Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников

Екатерина Любимова
Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных начала, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К. Д. Ушинский

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы и музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческо – информационный, игровой.

Продолжительность: краткосрочный.

Направленность работы по проекту:

Для решении поставленной в проекте цели запланированы разные виды деятельности: слушание и обсуждение сказок и былин, заучивание наизусть стихов и потешек с помощью мнемотехники, театрализованная деятельность, игры, познавательная деятельность, креативные виды деятельности: лепка, рисование, аппликация. Эти формы работы проводятся как на специально организованных занятиях, так и в вечерние отрезки времени. Каждый вид деятельности преследует решение своих задач и целей.

Проблема: Как приобщить детей дошкольного возраста к традициям, обрядам, быту русского народа через знакомство с народным творчеством? В настоящее время это становится большой проблемой. Ни дети, не большинство родителей, не знают ни обычаев, ни культуры своего народа.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает знание традиций и обычаев.

Актуальность проблемы:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Подрастающему поколению надо предоставить возможность выбора своих жизненных идеалов и эстетических ценностей. А для этого детям необходимо предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, а народное искусство является его неотъемлемой частью, известный психолог Б. М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека – не только воображение и чувства, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения».

В настоящее время наши дети стали хуже говорить, возникает вопрос почему? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них разрешается суть любого конфликта.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную и однообразную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

Народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, частушки, колыбельные и т. д. – это неоценимое богатство каждого народа. Через него ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.

Народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало.

Используя в работе с детьми народное творчество, создает уникальные условия для развития речи, мышления и мотивации поведения у детей, накопление положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Обоснование для разработки данного проекта в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением в настоящее время становится патриотическое воспитание.

Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина, культура быта, традиции.

Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания.

Данный проект направлен на развитие художественно- творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

Проект рассчитан на определённое время, но по его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Гипотеза проекта:

Русская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей. Соприкосновение с традициями духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах родного народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт, формирует чувство благородства и ответственности за личную деятельность, творческое созидание и достойное поведение.

Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Новизна проекта

Мероприятия, проводимые в ходе данного проекта выполняют одну из задач ФГОС ДО, которая направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…». Работа в данном направлении в настоящее время является очень актуальной.

Инновационная направленность проекта состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.

Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре.

Проблематика данного проекта требует повседневного взаимодействия с детьми, что доступно воспитателю. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

Концептуальные основы:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.

Цель проекта:

Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.

Задачи:

• Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.

• Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному

творчеству, обычаям, традициям, обрядам;

• Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.

• Способствовать развитию интереса к русским народным произведениям.

• Учить детей слушать произведения устного народного творчества и понимать их смысл.

• Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

• Создать условия для активации творческого мышления детей.

• Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.

• Продолжать учить преобразовывать абстрактные символы в образы.

• Расширять сотрудничество с родителями.

• Воспитывать добрые отношения, отзывчивость, любовь и уважение к ближнему.

Предполагаемый результат:

После завершения проекта дети средней группы смогут:

В работе с детьми:

• Дети проявляют интерес к изучению русской народной культуры; Имеют представления о традициях русского народа

• Сформировать представления о значении декоративно-прикладного искусства в быту;

• Обогатить активный словарь, развить связную речь;

• Положительно относится к национальной культуре, народному творчеству,

обычаям, традициям, обрядам; обладать чувством собственного достоинства;

• Желают и умеют играть в народные игры, используя считалки и правила;

• Имеют представления о национальном костюме русского народа;

• Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

В работе с педагогами:

• Повышение профессионального уровня педагогов, формирование художественно-

творческой компетентности, включающей в себя теоретическое знание народного

декоративно - прикладного, устного и музыкального искусства; практическое применение

знаний в работе с детьми;

В работе с родителями:

• Вовлечение родителей в педагогический процесс с дошкольниками – теоретическое и

практическое применение своих знаний в сотворчестве с детьми;

Проблемные вопросы:

1. Чем обусловлена необходимость развития основ формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей детей среднего возраста?

