Получи документы

Примерный тематический комплекс «Народная культура, традиции» для детей 3–4 лет

Светлана Коркина
Примерный тематический комплекс «Народная культура, традиции» для детей 3–4 лет

Примерный тематический комплекс

«Народная культура, традиции» для детей 3-4 лет

(2-я неделя марта – 4-я неделя марта)

Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников, знакомство с культурой русского народа.

Публикация «Примерный тематический комплекс „Народная культура, традиции“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах

Задачи: Знакомить детей с народными традициями, обычаями. Расширять представления о народной игрушке, художественных промыслах. Продолжать знакомить с народными песнями, плясками, устным народным творчествам. Рассказывать о русской избе, ее внутреннем убранстве, предметах быта, одежды. Знакомить с искусством родного края. Воспитывать интерес и бережное отношение к произведениям искусства

1 неделя - Народная игрушка, декоративно-прикладное искусство;

2 неделя - Русский быт (мебель, посуда, предметы быта, одежда)

3 неделя - Родной край – Малмыж (

2. Итоговое мероприятие:

3. Содержание совместной деятельности взрослого и детей

Образователь-

ные области Виды детской

деятельности Формы работы с детьми

Физическое

развитие

Ф. р

П. р

С-К р

Х-Э. р

Р. р НОД Пензулаева Л. И

Занятие 26

Цель: Упражнять в ходьбе и беге врассыпную; разучить прыжки в длину с места; развивать ловкость при прокатывании мяча

НОД 27

Цель: Продолжать упражнять в ходьбе и беге врассыпную; повторить прыжки в длину с места; закрепит умение прокатывать мяч.

НОД 28 (прогулка)

Цель: Игровые упражнения: равновесие – ходьба по шнуру, лежащему прямо, ходьба по скамейке – "Воробышки и кот"; метание – перебрасывание мяча друг другу, катание мяча – "Сбей кеглю"; докати до флажка. Ползание – "Проползи по мостику" (по доске, скамейке, под дугой. Подвижные игры "Найди свой домик", "Зайка серый умывается", "Лягушки

НОД 29

Цель: Развивать умение действовать по сигналу воспитателя. Упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками, в ползании на повышенной опоре.

НОД 30

Цель: Продолжать учить действовать по сигналу воспитателя. Продолжать упражнять в бросании мяча о пол и ловле его двумя руками, в ползании на повышенной опоре.

НОД 31 (прогулка)

Цель: Игровые упражнения: прыжки через шнуры; прыжки с высоты (заборчик пенек); метание – игры с мячом, бросание вверх и ловля его двумя руками; лазание – ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени; с опорой на ладони и ступни; по скамейке; ползание между предметами (кегли, кубики, набивные мячи). Равновесие – ходьба с различными положениями рук по доске, по скамейке, перешагивание через предметы. Подвижные игры: "Кролики", "Лягушки", "Лохматый пес

НОД 32

Цель: Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; повторить упражнения в ползании; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре

НОД 33

Цель: Развивать координацию движений в ходьбе и беге между предметами; закрепить упражнения в ползании; упражнять в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе на повышенной опоре.

НОД 34 (прогулка)

Цель: Игровые упражнения: лазание под шнур (высота 40 см, ползание по скамейке; равновесие – ходьба и бег по дорожке (ширина 20 см); по скамейке (высота 20 см); прыжки – перепрыгивание через две линии (ширина 15–20 см); прыжки из обруча в обруч: метание – бросание мяча вверх и о землю и ловля его двумя руками, перебрасывание мяча через шнур; прокатывание мяча вокруг предметов (кубики, кегли). Подвижные игры «По ровненькой дорожке», «Поезд», «Птица, птенчики»

Подвижные игры:

Русская народная подвижная игра «Карусель».

Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.

«Не упусти мяч».

Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь;

воспитывать дружелюбие.

«Птички и птенчики».

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место.

«По ровненькой дорожке»

Цель: развивать у детей согласованность движения рук и ног; приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать чувство равновесия, ориентировке в пространстве.

«Кто бросит дальше мешочек»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

«Кто бросит дальше мешочек»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в метании вдаль правой и левой рукой, в беге, в распознавании цвета.

«Угадай, кто и где кричит»

Цель - учить ориентироваться в пространстве.

«Ручеёк»

Цель: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

Русская народная игра «Дедушка Рожок»

Цель: Развивать, развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Русская народная игра «Лягушки на болоте»

Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в прыжках на двух ногах

Татарская народная игра «Татарский плетень»

Цель: учить совместным действиям; развивать умение ориентироваться в пространстве.

Русская народная игра «Лошадки»

Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с высоким подниманием коленей, ходьбе, умению играть в коллективе.

Русская народная игра «Жмурки»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

«Выйдет котя в огород – всполошится весь народ»

Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, вовлечение детей в подвижные народные игры.

Комплекс утренней гимнастики № 1 (март); № 2 (март)

Комплекс гимнастики после сна- № 1; № 2 март;

Решение проблемных ситуаций

«Как нам умыться, если нет водопровода»

Цель: формировать представления детей о том, что воду надо беречь, использовать экономно, учить детей мыслить логически, выстраивать логическую цепочку, воспитывать бережное отношение к воде.

«Куда едут машины»?

Цель: закреплять представление о назначении разных видов транспорта, познакомить детей с основными правилами движения машин и поведения пассажиров.

«Как вести себя в общественном транспорте».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.

«Я вырасту здоровым».

Цель: Знакомить с понятиями «Правильное питание». Приобщать к здоровому образу жизни.

Игровые упражнения:

«Кто пройдет тише?»

Цель: ознакомить с ходьбой в заданном направлении, развивать умение сохранять равновесие.

«Зернышки»

Цель: учить детей действовать по правилам, развивать выносливость.

«Котик к печке подошел»

Цель: учить ходить по кругу, взявшись за руки, играть в соответствии с текстом, учить соблюдать правила игры.

«Бубенцы»

Цель: Развивать умение действовать по сигналу, внимание, упражнять детей ориентироваться в пространстве по слуховому восприятию, построению в круг, хороводному движению.

Социально-

коммуникативное развити

С-К. р

П. р

Р. р

Ф. р

Х-Э. р

Сюжетные игры:

Собираемся на прогулку»

Цель: развивать у детей умение подбирать одежду для разного сезона, научить правильно называть элементы одежды, закреплять обобщенные понятия «одежда», «обувь», воспитывать заботливое отношение к окружающим.

«Почта»

Цель: Рассказать детям о том, что звери и птицы (голуби, собаки, слоны, верблюды) могут доставлять почту так же, как транспорт и люди.

«Семья»

Цель: формировать представление о коллективном ведении хозяйства, семейном бюджете, о семейных взаимоотношениях, совместных досугах, воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

«Баюшки-баю»

Цель: расширять представления об уходе за детьми, развивать воображение, воспитывать заботливое отношение, ответственность.

«Приходите в гости к нам"

Цель: расширять представление о приеме гостей, развивать речь, воображение.

«Матрешки ходят в гости"

Цель: расширять представления о размерах предметов, развивать воображение, мышление.

«Куклы»

Цель: Закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Закрепление знаний о названиях одежды. Закрепление у детей навыка правильно в определенной последовательности раздеваться и складывать свою одежду.

Психогимнастика:

«Воздушные шарики»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

«Дудочка»

Цель: Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ.

«С добрым утром»

Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки.

«Цветочек»

Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела.

«Позови ласково»

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Театрализованная деятельность:

«В гостях у бабушки Матрёны».

Цель: Обогащать активный словарь детей, активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.

«У бабушки Маланьи»

Цель: приобщение детей к народной культуре и культуре народов России.

«Катай каравай»

Цель: Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

«Огородник»

Цель: Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения. Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Индивидуальные поручения и задания:

Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.

«Посадка лука».

Цель: Познакомить детей со строением луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.

«Дежурство по столовой».

Цель: учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурного. Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного. Воспитывать желание трудиться для благи других.

«Наведение порядка в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки после игры.

Совместные действия:

Рассматривание картинок о народных промыслах (дымковская игрушка);

Образные игры - имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра.

Рассматривания иллюстраций к сказкам и потешкам «Петушок и бобовое зернышко», «Гуси-лебеди», «Бычок – черный бочок, белые копытца» «Наш козел

Речевое развитие

Р. р

П. р

С-К р

Ф. р

Х-Э. р НОД В. В. Гербова

НОД №1

Звуковая культура речи : звуки т, п, к

Цель. Закреплять произношение звука т в словах и фразовой речи; учить детей отчетливо произносить звукоподражания со звуками т, п. к; упражнять в произнесении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью

НОД № 2

Чтение русской народной сказки "У страха глаза велики"

Цель. Напомнить детям известные им русские народные сказки и познакомить со сказкой "У страха глаза велики" (обраб. М. Серовой). Помочь детям правильно воспроизвести начало и конец сказки.

