Туяна Баторовна Дугарцыренова
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Наш край. Поверхность нашего края. Забайкалье»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок по окружающему миру
Тема: «Наш край. Поверхность нашего края.
Забайкалье»
УМК:Школа России
Автор учебника Окружающий мир :А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова
Класс :4
Тип урока :изучение нового материала
Тема: «Наш край. Поверхность нашего края. Забайкалье»
Публикация «Конспект урока по окружающему миру в 4 классе „Наш край, Поверхность нашего края, Забайкалье“» размещена в разделах
- Забайкальский край
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель:формирование у обучающихся представлений о родном Забайкальском крае, о повехности нашего края.
Задачи:
1. Познакомить с поверхностью нашего края и познакомить младших школьников с той терминологией, которая употребляется при раскрытии основных понятий.
2. Развивать познавательную активность, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать любовь к родному краю, патриотизм, ответственность, инициативность через формирование собственных суждений.
Планируемые результаты:
предметные: находить и показывать на политико-административной карте России свой регион, описывать формы земной поверхности, описывать свой край по плану;
метапредметные: выполнять задания и оценивать свою деятельность в групповой и парной работе, аргументировать свою точку зрения, находить и отбирать нужную информацию из текста, делать выводы, объяснять новые понятия;
личностные: понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности, учитывать интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной работе.
Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация, видеоролик физкультминутки
Этап урока Виды работы
Формы
методы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Самоопределение к деятельности
Орг. момент Слайд№ 1
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Туяна Баторовна. Дети приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Личностные: обоснование выбора своего способа решения
Регулятивные: саморегуляция, целепологание, прогнозирование
2. Актуализация знаний, мотивация.
Постановка темы урока
Слайд №2 Звучит запись песни “Наш край”
-Почему сегодня наш урок начался так необычно? Как вы думаете, почему прозвучала это песня?.
-Да, совершенно верно.
- Давайте определим тему урока?
Мы начинаем изучение новой темы «Наш край. Поверхность нашего края. Забайкалье»(Записываю тему на доске)
Ребята слушают произведение.
Отвечают,что тема урока «Наш Край»
Дети предлагают свои варианты ответов,на тему «Наш край»
Ребята записывают тему в тетради Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно, усвоено
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли
4. Построение
проекта
выхода из
затруднения
3. Изучение нового материала
Слайд № 3
Слайд № 4
Слайды №5,
№ 6№ 7№ 8
-Ребята, а что такое край?
(определение край из словаря Ожегова)
Край-1. Страна, область.
2. В России: крупная административно-территориальная единица.
-Вы уже знаете, что Российская Федерация – это объединение многих республик, краёв, областей, округов. Они показаны на политико-административной карте России (посмотрите с. 136-137). Найдите и покажите наш край? (карта на экране)
Что по карте можно о ней сказать?
-Кто наши соседи?
- В какой природной зоне мы живем?
Молодцы,ребята!Очень хорошо работаете. Послушайте,что пишут о поверхности Забайкалья. Главную роль в рельефе Забайкальского края играют средневысотные горы (от 1000 до 1900 м). Хар-рной чертой рельефа является чередование горных хребтов и межгорных долин северо-восточного простирания (хр. Борщовочный, Даурский, Черского, Яблоновый и др.). На юге располагается обширная Улдза-Торейская высокая равнина. Высшая точка над уровнем моря на территории Забайкальского края - Пик БАМ (хр. Кодар) - 3073 м, низшая - р. Амур при выходе из Забайкальского края - 292 м. Амплитуда высоты составляет 2781 м. По хребтам Урушинскому,Черомному,Тунгирскому,ОлекминскомуСтановику, Черского, Яблоновому и др. проходит часть Мирового водораздела. На Яблоновом хр. близ Читы расположен стык бассейнов 3-х великих рек мира - Амура, Енисея и Лены (см. Водораздельная гора). На восток к Тихому океану текут рр. Ингода и Онон, образующие р. Шилка, которая, сливаясь с р. Аргунь, формирует р. Амур. Западное направление имеют рр. Хилок и Чикой, впадающие в р. Селенга (Байкальскийбассейн).Веерообразное расположение забайкальских рек - одна из существенных особенностей региональной географии. Озерность территории в целом невысокая. Насчитывается всего 13 крупных (более 10 км2) озер: Большое Леприндо, Леприндокан, Ничатка - на севере, Ивано-Арахлейская группа озер - в средней полосе, слабо минерализированные оз. Зун-Торей и Барун-Торей - на юге. В черте Читы находится оз. Кенон площадью 16,2 км2. Забайкалье геологический рельеф минеральный
Ребята предлагают свои варианты ответов,учитель подводит к правильному ответу
Дети могут ответить край занимает крайний юго-восток Восточной Сибири.
