Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура»

Татьяна Чихляева
Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура»

Игровое упражнение «Кто? Что?»

Покажите ребенку любую иллюстрацию к сказке. Пусть он назовет слова-предметы,отвечающие на вопрос: «Кто?» или «Что?»

Например: русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Кто?: сыновья, лягушка, Иван-царевич, заяц, щука, медведь, утка и т. п.

Что?: стрела, болото, дуб, ковер, хлеб и т. д.

Игра "Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Игра проводится для закрепления смысла сказки «Снегурочка»

- Вот какие ласковые слова нашел народ, чтобы рассказать о снегурочке и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте,какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Игровое упражнение «Отгадки-загадки»

Узнай предмет по описанию –

(Зеленая, белоствольная, кудрявая. Что это? – Береза)

Лохматый, косолапый….(медведь)

Голодный, серый, злой….(волк)

Яркое, теплое (солнце)

Игровое упражнение: Где и для чего можно применять предмет, который я назову?

Например: чугунок (для приготовления еды в печи)

Ухват (для вынимания горячих предметов из печи)

Печь (для обогрева дома, для сна, для приготовления еды)

Игровое упражнение «Найти лишний предмет»

Предлагаете несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы. Ребенок должен показать «лишнюю» картинку и объяснить почему она лишняя.

Например: деревянная ложка, чугунок, печь, ковш (печь лишняя т. к. не относится к посуде)

Игровое упражнение «Новые слова»

У лисы длинный хвост – как одним словом сказать? – длиннохвостая

Ложка из дерева – деревянная

Лошадка из глины - глиняная

Игра «Кто больше запомнит, что из чего сделано?

Дети по памяти называют металлические, деревянные, глиняные предметы. За правильный ответ дается фишка. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: учить детей образовывать антонимы.

Дополнить фразу педагога словами, противоположными по значению.

«Река — глубокая, ручей — …мелкий».

«Рождество зимой, а пасха …весной»,

«Чугун из металла, а коромысло из…дерева»

" Родная природа в стихах и загадках"

Цель: развивать умение находить антонимы в стихотворениях, подбирать синонимы к определенным словам.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о природе и найти в них слова антонимы

Круглое и яркое, дарит всем тепло.

Встало утром рано, по небу пошло

Закатилось вечером за леском.

Угадайте, дети, говорю о ком? (Солнце)

Вьется, словно лента,

В дымке голубой,

Может быть спокойной,

Может бить волной

Темной и глубокой,

Что не видно дна.

Мелкой и прозрачной

Может быть она,

А в жару купает

Нас в своей волне.

Что это такое,

Подскажите мне. (Река)

Игра "Надо сказать по-другому"

Цель: учить детей подбирать к словосочетанию слова, близкие по смыслу.

Игра проводится для закрепления смысла сказки «Снегурочка»

- Вот какие ласковые слова нашел народ, чтобы рассказать о снегурочке и весне. А какая была Снегурочка, провожая зиму? (Печальная)

- К слову печальная подберите слова, похожие по смыслу (грустная, невеселая)

- Если Снегурочка печальная, то какое у нее настроение? (Плохое)

- Послушайте,какие я назову предложения: "Дождь идет. Снегурочка идет".

- Какое слово повторялось? (Идет.) Попробуйте заменить слово идет. Дождь идет. (льет). Снегурочка идет. (шагает). Весна идет - как можно сказать по-другому? (Наступает.)

Игра «Один- много»

Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа.

Например:

Одна… (ложка)

Много (ложек)

Одна ложка, две ложки, три ложки, четыре ложки, пять ложек.

Игра «Скажи ласково»

Цель:Усвоение некоторых форм словоизменения: окончаний имён существительных

Например: Солнце-солнышко, птица-птичка, блин-блинчик, пирог-пирожок. и т. п.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ У нормально развивающегося ребенка рано начинается развитие речи. В процессе лепета формируются.

Игры и упражнения для развития связной речи Игры и упражнения для развития связной речи Учитель-логопед МБДОУ №46 «Жемчужина» Тимофеева Нина Филипповна Квалификационная категория первая.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников [b]Упражнения и игры для развития внимания[/h4:[/b] «Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и.

Логические игры и упражнения как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников Логические игры и упражнения, как средство формирования мыслительных операций у старших дошкольников. (Методические рекомендации для воспитателей.

Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» Обобщение опыта работы по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств дошкольников» Егоровой Светланы.

Примерный тематический комплекс «Народная культура, традиции» для детей 3–4 лет Примерный тематический комплекс «Народная культура, традиции» для детей 3-4 лет (2-я неделя марта – 4-я неделя марта) Цель: Формирование.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников и русская народная культура Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» Первомайского района Тамбовской области Тема:.

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет.Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Взаимосвязь развития связной речи и мелкой моторики в норме и у старших дошкольников с ОНР III уровня Проблема развития моторики и связной речи является одной из актуальных проблем детской психологии и педагогики в связи с увеличением количества.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Упражнения для развития речи старших дошкольников «Народная культура»
Опубликовано: 14 сентября 2017 в 20:18
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
С 8 марта, МААМ!

Международный женский день – это первый праздник весны, цветов, хорошего настроения! На этот раз он ещё и совпадает с первым днём Масленичной недели. Значит – совсем близко настоящая весна, пробуждение...

8 марта. Масленица — начало сырной недели

Очередной тематический день посвящен одному из самых веселых народных праздников в России. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы отметить Масленицу с пользой для...

Фотоотчёт весеннего праздника «Фея цветов» в средней группе ДОУ
*** В гости к детям пришла великолепная Фея цветов. В руках у неё была корзина с цветами! " Из корзины розу достаю и песню спеть я вас прошу"....
Мастер-класс для младших дошкольников по аппликации «Подснежник маме подарю»
Задачи: Развивать умение у детей последовательно склеивать детали, аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать стремление сделать красивый подарок для...
Конспект по познавательному развитию во второй младшей группе «Рыбки в аквариуме»
Цель: Закрепить знания детей о рыбках, живущих в аквариумах, о необходимых условиях для жизни рыбок в аквариумах. Развитие мелкой моторики, желания работать...