Светлана Егорова
Обобщение опыта «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме
«Народная культура как средство формирования нравственно патриотических
чувств дошкольников»
Егоровой Светланы Николаевны
«Воспитание, лишенное народных корней – бессильно»
К. Д. Ушинский.
Публикация «Обобщение опыта „Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
Патриотическое воспитание дошкольников на сегодняшний день является одной из самых актуальных задач нашего времени, поскольку в последние годы возросло стремление народа к национальному возрождению. Президент России Владимир Путин назвал патриотизм единственной национальной идеей в России.
Поэтому на современном этапе одним из приоритетных направлений педагогической деятельности является воспитание гражданина - патриота своей Родины. Начинать эту работу надо с малого – с воспитания любви и уважения к своему дому, к своим родным, к своей семье, к своей Отчизне.
Стоит признать, что дошкольный возраст является благодатной почвой для воспитания патриотизма, ведь ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его мир эмоционально, приобретает гордость за свою страну, у него формируется устойчивый внутренний мир, закладываются предпосылки гражданских качеств.
Изучение детьми народной культуры является первоосновой в воспитании патриотических чувств, так как соприкосновение с народным искусством и традициями, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории.
Но, к сожалению, современные дети испытывают дефицит знаний о национальной культуре, традициях, промыслах.
Именно поэтому считаю необходимым знакомить детей с народной культурой и традициями, так как в дальнейшем это послужит одним из первых факторов формирования патриотического сознания.
В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. В своей работе я стараюсь гармонично использовать сочетание традиционных форм работы с новыми современными образовательными технологиями, обращаясь при этом к фольклору, народной педагогике, интернет-ресурсам.
Новизна моего педагогического опыта заключается в том, что вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном взаимодействии с семьями воспитанников, где мамы, папы, дедушки и бабушки становятся активными участниками педагогического процесса.
Цель моей работы – воспитывать в детях любовь к своей Родине, своему народу в тесном взаимодействии с семьей.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
Формировать и расширять представления детей о родной стране;
Знакомить детей с искусством, традициями и обычаями народов России;
Развивать коммуникативные качества, познавательную активность;
Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;
Повышать родительскую компетентность, вовлекая родителей в совместную с детьми деятельность;
В своей работе по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников средством народной культуры использую :
Устное народное творчество;
Народные песни;
Народные игры и народные игрушки;
Народные праздники;
Предметы русского быта (жилище, народный костюм);
Народно – прикладное искусство.
Считаю, что приобщение детей к народной культуре должно носить комплексный характер, пронизывающий все виды деятельности детей. В своей практике по патриотическому воспитанию применяю различные формы работы :
Беседы;
Дидактические и народные игры;
Занятия;
Развлечения;
Театрализованные представления;
Творческие мастерские;
Оформление выставок;
Организация мини-музеев;
Праздники;
Проекты;
Деловые игры;
Целевые экскурсии;
Сотрудничество с семьями воспитанников;
Знакомство с традициями для ребенка начинается с устного народного творчества. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, мысли и чувства наших предков. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Широко использую в своей работе народные сказки, песни, пословицы, поговорки, потешки, колыбельные, и включаю их в разнообразные режимные моменты.
Часто мы ставим кукольные спектакли, разыгрываем русские народные потешки сказки с использованием разных видов театра. Детям нравится быть маленькими актерами.
Огромную любовь проявляют дети к сказкам. Используя их в своей работе, помогаю понять детям примеры истинного поведения человека. Дети с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют их.
Совместно с родителями занимаюсь организацией книжных выставок по устному народному творчеству, провожу акции «Подарите книгу детям». Родители совместно с детьми оформили книжки - самоделки «Моя любимая сказка», оформили альбомы «Потешки», «Загадки».
Так же, с активным участием родителей в группе оформлен мини - музей «Русская изба». Интерьер мини - музея составили подлинные предметы русского быта: стол, самовар, прялка, кочерга, лавки, чугунки, ухваты, домотканые половики, лапти, изделия из бересты, деревянные изделия Хохломской росписи, изделия Гжель.
Знакомство с традиционно-бытовой культурой русского народа позволяет обеспечить детям особый комплекс ощущений, пробуждающий интерес к русским традициям.
Дети не только познакомились с традиционно - бытовой культурой русского народа, но проявили творческую активность - сами проводили экскурсии в мини - музее «Русская изба» для детей младшей группы
Русские народные игрушки (яркие матрешки, неваляшки, свистульки.) приносят детям большую радость, поскольку они не только очень красочны, но и занимательны. С целью развития интереса к этой теме в нашей группе был организован «Музей народной игрушки».
Все дети по природе своей – творцы и созидатели. В моей группе создана творческая мастерская, где дети, начиная с младшего возраста, знакомятся с народно-прокладным искусством.
Так, например, знакомство детей с дымковской игрушкой начинаю с младшего возраста. Освоить отдельные элементы дымковского орнамента – посильная задача даже для самых маленьких. Дети осваивают отдельные элементы дымковского орнамента, на заготовки-силуэты наносят яркие простые узоры, лепят из пластилина дымковских уточек. Эти занятия способствуют художественно-эстетическому воспитанию, а также развивают мелкую моторику рук и прививают аккуратность.
Родители с удовольствием принимают участие в работе творческой мастерской. С их помощью была оформлена выставка детско-родительских работ «Дымковские расписные», где были представлены дымковские игрушки, сделанные своими руками.
В своей педагогической практике я широко использую инновационный метод проектов. Он позволяет наиболее эффективно сформировать у детей дошкольного возраста интерес к народным традициям и обычаям. Дети и их родители, являясь участниками проекта, собирают информацию, обсуждают её, реализуют и делают выводы. Результаты оформляют в виде стендов, газет, выставок, альбомов. Я реализовала следующие проекты:
«Читаем сказки»;
«Волшебный сундучок»;
«Чудесный мир русской народной сказки»;
«Чудо-Дымка»;
«Народные традиции»;
«Моя счастливая семья».
Одной из форм работы по воспитанию патриотических чувств является праздник, день, который наполнен радостью и весельем, оставляющий в памяти детей глубокий след.
Участие родителей в праздничных мероприятиях вместе с детьми очень гармонично и положительно влияет на формирование семейных ценностей. Участвуя в праздниках, дети знакомятся обрядами, соприкасаются с народным духом, проникаются уважением к древним народным традициям.
В течение всего года в группе проводились большое количество всевозможных народных праздников. «Осенины», «Рождество», «Масленица».
На празднике создавалась атмосфера национального быта. Широко использовался фольклор (песенки-потешки, колядки частушки, шутки, загадки, пословицы и поговорки, сказки, былины, звучали народные инструменты.
Фольклорный праздник «Игры да потешки» позволил приобщить детей к истокам народной культуры; добиться обогащения активного словаря детей посредством фольклорных произведений; создать у детей и родителей радостное настроение.
На празднике дети рассказывали любимые потешки, отгадывали загадки, играли в народные игры. Мамы и бабушки исполнили колыбельные, играли с детками в пальчиковые игры. Ребята для родителей исполнили песню «Бабушка, испеки оладушки» станцевали «Танец неваляшки» Повеселились очень дружно, а потом за столы садились сладким чаем угостились.
На празднике «Русские посиделки» дети совместно с родителями водили хороводы, инсценировали шутки-прибаутки, играли в народные игры, отгадывали загадки о русской избе и предметах русского народного быта. Такая форма работы является любимым мероприятием детей моей группы и их родителей.
«Фестиваль народных традиций» стал итоговым мероприятием проекта «Народные традиции». Дети совместно с родителями презентовали продукты проекта – альбомы по разным темам о народных традициях : «Народные праздники»; «Русская изба»; «Народная игрушка»; «Дымка»; «Гжель»; «Русский народный костюм»; «Русская кухня». Фестиваль дал возможность пробудить в детях и их родителях интерес к истории и культуре России, обогатить знания детей о русских народных традициях.
Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям очень актуальная и важная задача в моей педагогической практике, так как группа, в которой я работаю – многонациональная (русские, татары, кумыки, лезгины, украинцы, молдоване, азербайджанцы, чеченцы). Я стараюсь привить детям любовь и уважение ко всем народностям нашей большой страны. Праздник «Хоровод дружбы» позволил сформировать представления о многонациональном составе населения России, ознакомиться с национальными играми и костюмами. Поддержав идею праздника, родители моих воспитанников стали его активными участниками. Сшив красочные национальные костюмы для детей, сами пришли в национальной одежде, представляя вместе с ребенком свою национальность.
На празднике «Дружат дети всей земли» для детей старшего дошкольного возраста я продолжила работу по формированию у детей толерантности, как одной из значимых черт личности, в тесном взаимодействии с семьей.
На празднике дети совместно с родителями демонстрировали национальный костюм, играли в народные игры, оформляли выставку народных промыслов России, представляли блюда национальной кухни и дегустировали их.
Проект «Моя счастливая семья» был реализован детьми и их родителями ко Дню Семьи. Продуктом проекта стало генеалогическое древо семьи, позволившее расширить представления детей о своей семье, о её истории.
В своей работе я так же использую инновационную форму «Деловой игры».
Мною была проведена деловая игра «Мы Россияне!», в которой приняли участие педагоги детского сада и дети с параллельных групп. Целью игры стала систематизация знаний детей о стране. Дети закрепили знания о государственных символах России, называли пословицы о Родине, обобщали знания о национальных костюмах и музыке народов России. В конкурсе «Укрась посуду», дети закрепили знания о русских народных промыслах, усовершенствовали художественно - творческие способности.
В своей деятельности по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников мне не приходится ограничиваться рамками детского сада, так как я стараюсь наладить связь детей с социумом. Мы посетили детскую библиотеку на рождественской неделе и ознакомились с традициями празднования Рождества. Посетили «Детскую школу искусств», где, в день открытых дверей ознакомились с народными музыкальными инструментами.
Дети с удовольствием приняли участие в городских конкурсах: фестивале «Театральный дебют»; в литературном конкурсе чтецов «Дружат дети всей земли», на котором одна из моих воспитанниц, Казанбиева Наида, заняла первое место.
Петренко Люба приняла участие во «Всероссийском детском творческом конкурсе для дошкольников» по направлению - конкурс декоративно-прикладного творчества «Иллюстрация к русской народной сказке».
Свой педагогический опыт я стремлюсь распространить среди педагогов своего детского сада: выступила на педагогическом совете с темой «Народные традиции – основа формирования семейных ценностей у воспитанников ДОУ в условиях ФГОС ДО»; провила открытые мероприятия («Хоровод дружбы», «Мы Россияне)
Выступила на городской августовской конференции в 2013 году с темой «Инновационные формы взаимодействия педагогов с родителями» и в 2015 году с темой «Реализация программы «Содружество детского сада и семьи».
Приняла участие в третьем Всероссийском конкурсе «Семья – основа государства» по «Образовательному» направлению, где стала победителем муниципального этапа и участником регионального этапа.
О празднике «Хоровод дружбы», который прошел в нашей группе, был снят репортаж и напечатана статья в «Новой северной газете».
Приняла участие в городской выставке, организованной краеведческим экомузеем в честь 80-летия округа «И это все о нас», предоставила экспонаты - предметы русской старины
Исходя из вышеизложенного, делаю следующие выводы: проведенная мной комплексная работа позволяет:
сформировать у детей патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к традициям и культуре;
расширить знания о многообразии народных праздников и традиций;
сформировать первые представления о культуре своего народа;
обогатить словарный запас народным фольклором (дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни);
сформировать представления о морально-нравственных ценностях : доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
развить коммуникативные навыки;
развить чувство коллективизма.
Поскольку, и в дальнейшем я планирую продолжить работу по теме «Народная культура как средство формирования нравственно патриотических чувств у дошкольников» подводить итоги моей деятельности еще рано.
Основными необходимыми моментами считаю: укрепление взаимодействия с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию и пополнение развивающей среды в группе.
Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.