Монголия и Китай,респ. Бурятия,Амурская обл.
Активно работают,предлагают свои версии. Описывают что они видели в Забайкальском крае.
Ребята внимательно слушают информацию и просматривают слайды.
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные: прогнозирование
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников способов взаимодействия
Познавательные: построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4. Первичное закрепление Слайд №9
Слайд №10 -Внимательно рассмотрите физическую карту Забайкалья. Какой рельеф вы видите?
-Ребята, из каких частей состоит холм?
-А у горы тоже есть подошва, склон и вершина. В чем же разница?
- А сейчас догадайтесь, о чем идет речь?
-Они образуются с маленькой рытвины, бороздки на поверхности почвы под воздействием талой и дождевой воды увеличиваются. У них крутые склоны и почти нет растительности.
Работа по учебнику
Откроем учебник на стр. 139 прочитаем, что здесь написано об оврагах (чит. по абзацам).
Что узнали об оврагах?
Давайте в тетрадях запишем определение ОВРАГ и БАЛКА.
Предлагаю вам сравнить овраги и балки (в чем сходство, в чем различие) – работаем в парах
На территории Забайкалья есть низменности, равнины, холмы, плоскогорья и горы.
Вершина,склон,подошва
Холмы имеют высоту до 200 м, горы — более 200 метров.
Ещё горы и холмы отличаются своим строением. В горах имеются выходы скальных пород, на которых отсутствует растительность. Холмы всегда имеют почву, на которой растут трава, кустарники и деревья.
Дети говорят речь идет о оврагах
Дети открывают учебник на стр. 139 и читают.
Ребята записывают в тетрадях.
Балка – долина с пологими заросшими склонами. Во время снеготаяния и обильных ливней по дну балки может перемещаться временный водосток. Овраг – относительно глубокая ложбина с крутыми незадернованными склонами, образованная в результате размывания рыхлого слоя земной поверхности Ответы детей
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
Познавательные: построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
6. Физкультминутка наглядный Дети повторяют движения
7. Продолжение работы по теме урока
Ребята, надо ли охранять поверхность земли? Чтобы ответить на этот вопрос прочитаем текст на стр. 140-142
-О каких методах борьбы с оврагами вы узнали? Почему нужно бороться с оврагами?
А теперь самостоятельно прочитайте текст на странице 143-144 и потом ответим на несколько вопросов по содержанию.
-О каких горах шла речь?
-Чем они необычны?
-Как они образовались?
-Чем опасны терриконы?
-Как люди с этим борются?
Давайте запишем определение в тетради, что такое ТЕРРИКОНЫ. Ученики читают текст в учебнике по абзацам и отвечают на поставленный вопрос.
-Стр. 141
Они разрушают поверхность земли, уничтожают почву.
Дети самостоятельно читают
- О терриконах;
-Их создал человек;
-Они образовались из куч отходов, оставшихся после добычи полезных ископаемых
-Занимают плодородные земли и загрязняют воздух и воду;
- Привозят почву, высаживают растения.
Терриконы - «горы», которые насыпали сами люди. Добывая полезные ископаемые, перерабатывая их, сваливали все отходы – пустую породу в кучу.
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
Познавательные: построение логической цепи рассуждения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
8. Включение
в систему знаний
и повторение.
Игра «Узнай меня» 1. Я имею подошву и склон, а моя вершина так высоко поднялась в небо, что даже пришлось надеть белую шапку.
2. У меня тоже есть подошва, пологий склон и вершина.
3. Меня создал человек, я распространяю пыль и могу гореть.
4. Я – углубление в земной поверхности, у меня пологие склоны, покрытые травой и кустарниками.
5. Я образовался от неправильного распахивания земли, нахожусь на конце поля.
Индивидуально на листах делают самостоятельную работу
1. Гора
2. Холм
3. Террикон
4. Балка
5. Овраг
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений
Познавательные: построение логической цепи рассуждения
9. Итог урока.
Рефлексия
1. Как называлась тема нашего урока?
2. Что нового узнали?
3. Давайте ещё раз вспомним, что такое овраг, балка и террикон.
4. Какие были трудности в работе?
А теперь оцените свою работу на уроке, если вам все понравилось, вы довольны своей работой похлопайте друг друг в ладоши. Отвечают на вопросы учителя. Регулятивные: контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению,
Личностные: самоопределении