НОД № 3

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

(дидактическая игра "Что изменилось")

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов.

Беседы:

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Рассматривание предметов народного быта : (лавка, печь, люлька).

Цель: Уточнение способов действия с предметами (ухватом, кочергой). Учить отвечать на вопросы полными предложениями, а не, одним словом.

«Каков он – русский народ»

Цель: Расширять представление об обычаях русского народа.

«Народная игрушка»

Цель: Расширять представление о народной игрушке. Формировать умение выражать эстетические чувства. Расширять представление о разнообразии народного искусства.

«Русские народные праздники»

Цель: Расширять представление детей о народных традициях русского народа.

«Пословицы и поговорки»

Цель: Знакомство с пословицами и поговорками. Приобщать к русскому народному творчеству.

Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берется шерсть (козья, овечья);

Цель: формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; делать простейшие обобщения. Знакомить с материалами, их свойствами.

Чтение

Маща и медведь»,

«Теремок»,

«Рукавичка»;

Цель: Знакомить детей с жанром сказки, учить детей запоминать отдельные слова и выражения героев и воспроизводить их.

Народные пословицы и поговорки,

русские народные загадки, скороговорки, считалки.

(смотри приложение № 2)

«Бычок-смоляной бочок»

Цель: закреплять умение слушать сказку.

Русские народные сказки :

«Гуси- лебеди»,

«Лиса и журавль»,

«Хитрая лиса»;

Цель: учить детей слушать сказки, понимать содержание, отвечать на вопросы педагога по тексту прочитанного, воспитывать любовь к сказкам, русскому фольклору.

Чтение потешки «Как у нашего кота…»

Цель: знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку, развивать интерес к малому фольклорному жанру.

Пальчиковая гимнастика

«Пальчики- помощники»,

«Про сороку».

Цель: учить детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, соотносить слова с действиями пальцев

Разгадывание загадок

Смотри приложение № 1;

Просмотр мультфильмов:

«Маша и медведь»

«Гуси – лебеди»

«Репка»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Цель: учить детей внимательно просматривать мультфильмы, пересказывать небольшие отрывки на основе вопросов педагога, учить выделять положительных и отрицательных героев, их поступки, поддерживать радостное настроение детей.

Просмотр презентации:

«Дымковская игрушка»

Цель: познакомить детей с историей возникновения игрушки, ее внешним видом, узорами, учить узнавать игрушку на иллюстрациях и картинках. Воспитывать уважение к народным мастерам.

«Быт русского народа»

Цель: формировать представления детей о жизни и быте русского народа в старину, развивать познавательный интерес к культуре русского народа.

«Русская матрешка»

Цель: познакомить детей с историей возникновения русской матрешки, показать детям красоту росписи, воспитывать любовь и уважение к истории русского народа.

Артикуляционная гимнастика

«Собачка».

Цель: Детям предлагается высунуть язык, «как собачка».

«Котик пьет молоко»

Цель: имитация лакания молока языком.

Познавательное

развитие

Р. р

П. р

С-К р

Ф. р

Х-Э. р НОД Помораева; Позина

НОД № 1

Занятие 2

Цель: Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями поровну, столько – сколько, больше – меньше. Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

НОД № 2

Занятие 3

Цель: Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения и пользоваться словами столько – сколько, больше – меньше. Закреплять умение различать и называть части суток: день, ночь

НОД № 3

Занятие 4

Цель: Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять в различении и назывании геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника.

Соломенникова О. А.

НОД № 1

«Волшебная сосулька»

Цель: Закрепить знание свойств льда: холодный, прозрачный, в тепле лед тает и получается вода; знание свойств воды: холодная, теплая. Учить детей рисовать сосульку, упражнять в изображении формы – треугольник.

Куцакова Л. В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», стр. 29

НОД №1

«Загородка для садика»

Цель: Учить огораживать большое пространство («озеро» для уточек). Закреплять умение рассказывать, как будут строить. Поощрять стремление конструировать по своему замыслу и представлению.

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Цель: Ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

«Чего не стало?»

Цель: Упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

«Матрёшки»

Цель: упражнять в установлении сходства и различия между предметами (большая – маленькая).

«Теремок»

Цель: ориентироваться на окончание глагола в прошедшем времени при согласовании его с существительным.

«Прятки»

Цель: правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед)

«Сложи картинку»

Цель: Формировать представления о народных головных уборах.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Р. р

П. р

С-К р

Ф. р

Х-Э. р Рисование Комарова Т. С

НОД №1

Тема : «Красивая чашка (в горошек)».