-У детей отсутствуют нравственные ценности, такие, как способность к различению добра и зла, почитание старших, послушание, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание;

-Дети плохо знают историю, культуру и традиции своего народа;

-Мало знакомы с фольклором нашего народа, который является хранителем отечественного языка, что само по себе уже представляет большую ценность (мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказы и сказки);

-У детей отсутствуют главные социокультурные ценности, которые всегда помогают в единении общества: семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается;

2. Как более эффективно использовать народные игры, потешки, пословицы и тд. во время занятий?

3. Чем разнообразить задания, что избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?

Учебные вопросы:

• Как отразилась духовная культура народа в его промыслах?

• В чем своеобразие деревянного зодчества Руси?

• На чем основывалось внутреннее пространство русской избы?

• В чем заключалось символическое значение и место русских народных праздников в жизни наших предков?

• В чем была особенность русского народного костюма?

• Что отражается в народных песнях, сказках, пословицах, загадках?

Этапы реализации проекта:

1) подготовительный;

2) основной;

3) заключительный.

Подготовительный этап

• Разработка стратегии реализации проекта.

• Постановка цели и разбивка на веер задач.

• Изучение и подбор методической литературы по теме.

• Подбор русских народных сказок, былин, стихов и потешек для детей 4-5 лет.

• Изготовление мнемотаблиц.

• Подборка мультфильмов с русскими народными сказками;

• Создание условий для самостоятельной деятельности: альбомы «Герои русских народных сказок», «История русского народа», «Русские народные промыслы», альбом с декоративно-прикладным искусством, настольные игры: «Собери сказку» и т. п,

• Аудиозаписи русской народной музыки, песен, оркестров;

Формы работы с детьми:

• Обсуждение темы проекта;

Определение уровня уже имеющихся у детей знаний о народных праздниках, традициях;

Разработка маршрута проекта;

Обсуждение продуктов реализации проекта.

• Подобрать методическую, познавательную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме;

• Экскурсии, беседы, викторины;

• Экспериментальная деятельность

• Просмотр видео

• Сюжетно-ролевые, дидактические и игры-драматизации

Формы работы с родителями:

• Проведение консультации «Роль родителей в возрождении народного творчества»;

«Народные промыслы России», «Любимые детские народные игры».

• Обсуждение темы, цели и задач проекта;

• Подобрать материалы для коллекции, игрушки, атрибуты для игровой деятельности;

• Определение стратегий и механизмов реализации проекта;

• Создание необходимых условий для реализации проекта;

• Разработка маршрута проекта;

• Обоснование, предсказание путей реализации проекта;

• Обсуждение продуктов реализации проекта.

Основной этап

Формы работы с детьми:

• Познавательная деятельность.

Просмотр презентации «Народные умельцы», «Декоративно-прикладное искусство», «Русская изба», «Русские матрешки».

Просмотр мультфильмов выполненных в стиле русских народных промыслов.

Разучивание стихов, песен, потешек, пословиц, поговорок.

Беседы: «Зимние святки», «Печь матушка», «Ох лапти, да лапти», «Хочешь, есть калачи – не сиди на печи».

• Игровая деятельность.

Дидактические игры: «Музыкальный магазин» «Угадай сказку», «Собери картинку», «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару» «Угадай, какая роспись?».

Игры- драматизации по мотивам русских народных сказок.

Подвижные игры: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток», «Курочка-рябушка», «Где был, Иванушка?»

Разучивание хороводных игр: «Ручеек», «Каравай», «Гори, гори ясно».

Сюжетно-ролевая игра «Угостим матрёшек чаем»

Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча».

• Продуктивная деятельность.

Рисование: «Русская изба», «Матрешки», «Гжельская тарелочка», «Русский народный сарафан».

Лепка «Предметы русского быта».

Аппликация: «Волшебные лошадки» (Дымковская игрушка).

Творческая мастерская «Детские музыкальные инструменты своими руками».

• Экспериментально-поисковая деятельность.

Рассматривание иллюстраций художников к русским народным сказкам;

Посещение мини-музея ___

Беседа «Русь деревянная», «Из чего сделаны игрушки» и проведение ряда опытов по исследованию свойств материалов.

• Речевая деятельность:

Беседа о художественных промыслах.

Беседа об обычаях и традициях русского народа.

Придумывание русских народных сказок и заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотаблиц.

