МААМ-картинки

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации

Светлана Полевая
Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации

Выполнила:

Полевая Светлана Николаевна

Старший воспитатель,

МБДОУ № 50 г. Апатиты

Актуальность

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность.

Публикация «Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

На сегодняшний день, остро обозначился вопрос педагогических кадров как главного ресурса достижения качества образования. Чтобы обладать набором ключевых компетентностей, отвечать запросам социума, чувствовать себя социально защищенным в новых экономических условиях каждому педагогу необходимо уточнить представления о собственной профессиональной деятельности, осуществить очередной шаг в освоении способов профессионального саморазвития. Специфика и сложность организации образовательной работы с дошкольниками, необходимость учета индивидуальных особенностей развития в каждый момент пребывания в детском саду, важность налаженного партнерства с родителями воспитанников обуславливает наличие комплекса профессиональных компетенций у педагога дошкольного образования и предполагает совершенствование воспитателем своего профессионального уровня.

Чтобы реализовать федеральный государственный образовательный стандарт, нужен педагог совершенно другого уровня. Требования к профессиональным качествам воспитателей также возросли.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ Об образовании в Российской Федерации» предъявляет высокие требования к профессиональной компетентности педагога. В нем сказано: «Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне…» (п. 1, ст. 48). ФГОС делает акцент на профессионализме педагога.

Актуальной целью педагогического коллектива ДОО с момента утверждения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 является изучение его целей, задач, принципов и сам процесс осуществления введения Стандарта в образовательную деятельность ДОО. ФГОС ДО как инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, как инструмент повышения его качества и выхода отечественного образования на международный уровень. Этой же задаче сопутствует и приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог» от 18.10.2013 г. № 544н». Стандарт – объективный измеритель квалификации и профессиональных компетенций воспитателя.

Эти два нормативно – правовых документа предполагают: новые профессиональные компетенции воспитателей; знание педагогами образовательной программы и инновационных методик; владение информационными технологиями; реализацию в ДОО программ инклюзивного образования; взаимодействие с детьми, имеющими проблемы в развитии; мониторинг результативности своих педагогических воздействий на детей; взаимодействие с семьями и вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОО; содействие позитивной социализации дошкольников и другие новые аспекты профессиональной деятельности.

Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к повышению качества профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт является инструментом повышения качества образования как объективный измеритель квалификации педагога. Одна из основных задач профессионального стандарта - обеспечить ориентиры и перспективы профессионального развития педагогов.

В сравнении с действующим (до введения профессионального стандарта) «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» (утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 №-761н) в профессиональном стандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщенные трудовые функции (А, В) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования представленные в разрезе специализации педагогических работников.

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять Профессиональный стандарт при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Сегодня содержание профессиональной компетентности педагога дошкольного образования регламентируют нормативные правовые акты:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт педагога);

• «Педагог – психолог (психолог с сфере образования)» приказ Минтруда России от 08.09.2015 № 613 н.

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).

• Приказ Минтруда от 15.12.2016 г. № 745 «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019).

• Приказ Министерства образования и науки Мурманской области от 28.10.2016 № 1941 «Об исполнении решения коллегии Министерства образования и науки Мурманской области от 15.06.2016 № 1/3 «О реализации проекта «Педагогические кадры Мурманской области».

• Приказ Управления образования Администрации города Апатиты от 25.11.2016 № 198-2/о.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года №584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г. работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении. К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

Цель:

Обеспечение перехода педагогических работников на работу в условиях действия профессионального стандарта «Педагог».

Задачи:

1. Создать Рабочую группу по реализации профессионального стандарта в ДОО.

2. Разработать организационно-управленческие решения, регулирующие процесс введения профессионального стандарта.

3. Привести в соответствие с профессиональным стандартом нормативно-правовую базу ДОО.

4. Разработать эффективную кадровую политику в ДОО.

5. Совершенствовать систему подготовки педагогических работников к аттестации в соответствии с профессиональном стандартом.

6. Организовать информационное и методическое обеспечение перехода образовательной организации и педагогических работников к работе в условиях действия профессионального стандарта.

Индикаторы:

• Приведение системы методической работы и развития профессиональных компетенций педагогических работников в соответствии с профессиональным стандартом педагога.

Внедрение пакета нормативных документов дошкольной образовательной организации, работающей в условиях профессионального стандарта;

• Апробация методики оценки компетентности педагогических работников в условиях внедрения профессионального стандарта.

Организация развития профессиональной компетентности педагогических работников в соответствии с профстандартом педагога.

Этапы реализации проекта:

Реализация поставленных задач проходила в 3 этапа: подготовительный, организационный, внедренческий :

1 этап

Подготовительный:

1. Мониторинг профессионализма педагогов в ДОО.

2. Проведение мероприятий информационного сопровождения, разработка нормативных правовых актов (январь-декабрь 2016 г.);

2 этап

Организационный :

1. Изучение содержания требований к профессиональному стандарту компетенций педагога.

2. Реализация комплексных мер по развитию профессиональных компетенций педагогических работников.

3 Этап

Внедренческий :

Готовность ДОО к введению профессионального стандарта «Педагог» в учреждении

План подготовки к введению профессиональных стандартов в ДОО

№ п/п Наименование мероприятия Сроки реализации

Ответственные 2016 2017 2018

1. Нормативно - организационное обеспечение

1 Издание приказа о создании рабочей группы. Определение руководителя рабочей группы Сентябрь - -

Заведующий

2 Организация деятельности рабочей группы по введению Профессионального стандарта + + +

Старший воспитатель

3. Оценка готовности ДОО и педагогического коллектива к введению Профессионального стандарта - + +

Заведующий, старший воспитатель

4. Проведение инструктивно – методических совещаний по ознакомлению с нормативно – правовыми документами, регулирующими введение Профессионального стандарта По мере поступления нормативно – правовых материалов

Заведующий, старший воспитатель

5. Рассматривание вопросов поэтапного введения и реализации Профессионального стандарта на семинарах, конференциях, педагогических чтениях, круглых столах, педагогическом совете + + +

Заведующий, старший воспитатель, рабочая группа

6. Организация работы постоянно действующего в ДОО практико – ориентированного семинара для педагогов по теме «Изучаем и работаем по профстандарту» Со 2 полугодия В течение года

Старший воспитатель

7. Участие педагогов в муниципальных, региональных семинарах по введению профессионального стандарта. - + +

Заведующий, старший воспитатель, рабочая группа

8. Комплектование библиотеки методического кабинета ДОО в соответствии с ФГОС По мере издания УМК

Старший воспитатель

9. Организация изучения опыта внедрения Профессионального стандарта в других регионах В периодических изданиях, интернет - сайтах

Заведующий, старший воспитатель, рабочая группа, педагоги – специалисты, воспитатели групп

2. Кадровое обеспечение

1. Организация непрерывного образования педагогических работников + + +

Старший воспитатель

2. Повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения + + +

Старший воспитатель

3. Корректировка плана методической работы с ориентацией на проблемы введения Профессионального стандарта Декабрь Январь

Старший воспитатель

4. Разработка планов самообразования педагогов :

• Изучение нормативной и психолого-педагогической литературы;

• Освоение педагогических технологий, выстраивание собственной методической системы;

• Разработка диагностического инструментария;

• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. + + +

Старший воспитатель, воспитатели групп, педагоги - специалисты

3. Информационное обеспечение

1. Размещение на официальном сайте ДОО информационных материалов о введение Профессионального стандарта. С января и в течение года В течение года

Заведующий, старший воспитатель, педагог - психолог

2. Обеспечение публичной отчетности о ходе и результатах введения Профессионального стандарта. Май -сентябрь Май - сентябрь

Заведующий, старший воспитатель

План методической работы, обеспечивающий сопровождение введения профессионального стандарта

№ п/п Содержание Сроки Ответственный исполнитель

1. Повышение квалификации педагогических работников через систему внутреннего обучения «Изучаем и работаем по Профессиональному стандарту «Педагог»

1.1. Презентация «Знакомство педагогов с требованиями Профессионального стандарта» Сентябрь Старший воспитатель

1.2. Семинары - практикум: «Введение профессионального стандарта педагога в практику ДОО» Октябрь Старший воспитатель

1.3. Семинары - практикум: «Профстандарт педагога : технологии эффективного введения» Октябрь Старший воспитатель

1.4. Семинары - практикум: «Структура Профессионального стандарта педагога» Ноябрь Старший воспитатель

1.5. «Круглый стол» с воспитателями по этапам ознакомления и детального изучения Профстандарта. Сентябрь, декабрь Старший воспитатель

1.6. Методы и формы самообразования воспитателей для освоения новой образовательной парадигмы дошкольного образования Ноябрь Старший воспитатель

1.7. Рассмотрение вопроса применения профессионального стандарта на заседании профессиональных объединений педагогов :

«Школа молодого педагога» (со стажем работы до трех лет).

«Школа педагогического мастерства» (педагоги со стажем более трех лет).

«Лаборатория мастерства» (активные педагоги, стаж работы более 10 лет) В течение года Старший воспитатель

1.8 Педагогический совет «Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога» Май Старший воспитатель

2. Консультативно – методическое сопровождение Профессионального стандарта

2.1. Индивидуальное консультирование педагогов по проблеме введения профессионального стандарта с целью повышения уровня их компетентности Сентябрь Старший воспитатель

2.2. Консультация «Личностные качества и профессиональные компетентности современного педагога» Сентябрь Педагог - пихолог

2.3. Проведение Педагогических часов : «Саморазвитие педагогических компетенций воспитателя как фактор повышения качества образования» Май Старший воспитатель

2.4. Тематическое обсуждение публикаций по профессиональному стандарту в научно – методической литературе и периодических изданиях В течение года Старший воспитатель

2.5. Подведение итогов работы по подготовке к введению профессионального стандарта за учебный год на итоговом Педагогическом совете Май Старший воспитатель

2.6. Отчет руководителя рабочей группы ДОО по организации работы по введению профстандарта Май Рук. Рабочей группы

3. Мониторинг – диагностический блок сопровождения введения профессионального стандарта

3.1. Самодиагностика: опросник «самооценка профессиональной культуры. Профессиональные качества педагога» Октябрь Педагог - психолог

3.2. Самодиагностика: опросник «Самооценка профессиональной культуры педагогического общения» Ноябрь

3.3. Самодиагностика: опросник «Исследование эмпатических способностей педагога» Декабрь

Планируемые результаты:

1. Организованно методическое сопровождение, способствующее переходу на профессиональный стандарт педагога в ДОО.

2. Разработаны организационно - управленческие решения, регулирующие реализацию перехода на профессиональный стандарт педагога в ДОО.

3. Нормативно-правовая база наполнена необходимыми документами.

4. Организована эффективная кадровая политика, позволяющая реализовывать переход на профессиональный стандарт педагога, имеется перспективное планирование работы в данном направлении.

Развитие практической готовности педагогов к внедрению профстандарта — это единая задача администрации и педагогического коллектива дошкольной организации.

Литература

1. Бережнова О. В. Профессиональный стандарт педагога : аналитический взгляд. //Управление ДОУ. -2014. - № 4. – С. 14.

2. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (далее – профессиональный стандарт педагога);

3. Профессиональный стандарт педагога /концепция и содержание/ (проект). / Вестник образования России. – 2013. - № 15. – С. 27; Вестник образования. – 2013. № 8. – С. 4.

4. Сурудина Е. А. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования. – Справочник старшего воспитателя № 11 2015. – С. 10 - 13.

5. Савченко В. И. Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО. Практические разработки для старших воспитателей ДОО. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 192 с.

6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО).

8. https://novsad.ucoz.ru/index/plan_vnedrenija_pofessionalnogo_standarta_v_dou/0-108

Публикации по теме:

Коммуникативная культура педагога дошкольной образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относит дошкольное образование к одному из уровней общего.

Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт взаимодействия Чернова Ольга Николаевна Заведующий МКДОУ Шубинским детским садом Барабинский район «Партнеры дошкольной образовательной организации: опыт.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования в современной дошкольной образовательной организации Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 81 «Детский сад» «Технологии здоровьесбережения и здоровьеформирования.

Управление проектированием и реализацией вариативных программ по организации здоровьесберегающей деятельности в ДОО В настоящее время наблюдается прогрессирующее неблагополучие в состоянии здоровья детского населения, ухудшение физического развития, сокращение.

Деловая игра для молодых воспитателей дошкольной образовательной организации «Игра — ведущий вид деятельности дошкольников» Цель: повышение компетентности молодых педагогов в вопросах организации и проведения игровой деятельности с детьми дошкольного возраста.

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации Горобец Татьяна Петровна, воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации. Управленческая.

Условия создания информационно-образовательной среды в дошкольной организации Важной задачей ДОУ при введении ФГОС становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной.

Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации Вопросы организации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации В последнее время в психолого-педагогической литературе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 18 июля 2017 в 15:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД