Татьяна Чихляева
Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое упражнение «Кто? Что?»
Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы, отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»
Например: русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Кто? : сыновья, лягушка, Иван-царевич, заяц, щука, медведь, утка и т. п.
Что? : стрела, болото, дуб, ковер, хлеб и т. д.
Игра "Надо сказать по-другому"
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Публикация «Упражнения для развития речи старших дошкольников „Народная культура“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Игра проводится для закрепления смысла сказки «Снегурочка»
- Вот какие ласковые слова нашел народ, чтобы рассказать о снегурочке и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".
- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Игровое упражнение «Отгадки-загадки»
Узнай предмет по описанию –
(Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)
Лохматый, косолапый….(медведь)
Голодный, серый, злой….(волк)
Яркое, теплое (солнце)
Игровое упражнение : Где и для чего можно применять предмет, который я назову?
Например: чугунок (для приготовления еды в печи)
Ухват (для вынимания горячих предметов из печи)
Печь (для обогрева дома, для сна, для приготовления еды)
Игровое упражнение «Найти лишний предмет»
Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.
Например: деревянная ложка, чугунок, печь, ковш (печь лишняя т. к. не относится к посуде)
Игровое упражнение «Новые слова»
У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая
Ложка из дерева – деревянная
Лошадка из глины - глиняная
Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано?
Дети по памяти называют металлические, деревянные, глиняные предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: учить детей образовывать антонимы.
Дополнить фразу педагога словами, противоположными по значению.
«Река — глубокая, ручей — …мелкий».
«Рождество зимой, а пасха …весной»,
«Чугун из металла, а коромысло из…дерева»
" Родная природа в стихах и загадках"
Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.
Ход игры.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы
Круглое и яркое, дарит всем тепло.
Встало утром рано, по небу пошло
Закатилось вечером за леском.
Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)
Вьется, словно лента,
В дымке голубой,
Может быть спокойной,
Может бить волной
Темной и глубокой,
Что не видно дна.
Мелкой и прозрачной
Может быть она,
А в жару купает
Нас в своей волне.
Что это такое,
Подскажите мне. (Река)
Игра "Надо сказать по-другому"
Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.
Игра проводится для закрепления смысла сказки «Снегурочка»
- Вот какие ласковые слова нашел народ, чтобы рассказать о снегурочке и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)
- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)
- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)
- Послушайте, какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".
- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.)
Игра «Один- много»
Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.
Например:
Одна… (ложка)
Много (ложек)
Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.
Игра «Скажи ласково»
Цель: Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных
Например: Солнце-солнышко, птица-птичка, блин-блинчик, пирог-пирожок. и т. п.