Речевые упражнения «Какой, какая?», «Подбери и расскажи».

Формы работы с родителями:

- Беседы с родителями о важности данной проблемы.

- Консультация для родителей по данной тематике

- Совместный досуг инсценировка сказки «Рукавичка»

Заключительный этап.

Формы работы с детьми, родителями:

- Презентация проекта.

- Досуг инсценировка сказки «Рукавичка»

Заключение

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию у детей знаний о народном творчестве и культуре должны использоваться в дошкольном учреждении обязательно.

Ребёнок, приобщённый к культуре общения в семье, переносит её и на общение с другими детьми, воспитателями, родителями, а это и есть цель народной мудрости.

Работа над проектом показала, что у детей повысилась познавательная активность, познавательный интерес к русскому народному творчеству, русскому народному костюму. Сформированы знания детей о декоративно- прикладном искусстве: дети познакомились с народными промыслами: дымковским, хохломским, матрёшкой семеновской. У детей развились эстетические и этические чувства, любовь к русскому народному творчеству и прикладному искусству. Сформировано чувство цвета, композиционные умения. Развились внимание, мышление, творческое воображение, зрительная память, умение анализировать. Активизировался словарь: растительный орнамент, завиток, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская игрушка. Повысилась общая звуковая культура речи детей. Улучшается связная речь и воображение.

Дети имеют представление о народных праздниках, используют в активной речи потешки, считалки, загадки. Имеют представление о труде людей в городе и сельской местности.

Выражает элементарные чувства патриотизма при ведении бесед (с взрослыми, сверстниками) о Родине. Имеют представление о том, что люди на земле могут и должны жить в дружбе. Понимают значение, и оценивает результат трудовых действий людей (радуется, восхищается, негодует). Имеют представления о том, что образ жизни людей изменяется в зависимости от того, в каких природных условиях они живут. Имеют представление об устройстве человеческого жилья.

Работа над проектом показала, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному. Для максимального достижения воспитательного эффекта с помощью устного народного творчества важно представление разнообразных жанров, включение во все жизненные процессы ребенка в детском саду, во все виды детской деятельности. Применение на музыкальных занятиях, элементов устного народного фольклора, эмоционально раскрепощают и снимают психологическое напряжение у детей дошкольного возраста. В прослушивании музыкальных произведений на занятии, преподаватель подбирает маленькие отрывки из русских народных сказок, пословицы, загадки, поговорки, что позволяет развивать и формировать нравственно-эстетические, патриотические идеалы, понимание прекрасного.

В ходе проделанной работы было установлено, что проблема патриотического воспитания детей среднего возраста на традициях народной педагогики актуальна как в теоретическом, так же и в практическом плане. Цели, задачи и содержание патриотического воспитания младших дошкольников в современных условиях определяются социальными преобразованиями, возрастными особенностями учащихся и уровнем подготовки педагогов к решению данной проблемы. Средний дошкольный возраст является наиболее сенситивным именно для патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание детей среднего возраста, на традициях народной педагогики является сложным, последовательным и системным педагогическим процессом, который нацелен на формирование субъективно-значимого опыта приобщение к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Используемая литература

1. Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возроста с русским народным творчеством. – Спб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009.-224с.

2. Волков, Г. Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики

[Текст] в 4-х ч. Ч. 1 / Г. Н. Волков // Народная педагогика и современные проблемы

воспитания: материалы Всесоюзной науч. -практ. конф. - Чебоксары, 1991. - С. 6-21.

3. Горская, К. Веселая горница [Текст] / К. Горская // Дошкольное воспитание. - 1995. -

№ 10. - С. 9-11.

4. «Дошкольное образование» № 20, 2002г. «Этнокультурная компетентность педагога».

Ерофеева, Т. И. Педагогические условия формирования доброжелательных

взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] :автореф. дисс.

канд. пед. наук / Т. И. Ерофеева. - М. : 1986. - 18 с.

5. Дорожин Ю. Г. «Дымковская игрушка», М., 2000

6. Дорожин Ю. Г. «Сказочная гжель», М., 2000

7. КнязеваО. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.

8. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду - М. : Издательский дом «Цветной

мир», 2011. – с 76-131.