Цель: развивать моторику рук, совершенствовать умение рисовать пальцем, стараясь равномерно расположить рисунок (горошины) внутри контура.

НОД № 2

«Русская народная игрушка — матрешка»

Цель: Приобщить детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества; Вызывать интерес к образу, желание рисовать матрёшку, воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам.

НОД № 3

«Дымковская игрушка – лошадка»

Цель: Развивать умения создавать простые изображения, принимать замысел, предложенный взрослым.

Программные задачи. Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным способом – ватными палочками, правильно держать палочку, аккуратно обмакивать ее в гуашь и ритмично наносить точки. Развивать эстетическое восприятие, способствовать восприятию первых ценностных ориентаций, эмоциональной отзывчивости. Приобщать к пониманию выразительных средств изображения (светлый, яркий, пониманию цветов – красный, синий). Совершенствовать диалогическую речь. Воспитывать желание рассматривать народные игрушки

Лепка

НОД № 1

Красивая птичка» (По дымковской игрушке)

Цель: Учить лепить предмет, состоящий из нескольких частей. Закреплять прием прощипывания кончиками пальцев (клюв, хвостик); умение прочно скреплять части, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить по образцу народной (дымковской) игрушки

НОД № 2

Лепка «Мишка-неваляшка»

Цель: Упражнять детей в изображении предметов, состоящих из частей круглой формы разной величины. Отрабатывать умение скреплять части предмета, плотно прижимая их друг к другу.

Аппликация

НОД

«Салфетка»

Цель: Учить составлять узор из кружков и квадратиков на бумажной салфетке квадратной формы, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики – между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение наклеивать детали аккуратно

НОД по плану музыкального руководителя

4. Создание условий для самостоятельной деятельности детей

• картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;

• иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

• иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», «Колобок», «Теремок», «Репка»;

• готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора

• бросовый материал для изготовления макета «Подворье»

• формы для выкладывания на фланелеграфе узора

• игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек

• разукрашивание предметов быта, обводки по контуру

• для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;

• куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме

• раскраски «Дымковская игрушка

5. Взаимодействие с родителями по решению образовательных задач

• Консультация «История народного костюма»

• Папка – передвижка «Играем с ребенком в народные игры».

Публикации по теме:

Перспективный план «Народная культура и традиции» Народная культура и традиции Содержание работы\ реализация образовательных областей Период\ дата реализации Используемое методическое обеспечение\.

Фрагмент календарного плана в подготовительной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: «Народная культура и традиции»Цели деятельности педагога:расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов.

Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка»Конспект занятие для второй младшей группы «Народная культура и традиции». Аппликация «Матрешка» Декоративная аппликация «Наряды для матрешки» Возрастная группа: вторая младшая (3-4 года) Цель: учить детей выполнять декоративное изображение.

Сценарий мероприятия «Народная культура и традиции русского и чувашского народов»Сценарий мероприятия «Народная культура и традиции русского и чувашского народов» Цель: Познакомить детей с традициями русского и чувашского народов. Познакомить со здоровьесберегающими компонентами через русские и чувашские.

Планирование работы на неделю по теме «Народная культура и традиции» для детей 2 младшей группы .

Примерный тематический комплекс «8 Марта» для детей 3–4 лет (4-я неделя февраля — 1-я неделя марта) Примерный тематический комплекс «8 Марта» для детей 3-4 лет (4-я неделя февраля – 1-я неделя марта).

Примерный тематический комплекс по теме «Зима» для детей 3–4 лет (по программе Веракса) к программе "От рождения до школы" Примерный тематический комплекс «Зима» для детей 3-4 лет (1-я января– 4-я неделя января) Цель: Формирование.

Проект «Народная культура и традиции» Информационная карта проекта Проект «Народная культура и традиции» Авторы проекта: Губанова О. В. Продолжительность проекта: - краткосрочный.

Проект «Народная культура и традиции». «В гостях у бабушки Мани»Проект «Народная культура и традиции». «В гостях у бабушки Мани» Задачи: -Знакомит с дидактическими играми, направленными на закрепление представлений о свойствах предметов, составлять целое из частей.

Рекомендации для родителей детей старшей группы по теме Тема: «Народная культура и традиции». • Сходить на экскурсию в музей «Русская изба», «Старинная и современная посуда», «Что за чудо печь». (Или посмотреть в интернете картинки).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Примерный тематический комплекс «Народная культура, традиции» для детей 3–4 лет
Опубликовано: 11 марта 2017 в 21:14
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД