Укрепление здоровья детей посредством закаливания

Светлана Степучева
Укрепление здоровья детей посредством закаливания

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья являются поражения

ЦНС во внеутробном периоде. В настоящее время количество детей,рождающихся повреждениями и отклонениями в развитии головного мозга, увеличивается. Многие дощкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, некоторые ~ хронические заболевания, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами (стрессы, депрессии, тревожность, повышенная импульсивность, психоматические нарушения сна, аппетита и т. д.).

В детском саду за последние годы примерно в пять раз возросло число детей с нарушением зрения, органов пищеварения, осанки и нервно- психическими от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка (гиподинамии) неизбежно происходит ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка.

Жизнь человека в современных условиях подвержена разнообразным воздействиям. Это видно невооруженным взглядом в виде многочисленных болезней. Можно сказать, что одной из главных причин многих заболеваний является отсутствие здорового образа жизни. Поэтому забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире и расстройствами; увеличилось число заболеваний туберкулезом. Загрязнение окружающей среды вредными веществами приводит к заболеванию миндалин, аденоидов и лимфатических узлов у детей. А длительное пребывание в таких неблагоприятных условиях вызывает перенапряжение адаптационных возможностей организма и приводит к истощению иммунной системы. Возникают хронические заболевания бронхолёгочной системы, ЛОР›органов и др. болезни. Причины этого - неполноценное питание, учебные нагрузки, нарушения режима, низкий уровень медицинского обслуживания, не оказанная вовремя коррекционная и лечебная помощь, а также многие другие социальные, экономические и экологические проблемы. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально- кологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим в нашем детском саду тоже приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.

Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также основные навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются Черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Закаливание является важным звеном в системе физического воспитания детей, т. к. обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию внешней среды.

С понятием закаливания связывают обычно реакцию приспособления организма к охлаждающему воздействию внешних факторов с целью сохранения постоянной температуры внешней среды. Это постоянство достигается равновесием между теплообразованием и теплоотдачей.

В исследованиях Ю. Ф. Змановского описан интересный случай. Однажды был проведен эксперимент. У группы практически здоровых, но не закаленных взрослых людей, исследовали микрофлору слизистой оболочки носа до и после охлаждения, Оказалось, что в этой группе количество микробов после охлаждения возросло в 1000 раз!

Отсюда возникает универсальность закаливания как средства

профилактики самых разных болезней. Эффект закаливания зависит от правильности его осуществления и четкого соблюдения следующих правил:

-осуществлять закаливание только здоровых детей;

-увеличивать интенсивность процедур постепенно, в соответствии с возрастающими компенсаторными возможностями организма;

-соблюдать систематичность и последовательность (перерыв на 2-3 недели и более снижает сопротивляемость организма к простудным факторам); _

-тщательно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его возраст (недопустимо проведение закаливания при наличии отрицательных эмоций - страха, плача, беспокойства);

-закаливание можно осуществлять при строгом соблюдении гигиенических условий: чистый воздух, оптимальные соотношения температуры воздуха; адекватная одежда и т. д. В качестве средств закаливания широко используются естественные факторы: солнце, воздух и вода.

Закаливание воздухом. Воздух - наиболее доступное средство закаливания для дошкольников разного возраста. Использование воздуха в целях укрепления здоровья детей начинается с проветривания помещения. К закаливающим моментам относятся и прогулки детей, которые необходимо проводить независимо от погодных условий.

Воздушные ванны являются первым мягким и эффективным средством закаливания. Смена пеленок, переодевание, раздевание малыша перед купанием - это и есть первые воздушные ванны. Ослабленных или непривычных к прохладному воздуху детей раздевать следует постепенно: вначале оголяют ноги и а и раздевают до пояса и., наконец оставляют ребенка раздетым. Прекрасным методом закаливания является проведение дневного сна на свежем воздухе.

Закаливание солнцем. Солнечные ванны благотворно влияют на физическое развитие ребенка, укрепляют и оздоравливают его, повышают сопротивляемость организма. Народная пословица гласит: << Куда редко заглядывает солнце, туда часто заходит врач». Принимать солнечные ванны лучше с 9 до 12 и с 16 до 18, в это время не слишком жарко. Не рекомендуется проводить процедуры натощак или сразу после еды. На время солнечных ванн тело ребенка, кроме головы, обнажается. Для глаз желательно иметь солнцезащитные очки. В первое время на солнце можно находиться не менее 5-6 минут. Постепенно длительность процедуры увеличивается ежедневно на 1 минуту, доводя ее до 10-15 минут.

Закаливание водой. Закаливание начинают с умывания, ополаскивания ног, простейших игр с водой. Вода должна быть теп.: эй - 28- 30 градусов. Каждые 2-3 дня температура воды снижается на 1-2 градуса и постепенно доводиться до 26-22 градусов. Особенно полезно местное закаливание детям, страдающим хроническими заболеваниями носоглотки, подверженным ангинам, насморкам. Необходимо приучать их утром и вечером полоскать горло и обтирать шею холодной водой.

Часто в детских учреждениях используют обливание ног холодной водой с понижением температуры воды. После обливания ноги ребенка насухо вытирают чистым индивидуальным полотенцем. Нравится детям и так называемый <<рижский метод» закаливания. На дно ванны или таза насыпают мелкие камушки. Ванну наполняют соленой водой (10-20 г соли на І литр воды) так, чтобы она покрывала лодыжки ребенка. Дети «гуляют» по этому минипляжу в течение 2 минут. После «прогулки»

ноги ополаскивают пресной водой. Хорошее закаливающее действие оказывает хождение босиком. Установлено, что на подошве ног значительно больше температурных рецепторов, чем на остальных участках кожи.

Таким образом, солнце, воздух и вода, тепло и холод могут и должны быть лучшими друзьями детей. Задачи взрослых сделать все всё возможное, чтобы закаливание стало обязательным компонентом здорового образа жизни наших детей.

Публикации по теме:

«Лето — время для закаливания детей» (рекомендации для родителей) «Лето, лето к нам пришло. Стало сухо и тепло. По дорожке прямиком Ходят ножки босиком» Вот и наступило лето - пора жаркого солнца и необыкновенно.

Доклад из опыта работы «Развитие творческой активности, укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные методы оздоровления» МКДОУ «Детский сад № 10» Доклад на тему: «Развитие творческой активности, сохранение и укрепление здоровья ребенка через нетрадиционные.

Укрепления психологического здоровья детей дошкольного возраста посредством здоровьезберегающих технологий в условиях ДОО Комплекс тематических гимнастик пробуждения для детей с нарушениями зрения. Тема Текст рифмовки Описание действий и инструкций педагога.

Проект «Сохранение нравственного здоровья детей посредством фольклора» Приобщение к народной культуре является актуальной темой для современной педагогики и ставит перед системой дошкольного образования задачу:.

Рекомендации по организации закаливания детей в летний период Рекомендации по организации закаливания детей в летний период Закаливание — испытанное средство укрепления здоровья. В основе закаливающих.

Родительское собрание «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей» Тема; «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей через оптимизацию двигательного режима в ДОУ и семье.» Главными.

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников Психологическое здоровье является интегральной характеристикой здоровья человека в целом, отражает неразделимость телесного и психического.

Укрепление и профилактика здоровья дошкольников в условиях ДОУ.Укрепление и профилактика здоровья дошкольников в условиях ДОУ. В здоровом теле-здоровый дух! Наш уголок здоровья Режим дня- один из серьёзных помощников в укреплении здоровья детей Физкультуру любим.

Укрепление здоровья дошкольников посредством танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе». Кружковая работа в ДОУ «Укрепление здоровья дошкольника посредством танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе» Старший воспитатель МДОУ№11 Егоринова Людмила.

Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся «Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья учащихся, как необходимое условие их успешной социализации».

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Укрепление здоровья детей посредством закаливания
Опубликовано: 27 октября 2015 в 21:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 января. День картин из лоскутков на МААМ

Рисовать картины шелком, а не красками, придумали в Японии. Техника «кинусайга» или «пэчворк без иголки» появилась совсем недавно — в 1987 году. Ее создательница — профессор Нагойского университета,...

21 января. Международный день объятий

День объятий– неофициальныйпраздник, который появился встуденческой среде, а потом распространился по всему миру. Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и...

Консультация «Пришла Коляда — отворяй ворота!» для родителей воспитанников старшей...
Вот пришла к вам Коляда – Отворяйте ворота. Мы несём благую весть, Что у нас Спаситель есть: Он родился под звездой, Вифлеемской, золотой. Наша миссия...
Фотоотчет «Как мы наряжали ёлку»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, который несёт некое волшебство. Особые ощущения и радостные чувства он вызывает у маленьких детей....
Мастер класс по изготовлению символа нового 2020 года «Мышка Счастье» из бросовых...
Для изготовления символа нового 2020 года из бросовых материалов нам понадобится: - большая кассета от киндер - сюрприза - джутовые нитки - медная...