9. Маханева М. Д Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / М. Д. Маханева. - М. : ТЦ «Сфера», 2001. - 128с.

10. Народное искусство в воспитании детей [Текст] / под ред. докт. пед. н., проф. Т. С.

Комаровой. - М. : Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

11. Панкеев, И. Русские праздники [Текст] / / И. Панкеев. - М. : ЭКСМО-пресс, 1998. -

252 с.

12. Сергеева Д. «А как-речь- то говорит, словно реченька журчит»: малый фольклор.

Дошкольное воспитание, 1994, №9.

13. Скворцова Л. «Формирование у детей интереса к русскому фольклору»

Дошкольное воспитание, 2004

14. Тарланов З. К. «Русские пословицы: синтаксис и поэтик - с». Петрозаводск, 2001.

15. Усова А. П. «Русское народное творчество в детском саду» М. Просвещение,2011

16. Ушинский, К. Д. Воспитание человека [Текст] / К. Д. Ушинский. - М. :Издат. Дом

«Карапуз», 2000. - 256 с.

Интернет ресурсы:

http://pochemu4ka.ru/index/0-288 «Почемучка»

http://imteacher.ru Сеть учителей работников образования

http://festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-tema-narodnoe-tvorchestvo.html

Публикации по теме:

Формирование патриотических чувств у дошкольников.Формирование патриотических чувств у дошкольников. Хочу поделится опытом работы по формированию патриотических чувств у дошкольников. Каждый год мы тщательно продумываем и реализовываем план.

Фотоотчет «Взаимодействии библиотеки и детского сада в процессе формирования патриотических чувств дошкольников».Фотоотчет «Взаимодействии библиотеки и детского сада в процессе формирования патриотических чувств дошкольников». Одной из задач в рамках годового плана нашего дошкольного учреждения было совершенствование работ по формированию первичных представлений.

Использование практического пособия «Развивайка» «Город, в котором я живу» для формирования нравственно-патриотических чувствИспользование практического пособия «Развивайка» «Город, в котором я живу» для формирования нравственно-патриотических чувств Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. К. Паустовский На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников «Моя дружная семья» Конспект НОД по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников по теме: «Моя дружная семья» (средняя возрастная группа) Ведущая.

«Нижегородская Атлантида» (формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников) Презентация. Рассказ об озере Светлояр. Цель:формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через рассказ об историческом.

Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников через знакомство с малой Родиной Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества, ведь детство — самая благодатная.

План воспитательно-образовательной работы на январь. «Добрые волшебники. Русское народное творчество» План воспитательно – образовательной работы на январь Тема «Добрые волшебники. Русское народное творчество» Цель: Продолжать знакомить детей.

Семинар-практикум для педагогов «Русское народное творчество и нетрадиционные методы отпечатывания» Как-то в своей практике от педагога услышала такое неприятное для себя высказывание, а нужно ли знакомить детей дошкольников с русским народным.

Социально-нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылка формирования патриотических чувств Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем.

Воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Патриотизм – это чувство любви к Родине. Но он не может быть абстрактным и всеобщим, его естественной основой является конкретная любовь.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Русское народное творчество — основа формирования патриотических чувств и общечеловеческих ценностей дошкольников
Опубликовано: 8 марта 2017 в 12:38
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет Осенняя выставка
Фотоотчет «Осенняя выставка» ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ… Осень самое волшебное и красочное время года. Именно осенью природа так прекрасна и...
Мероприятия, посвященные юбилею «Югре — 900»
В нашей дошкольной организации, к знаменательной дате Югре - 900, посвящено много мероприятий. Оформлена выставка «Многовековая Югра». Ребята, средней...
Игра «Кто разбудил Мишутку?»
Эта игра учит детей прислушиваться к окружающим звукам, целенаправленно воспринимать и различать их. На первых порах лучше всего с этой целью использовать...
Конспект занятия «Счастливое детство»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Цент развития ребенка – детский сад №30 "Улыбка" городского округа город Октябрьский...
Использование мнемотехники при заучивании стихотворений, пословиц и поговорок в...
Мнемотехника — это эффективная методика запоминания с помощью картинок-подсказок. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть...