материалы: салфетки белые, жёлтые, красные, с рисунком цветов, клей, ножницы, нитки, фломастер.
Наглядность: детские работы, образец.
Практическая работа: учащиеся складывают из белой салфетки личико, из жёлтой волосы. Салфетку складывают в косынку для ручек, приклеивают к телу. Из цветной большой салфетки вырезают сарафан, приклеивают к телу. «Барышню» наряжают в платок. Юбка-колокол позволяет ей стоять.
4. Цветы-оригами
Программа: изготовление из цветной бумаги тюльпанов.
Материалы: бумага цветная, клей, ножницы.
Наглядность: работы учащихся, изображение тюльпанов.
Практическая работа: учащиеся вырезают цветные квадраты и складывают цветы-тюльпаны. Из зелёной бумаги скручивают стебли. Стебель и листок прикрепляют к головке цветка.
5. Танк
Программа: Изготовление из коробков игрушки «танк».
Материалы: 4 спичечных коробка, цветная бумага, клей, ножницы.
Наглядность: работы учащихся, изображение танка, образец.
Практическая работа: учащиеся склеивают спичечные коробки между собой. Обклеивают их цветной бумагой соответствующего цвета. Оформляют дулом пушки и гусеницами.
6. Петушок
Программа: изготовление объёмной игрушки «петушок».
Материалы: цветной картон и бумага, клей, ножницы.
Наглядность: работы учащихся, изображение петуха, образец.
Практическая работа: учащиеся вырезают из цветного картона полукруг и склеивают его в виде конуса. Приклеивают крылья, хвост, гребешок, клюв из цветной бумаги.
7. Ангел из салфеток
Программа: конструирование из салфетки и ложки игрушки «ангел».
Материалы: одноразовая ложка, салфетки цветные, белые и с рисунком, клей, ножницы, нитки белые, фломастеры.
Наглядность: детские работы, живописное изображение ангела.
Практическая работа: учащиеся закрепляют ложку в салфетку на уголок. Нитками обвязывают «ручки» и «талию» ангела. Белую салфетку складывают, перевязывают нитками и приклеивают к спинке ангела, формируя «крылья». Из салфеток также вырезают волосы и приклеивают к ложке. Рисуют личико ангелу. Закрепляют нитку на середине крыльев, чтобы ангел «взлетел». Игрушка закрепляется под люстрой или на тюль.
8. Коллективное моделирование «Городок»
Программа: конструирование из картона и цветной бумаги домиков и составление из них городка.
Материалы: цветная бумага и картон, клей, ножницы, фломастеры.
Наглядность: детские работы.
Практическая работа: учащиеся конструируют из картона и цветной бумаги домик. Рисуют на нём окна, кирпичную кладку. Домик состоит из стен, крыши, трубы. Все домики составляются вымышленную улицу, дополняя их дорогой, деревьями.
9. Лягушка-оригами
Программа: изготовление методом оригами прыгающей лягушки.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы.
Наглядность: образец детской работы, репродукции с изображением лягушки.
Практическая работа: учащиеся складывают из квадрата бумаги зелёного цвета лягушку по образцу. Приклеивают цветные глазки.
10. Дерево-рука
Программа: Изготовление из картона дерева с цветами из цветных салфеток.
Материалы: цветной картон, цветные салфетки, клей, ножницы.
Наглядность: работы учащихся.
Практическая работа: учащиеся обводят свою руку на цветном картоне, вырезают, оставляя полосу - подставку. На «дерево» наклеивают цветы из цветных салфеток. Подставку закрепляют с помощью надрезов внизу и вверху края.
Список используемой литературы:
1. Б. Г. Гагарин, «Конструирование из бумаги». Ташкент, 1988.
2. Э. Киото, «Игрушки из бумаги». СПб, 2002.
3. Г. Корнеева, «Поделки из бумаги». СПб, 2002.
4. В. И. Малков, «Бумажные фантазии». М. : Просвещение. 2012
5. О. Н. Маркелова, «Технология». Учитель. 2012.
6. О. Я. Воробьёва, «Декоративно – прикладное творчество». Учитель, 2009.
7. Е. А. Гурбина, «Занятие по прикладному искусству». Учитель, 2010.
8. Л. Н. Трепетунова, «Природный материал и фантазия». Учитель, 2009.
9. О. Л. Беженова, «Волшебное рукоделие». М. : Юный художник, 2008.
10. М. Г. Дрезнини, «Каждый ребёнок - художник». Ювента, 2007.