Светлана Давыдова
Учите, играя Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
УЧИТЕ, ИГРАЯ
Давыдова С. И., воспитатель
МБДОУ детского сада №62 «Золотой улей»
г. Старый Оскол Белгородской обл.
Заботясь об умственном развитии своего ребенка, не пытайтесь брать в качестве образца обучение школьника и взрослого человека. В дошкольном возрасте (особенно в первой его половине) главное - не усвоение определенной суммы сведений, а развитие таких форм познания, как восприятия, образное мышление, воображение. И добиться этого можно, умело руководя занятиями ребенка - игрой, рисованием, конструированием, лепкой.
Публикация «Учите, играя Консультация для родителей» размещена в разделах
Наиболее важная сюжетно-ролевая игра. В ней ребенок воспроизводит, как бы моделирует действия и взаимоотношения взрослых, проникая в смысл их деятельности. В ней формируется одна из замечательных способностей человеческого ума - способность к оперированию знаками и символами.
Дети играют в «дочки - матери», в шефов, летчиков, в детский сад, в больницу. Но один и тот же сюжет может быть разыгран по-разному. Одна девочка, изображает маму, ограничивается молчаливым «кормлением» куклы, другая же беседует с «дочкой», учит правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Ясно, что второй вариант предпочтительнее, и вы должны помочь ребенку играть содержательно.
Включатся взрослому в игру нужно исподволь, не распоряжаясь и не объясняя ребенку что он должен, а чего не должен делать. Лучше всего, если ребенок начал играть, а взрослый присоединяется к нему, уже «войдя в образ». Вот так, например.
-Здравствуйте, я доктор. Вы кормите дочку? Извините, если я помешал.
Я шла мимо и решила узнать о здоровье вашей девочки. Ведь вчера у нее болела голова.
Включаясь в игры ребенка, вы будете содействовать тому, что он и сам брать на себя разные роли, обращаться с другими детьми. Организовывать такие совместные игры, находить для своего ребенка друзей тоже очень важно. Особенно если он не посещает детский сад.
Но не следует думать, что двое-трое трехлетних детей самостоятельно сумеют затеять коллективную игру. Оставив, скажем, Мишу наедине с соседским Петей и через 10-15 минут войдя в комнату, вы скорее всего застанете такую картину. В одном углу Миша катает по полу свою любимую машину, в другом Петя стреляет из игрушечного ружья. Хорошо еще если дело не дошло до конфликта из-за игрушек.
Научить детей объединяться для совместной игры - задача родителей, и решить ее можно уже известным способом - приняв участие в происходящем.
-Я хочу купить холодильник и ищу шофера, который помог бы его перевезти. Может быть, ты, Петя согласишься быть шофером? Водитель, давайте найдем продавца и спросим, есть ли в магазине холодильник. Где у вас продавец? Это, наверно, ты Миша? Продавец, у вас в магазине есть холодильники? Покажите нам, пожалуйста.
Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Но важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет ввиду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будите проводить с ним игры-занятия на темы: «Что я делаю?» и «Покажи, как.» В первом случае взрослый изображает различные, простые действия без предметов или с условными предметами, а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.
Детям, конечно, нужны игрушки, и главном образом такие с которыми можно выполнять разнообразные игровые действия. Но с точки зрения умственного развития предпочтительней неоформленный игровой материал. Умение видеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, а может быть скрипку, трубу и даже пароход - важный этап в развитии детского мышления. Совершенствовать такое умение помогут специальные упражнения.
-Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Пусть он будет машиной. А еще?
-Самолетом.
Хорошо. А ты летчик и управляешь самолетом. А еще?
Конечно, на первых порах не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный гриб, а в свернутом виде- лошадка, ружье и многое, многое другое.
Сюжетно - ролевые игры учат ориентироваться в человеческих взаимоотношениях. Но ребенку необходимо овладеть и умением воспринимать цвет тех или иных предметов, их форму, величину, положение в пространстве.
Этому помогут дидактические, то есть обучающие игры.
Вот, к примеру, одна из дидактических игр, способствующих развитию восприятия цвета.
Возьмите 6 листков белой бумаги и сложите их пополам. Получится 6 «книжечек». На лицевой стороне каждой книжечки вырежьте круглое отверстие. Окрасьте эту сторону в один из шести цветов спектра - красный, оранжевый, синий, фиолетовый. Подготовьте еще 6 листков бумаги половинного размера, окрашенных в те же шесть цветов. Это вкладыши. Теперь, если книжечки положить лицевой стороной кверху, на цветном фоне выступают белые круги. Нарисуйте в каждом из них мышку. Материал готов.
Все книжки лежат перед ребенком. Объясните ему, что мышки сидят в своих норках. Но вот появляется кошка. Нужно помочь мышкам спрятаться так, чтобы кошка их не нашла. А для этого нужно закрыть норки (вложить в каждую книжечку вкладыш соответствующего цвета). Если цвет выбран неверно, сразу видно, где норка. Кошка сможет найти и съесть мышку.
Вначале помогайте ребенку сами, называя цвета:
- Вот видишь, здесь красная стенка, и норку мы закрыли тоже красной дверцей. Теперь ее совсем не видно. А тут стенка оранжевая. Ну-ка,где у нас оранжевая дверца?
Потом начинайте добиваться самостоятельного выполнения задания и исправления допущенных ошибок. Если увидите, что ребенку трудно справляться сразу с шестью цветами, возьмите сначала три или четыре книжечки.
Обучайте малыша группировать предметы по цвету, помогите усвоить название цветов. Когда, скажем, шесть из них достаточно освоены, можно вводить седьмой- голубой, а затем показать ребенку различные оттенки того или иного цвета.
Объясните малышу, как можно группировать предметы по форме, познакомьте его с разновидностями форм; выкладывайте вместе с ним фигуры из палочек, из мягкой проволоки.
Что касается умения определять положение вещей в пространстве, то дети успешно приобретают его в разнообразных играх с планом. Не удивляйтесь: уже трехлетний малыш способен, конечно, вначале с помощью взрослого, выложить на листе бумаги план показанной ему кукольной комнаты, обозначая круглый стол картонным кружком, стул- квадратиком, а диван- прямоугольником. В четыре года ребенка можно научить ориентироваться по плану в квартире, например, искать в местах, отмеченных на плане, спрятанные предметы.
Надеемся наши рекомендации подтолкнули родителей на самостоятельные поиски интересных для малышей игр, развивающих их мышление, знакомящих с окружающим миром.
ЗАГАДАЙТЕ ЭТИ ЗАГАДКИ СВОЕМУ РЕБЕНКУ.
Он зеленый, полосатый,
Как воздушный шар, пузатый,
А разрезали - смотри:
Мякоть красная внутри,
До чего хорош на вкус!
Называется. Как? Арбуз.
Всех круглее и вкуснее,
Он в салате всех вкуснее,
И ребята с давних пор
Очень любят. Что? Помидор.
Он совсем — совсем зеленый
И овальный, удлиненный.
Помидора верный брат,
Тоже просится в салат.
Догадался? Молодец!
Ну, конечно. Что? Огурец.
Выросли на дереве
Вкусные сережки,
Круглые и красные,
Кислые немножко.
Чтобы слов не тратить лишних,
Скажем сразу: это. Что? Вишня.