Светлана Коркина
Примерный тематический комплекс «Народная культура, традиции» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Примерный тематический комплекс
«Народная культура, традиции» для детей 3-4 лет
(2-я неделя марта – 4-я неделя марта)
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.
Публикация «Примерный тематический комплекс „Народная культура, традиции“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
Задачи: Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства
1 неделя - Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство;
2 неделя - Русский быт (мебель, посуда, предметы быта, одежда)
3 неделя - Родной край – Малмыж (
2. Итоговое мероприятие:
3. Содержание совместной деятельности взрослого и детей
Образователь-
ные области Виды детской
деятельности Формы работы с детьми
Физическое
развитие
Ф. р
П. р
С-К р
Х-Э. р
Р. р НОД Пензулаева Л. И
Занятие 26
Цель: Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; разучить прыжки в длину с места; развивать ловкость при прокатывании мяча
НОД 27
Цель: Продолжать упражнять в ходьбе и беге врассыпную; повторить прыжки в длину с места; закрепит умение прокатывать мяч.
НОД 28 (прогулка)
Цель: Игровые упражнения: равновесие – ходьба по шнуру, лежащему прямо, ходьба по скамейке – "Воробышки и кот"; метание – перебрасывание мяча друг другу, катание мяча – "Сбей кеглю"; докати до флажка. Ползание – "Проползи по мостику" (по доске, скамейке, под дугой. Подвижные игры "Найди свой домик", "Зайка серый умывается", "Лягушки
НОД 29
Цель: Развивать умение действовать по сигналу воспитателя. Упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками, в ползании на повышенной опоре.
НОД 30
Цель: Продолжать учить действовать по сигналу воспитателя. Продолжать упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками, в ползании на повышенной опоре.
НОД 31 (прогулка)
Цель: Игровые упражнения: прыжки через шнуры; прыжки с высоты (заборчик пенек); метание – игры с мячом, бросание вверх и ловля его двумя руками; лазание – ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени; с опорой на ладони и ступни; по скамейке; ползание между предметами (кегли, кубики, набивные мячи). Равновесие – ходьба с различными положениями рук по доске, по скамейке, перешагивание через предметы. Подвижные игры: "Кролики", "Лягушки", "Лохматый пес
НОД 32
Цель: Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; повторить упражнения в ползании; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре
НОД 33
Цель: Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; закрепить упражнения в ползании; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре.
НОД 34 (прогулка)
Цель: Игровые упражнения: лазание под шнур (высота 40 см, ползание по скамейке; равновесие – ходьба и бег по дорожке (ширина 20 см); по скамейке (высота 20 см); прыжки – перепрыгивание через две линии (ширина 15–20 см); прыжки из обруча в обруч: метание – бросание мяча вверх и о землю и ловля его двумя руками, перебрасывание мяча через шнур; прокатывание мяча вокруг предметов (кубики, кегли). Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Поезд», «Птица, птенчики»
Подвижные игры:
Русская народная подвижная игра «Карусель».
Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.
«Не упусти мяч».
Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь;
воспитывать дружелюбие.
«Птички и птенчики».
Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место.
«По ровненькой дорожке»
Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.
«Кто бросит дальше мешочек»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.
«Кто бросит дальше мешочек»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.
«Угадай, кто и где кричит»
Цель - учить ориентироваться в пространстве.
«Ручеёк»
Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.
Русская народная игра «Дедушка Рожок»
Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.
Русская народная игра «Лягушки на болоте»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах
Татарская народная игра «Татарский плетень»
Цель: учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.
Русская народная игра «Лошадки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.
Русская народная игра «Жмурки»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.
«Выйдет котя в огород – всполошится весь народ»
Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, вовлечение детей в подвижные народные игры.
Комплекс утренней гимнастики № 1 (март); № 2 (март)
Комплекс гимнастики после сна- № 1; № 2 март;
Решение проблемных ситуаций
«Как нам умыться, если нет водопровода»
Цель: формировать представления детей о том, что воду надо беречь, использовать экономно, учить детей мыслить логически, выстраивать логическую цепочку, воспитывать бережное отношение к воде.
«Куда едут машины»?
Цель: закреплять представление о назначении разных видов транспорта, познакомить детей с основными правилами движения машин и поведения пассажиров.
«Как вести себя в общественном транспорте».
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.
«Я вырасту здоровым».
Цель: Знакомить с понятиями «Правильное питание». Приобщать к здоровому образу жизни.
Игровые упражнения:
«Кто пройдет тише?»
Цель: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.
«Зернышки»
Цель: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.
«Котик к печке подошел»
Цель: учить ходить по кругу, взявшись за руки, играть в соответствии с текстом, учить соблюдать правила игры.
«Бубенцы»
Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.
Социально-
коммуникативное развити
С-К. р
П. р
Р. р
Ф. р
Х-Э. р
Сюжетные игры:
Собираемся на прогулку»
Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.
«Почта»
Цель: Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.
«Семья»
Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.
«Баюшки-баю»
Цель: расширять представления об уходе за детьми, развивать воображение, воспитывать заботливое отношение, ответственность.
«Приходите в гости к нам"
Цель: расширять представление о приеме гостей, развивать речь, воображение.
«Матрешки ходят в гости"
Цель: расширять представления о размерах предметов, развивать воображение, мышление.
«Куклы»
Цель: Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.
Психогимнастика:
«Воздушные шарики»
Цель: Снять напряжение, успокоить детей.
«Дудочка»
Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.
«С добрым утром»
Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки.
«Цветочек»
Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.
«Позови ласково»
Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Театрализованная деятельность:
«В гостях у бабушки Матрёны».
Цель: Обогащать активный словарь детей, активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.
«У бабушки Маланьи»
Цель: приобщение детей к народной культуре и культуре народов России.
«Катай каравай»
Цель: Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.
«Огородник»
Цель: Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.
Индивидуальные поручения и задания:
Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
«Посадка лука».
Цель: Познакомить детей со строением луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного. Воспитывать желание трудиться для благи других.
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры.
Совместные действия:
Рассматривание картинок о народных промыслах (дымковская игрушка);
Образные игры - имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.
Рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел
Речевое развитие
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р НОД В. В. Гербова
НОД №1
Звуковая культура речи : звуки т, п, к
Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью
НОД № 2
Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики"
Цель. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой "У страха глаза велики" (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.
НОД № 3
Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение
(дидактическая игра "Что изменилось")
Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов.
Беседы:
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Рассматривание предметов народного быта : (лавка, печь, люлька).
Цель: Уточнение способов действия с предметами (ухватом, кочергой). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, а не, одним словом.
«Каков он – русский народ»
Цель: Расширять представление об обычаях русского народа.
«Народная игрушка»
Цель: Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства.
«Русские народные праздники»
Цель: Расширять представление детей о народных традициях русского народа.
«Пословицы и поговорки»
Цель: Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.
Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья);
Цель: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; делать простейшие обобщения. Знакомить с материалами, их свойствами.
Чтение
Маща и медведь»,
«Теремок»,
«Рукавичка»;
Цель: Знакомить детей с жанром сказки, учить детей запоминать отдельные слова и выражения героев и воспроизводить их.
Народные пословицы и поговорки,
русские народные загадки, скороговорки, считалки.
(смотри приложение № 2)
«Бычок-смоляной бочок»
Цель: закреплять умение слушать сказку.
Русские народные сказки :
«Гуси- лебеди»,
«Лиса и журавль»,
«Хитрая лиса»;
Цель: учить детей слушать сказки, понимать содержание, отвечать на вопросы педагога по тексту прочитанного, воспитывать любовь к сказкам, русскому фольклору.
Чтение потешки «Как у нашего кота…»
Цель: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку, развивать интерес к малому фольклорному жанру.
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики- помощники»,
«Про сороку».
Цель: учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, соотносить слова с действиями пальцев
Разгадывание загадок
Смотри приложение № 1;
Просмотр мультфильмов:
«Маша и медведь»
«Гуси – лебеди»
«Репка»
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цель: учить детей внимательно просматривать мультфильмы, пересказывать небольшие отрывки на основе вопросов педагога, учить выделять положительных и отрицательных героев, их поступки, поддерживать радостное настроение детей.
Просмотр презентации:
«Дымковская игрушка»
Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушки, ее внешним видом, узорами, учить узнавать игрушку на иллюстрациях и картинках. Воспитывать уважение к народным мастерам.
«Быт русского народа»
Цель: формировать представления детей о жизни и быте русского народа в старину, развивать познавательный интерес к культуре русского народа.
«Русская матрешка»
Цель: познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, показать детям красоту росписи, воспитывать любовь и уважение к истории русского народа.
Артикуляционная гимнастика
«Собачка».
Цель: Детям предлагается высунуть язык, «как собачка».
«Котик пьет молоко»
Цель: имитация лакания молока языком.
Познавательное
развитие
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р НОД Помораева; Позина
НОД № 1
Занятие 2
Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
НОД № 2
Занятие 3
Цель: Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь
НОД № 3
Занятие 4
Цель: Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.
Соломенникова О. А.
НОД № 1
«Волшебная сосулька»
Цель: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.
Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», стр. 29
НОД №1
«Загородка для садика»
Цель: Учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек). Закреплять умение рассказывать, как будут строить. Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению.
Дидактические игры:
«Чудесный мешочек»
Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.
«Чего не стало?»
Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.
«Матрёшки»
Цель: упражнять в установлении сходства и различия между предметами (большая – маленькая).
«Теремок»
Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.
«Прятки»
Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед)
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных уборах.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы
Художественно-эстетическое развитие
Музыка
Р. р
П. р
С-К р
Ф. р
Х-Э. р Рисование Комарова Т. С
НОД №1
Тема : «Красивая чашка (в горошек)».
Цель: развивать моторику рук, совершенствовать умение рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок (горошины) внутри контура.
НОД № 2
«Русская народная игрушка — матрешка»
Цель: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества; Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.
НОД № 3
«Дымковская игрушка – лошадка»
Цель: Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым.
Программные задачи. Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки. Развивать эстетическое восприятие, способствовать восприятию первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости. Приобщать к пониманию выразительных средств изображения (светлый, яркий, пониманию цветов – красный, синий). Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать желание рассматривать народные игрушки
Лепка
НОД № 1
Красивая птичка» (По дымковской игрушке)
Цель: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прощипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки
НОД № 2
Лепка «Мишка-неваляшка»
Цель: Упражнять детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу.
Аппликация
НОД
«Салфетка»
Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно
НОД по плану музыкального руководителя
4. Создание условий для самостоятельной деятельности детей
• картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;
• иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
• иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка»;
• готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора
• бросовый материал для изготовления макета «Подворье»
• формы для выкладывания на фланелеграфе узора
• игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек
• разукрашивание предметов быта, обводки по контуру
• для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;
• куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме
• раскраски «Дымковская игрушка
5. Взаимодействие с родителями по решению образовательных задач
• Консультация «История народного костюма»
• Папка – передвижка «Играем с ребенком в народные игры».