Приложение МААМ

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

татьяна горобец
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы

Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации

Горобец Татьяна Петровна,

воспитатель МБДОУ д/с №10 «Солнышко»,

с. Развильное, Песчанокопский район, Ростовская область.

Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры.

Публикация «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин. Гендер – это некий социальный норматив, принятый в конкретном обществе.

Гендерное воспитание – это организация условий для воспитания и развития ребёнка с учётом принадлежности к определённому полу.

На современном этапе развития нашего общества актуальность проблемы гендерного воспитания прослеживается особенно остро. Общепринятые в обществе признаки социальных ролей мужчин и женщин становятся менее чёткими, происходит «омужествление» женщин и феминизация мужчин, разрушение традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Постепенно стирается грань между «мужскими» и «женскими» профессиями, лидерское положение женщины в семье доминирует над мужским.

Говоря «настоящий мужчина», «настоящая женщина», мы имеем в виду не столько биологический пол, сколько определённые социально-психологические качества. С появлением в семье сына или дочери каждый родитель стремится воспитать его или её в соответствии с образом мужественности или женственности, который сложился в обществе. Мальчика - сильным, целеустремлённым защитником, девочку же – милой, хозяйственной. Таким образом, гендерное воспитание детей начинается практически с рождения.

В нашем детском саду было проведено исследование и разработан проект по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации». Цель проекта – создание условий для воспитания детей разного пола, гендерной социализации их в современном обществе. Задачи проекта:

1. Закладывать основы и объяснять особенности исполнения будущих социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям.

2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.

3. Повысить роль семьи в гендерном воспитании детей.

В процессе реализации проекта была определена модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

Работа проводилась поэтапно с детьми младшего, среднего, и старшего дошкольного возраста.

1 Этап. Констатирующий эксперимент, 1 серия

Перед началом работы с детьми была проведена педагогическая диагностика с использованием методов беседы ( детям предлагалось ответить на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др., тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю», «Нарисуй человека» и др., наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности. Использовались вопросы и задания, основанные на педагогической диагностике А. М. Щетининой, О. И. Ивановой.

Цель проведения педагогической диагностики - выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола.

2 этап. Формирующий эксперимент

По завершении обработки результатов был определён план работы как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.

В плане работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки (мальчики)», «Кто я?» «Какой я?», чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка-добрая душа», «Любочка», продуктивная деятельность («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)», дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся» и др., рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя, сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).

Для работы с родительской общественностью были запланированы тематические родительские собрания («Что такое гендерное воспитание, «Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др., оформление стендов («Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек» и др., проведение совместных мероприятий с детьми («Самый –самый…», «В розовом царстве» и др., выпуск видеожурналов («Мы играем и поём, вместе весело живём!»).

Для реализации проекта были созданы психолого-педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих педагогов:

- подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному воспитанию;

- создание развивающей предметно-пространственной среды, гендерно-сбалансированного пространства;

- разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного воспитания;

- оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.

Реализация проекта была осуществлена по следующим направлениям:

- целенаправленная педагогическая деятельность по осуществлению гендерного воспитания;

- создание условий для развития гендерной идентификации мальчиков и девочек;

- индивидуальная работа с детьми в плане саморегуляции гендерного поведения.

Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в нашем детском саду.

3 этап. Констатирующий эксперимент, 2 серия

Вторая серия констатирующего эксперимента была проведена с использование тех же методов, что и первая серия. Мы имели возможность сравнить результаты первой и второй серий констатирующего эксперимента. Результаты нас порадовали. Если в первой серии констатирующего эксперимента результаты показали, что большинство детей затруднялись в определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого пола, то во второй серии констатирующего эксперимента дети уверенно и твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни также показывают положительную динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек.

4 этап. Подведение итогов, педагогические выводы.

Подводя итоги проведённого исследования, можно сделать вывод, что в нашем детском саду созданы условия, которые способствуют гендерной социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей по реализуемой теме проекта. Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам. Мне думается, что опыт, наработанный нашим педагогическим коллективом, в дальнейшем будет углубляться и совершенствоваться.

Используемая литература:

1. Т. Н. Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М. : Линка – Пресс, 2009

2. В. Д. Ефремова, Т. П. Хризман Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998

3. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клециной. – СПб. : Питер, 2003

4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011

5. Н. Е. Татаринцева «Мир мальчика и девочки», Ростов-на-Дону, РГПУ, 2002г.

Публикации по теме:

Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС Тема: «Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников» (из опыта работы)». «Человек образованный тот, кто знает, где найти то,.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 3 1.3. Формы и методы экологического воспитания младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей В современных исследованиях.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 4 Глава 2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей. 2.1.

«Экологическое воспитание детей в условиях дошкольной образовательной организации с учетом требований ФГОС до» Часть 5 2.2. Экспериментальная работа по экологическому воспитанию младших дошкольников в условиях интеграции образовательных областей и анализ.

Формирование информационной культуры ребёнка в условиях сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи С одной стороны, чуть ли не на каждом шагу принято говорить: «Мы живём в информационном обществе» и «Найти всё что угодно в эпоху существования.

Гендерное воспитание детей в условиях современного общества ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА О. В. Молодых, Т. В. Потапкина МБДОУ детский сад №4 «Василек» г. Старый Оскол.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации Духовное и материальное состояние общества зависит от тех основ, которые заложены в сознании детей. Психологи утверждают, что на развитие.

План работы по самообразованию «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада» План работы по самообразованию воспитателя средней группы «Купавка» Никишиной Светланы Леонидовны 1 квалификационная категория Дата начала.

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Попечительский совет в дошкольной образовательной организации Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР Проскурнина Наталья Михайловна.

Технология управленческой деятельности старшего воспитателя в условиях модернизации дошкольной образовательной организации Главная черта современного мира — стремительные перемены. Дошкольное образование активно включилось в процессы модернизации. Управленческая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 4 апреля 2017 в 20:13
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации» (включая файлы) размещена пользователем татьяна горобец (УИ 47233) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД