Получи документы

Урок-исследование по литературе в 11 классе «Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»

Светлана Кузнецова
Урок-исследование по литературе в 11 классе «Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»

Урок-исследование по литературе в 11 классе

«Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»

И хранить чуткость к

человеческому страданию, и искать

выхода.

В. Г. Короленко

Публикация «Урок-исследование по литературе в 11 классе „Наследие В, Г, Короленко, „Письма к Луначарскому“» размещена в разделах

Оформление кабинета: выставка с книгами Короленко, портрет В. Г. Короленко. Запись на доске: «Я желал бы, чтобы голос печати звучал как труба на горе, чтобы подхватить ее, передать дальше, разнести всюду до самых дальних уголков, заронить в наименее чуткие сердца, самые беспечные души» (В. Г. Короленко)

Цель урока: постижение художественного мира писателя, нравственной и эстетической ценности его произведений.

Задачи урока:

1. повторение и углубление усвоенных ранее (в курсах литературы и русского языка) знаний о публицистике как особом роде литературы; о видах и жанрах публицистических произведений;

2. формирование представления о языковых особенностях публицистического текста;

3. формирование умений создавать публицистические высказывания в разных жанрах.

Ход урока. Вступительное слово. Учитель. Наш сегодняшний урок посвящен изучению публицистическго наследия известного русского писателя, общественного деятеля В. Г. Короленко. Мы узнаем, какие актуальные темы поднимались в начале 20-ого века в публицистике. Какие произведения В. Г. Короленко вам знакомы? (обращает внимание на выставку книг)

Ученики. «Чудная». «Река играет», «История моего современника», «Мгновенье», «Огоньки», «В дурном обществе» или вам знакомо как «Дети подземелья», «Парадокс», «Слепой музыкант», «Сон Макара», «Мороз», «Лес шумит», «За иконой», «Соколинец», «Марусина заимка».

Учитель. Чем близок нам этот человек?

Ученики. Его имя носит наша школа.

Учитель. А знаете ли вы когда присвоено нашей школе это имя, за что и почему?

Ученики. Да, конечно. Имя Короленко связано с историей нашей школы. В декабре 1946 года по указу И. В. Сталина за заслуги в годы Великой Отечественной войны имя великого гуманиста ХХ века было присвоено нашей школе.

Учитель. Имя Короленко для нынешних поколений несколько забыто, а это совершенно напрасно. Владмимир Галактионович жил, как и мы сегодня, на резком сломе истории, когда гибнут вековые традиции, рушатся авторитеты, пересматриваются привычные понятия. Он сумел выстоять в бушующей стихии событий. И то, во что он верил, чем жил, в чем нашел для себя опору, может послужить и нам. Обратите внимание на эпиграф: что для этого человека было самым важным в жизни?

К 1917 году авторитет Короленко как писателя-художника, публициста и общественного деятеля был чрезвычайно высок. После смерти в 1910 году Л. Н. Толстого Короленко стоял во главе русской литературы. Он был широко известен и за рубежом. Все свои силы он отдает борьбе с угнетением, насилием и произволом, за элементарные человеческие права. Прошедший царскую ссылку писатель олицетворял собой совесть и достоинство русской литературы, его авторитет среди самых широких слоев общественности был огромен. Подлинный патриот и гражданин, он стремится живым словом публициста участвовать в общественной жизни страны. Как вы думаете, почему именно в качестве публициста?

Ученик. Публицистика призвана воздействовать на общественное мнение, во многом формирует его.

Учитель. Совершенно верно. Сам Короленко пишет «Для меня – это не второстепенный придаток, а половина моей работы и моей литературной личности». Около 700 статей и около 50 названий газет и журналов, в которых они печатались, говорят об огромной работе, проделанной Короленко-публицистом. Голос журналиста должен быть свободным и мужественным, принципиальным и справедливым. «Это было время, - как писал Короленко в одной из своих статей, - когда работа в провинциальной прессе являлась настоящим подвигом». Как ни ограничивала цензура возможности публицистики, все же и при этих условиях была велика ее действенность, ее огромное влияние на общественную жизнь страны. С первых же дней февральской революции 1917 года, несмотря на уже преклонный возраст, переутомление и болезни, со своей силой своего темперамента Короленко ринулся в общественную борьбу. Октябрьскую революции Короленко не принял, считал, что в основу революции должна быть положена человечность. Он выступал против всего, в том числе и красного террора, против бессудных расстрелов. Об этом во многом повествуют его письма к наркому просвещения Анатолию Васильевичу Луначарскому. Об истории их создания расскажет ученик (подготовленный).

Ученик. В. Г. Короленко написал А. В. Луначарскому 6 писем, датированные 1920 годом. Луначарский отказывался, что получил их. Но существуют доказательства, подтверждающие, что все 6 писем были доставлены адресату. Короленко не имеет возможности свободно протестовать против злодеяний, творящихся на территории Полтавы, его статьи не печатают. И приезд Луначарского в Полтаву, и его обещания опубликовать переписку с писателем вдохновили старого борца с несправедливостью. Однако уже первое письмо поставило Луначарского в тупик.

Известно, что инициатором контактов Луначарского и Короленко был Ленин. Он надеялся, что Луначарскому удастся убедить Короленко прекратить критику советской власти. И не случайно именно к Ленину Луначарский обратился за советом, как отвечать Короленко. Но ответа не получил. Вместо ответа писателю ограничился посылкой ему «блестящей книги т. Троцкого» «О терроризме». Короленко же, надеясь на справедливость и веря в обещание наркома, наблюдая все новые и новые акции террора, писал Луначарскому, даже не получая ответа, одно за другим 6 писем. Не мог не протестовать против «бессудных расстрелов, которые происходили уже десятками, и никакое заступничество и покровительство писателя не помогало. Не получив ответа на свои письма, Владимир Галактионович собрал их копии и еще в 1920 году передал для распространения в России для публикации за границей. Парижское издание этих писем в «Задруге», тотчас после их выхода в свет, было доставлено В. Ленину. Он их с интересом прочитал. Короленко уже не было в живых. Опровергнуть аргументы, факты и цифры, приводившиеся в письмах, было делом нелегким да и попросту невозможным, - они полностью разоблачали бессмысленный и беспощадный «красный террор». И не случайно «Письма к Луначарскому» ожидали своей очереди на публикацию в России с октября 1920 года до октября 1988 года, до десятого номера журнала «Новый мир» за 1988 год.

Учитель. Домашним заданием было прочитать письма Короленко к Луначарскому, определить тему, признаки публицистического стиля.

Ученик. Первое письмо датировано 19 июня 1920 года. В. Г. Короленко сообщает Луначарскому о массовых расстрелах, проводимых без суда и следствия. Короленко пытается обратиться к сердцу наркома. В. Г. использует точные даты и названия газет. Употреблены устойчивые выражения «сеял не одни розы», «пошел на встречу народному чувству» и т. д. Обилие вводных слов, относящихся к категории уверенности в своих суждениях, помогают понять личность Короленко как человека убежденного в своей правоте. Обращает на себя внимание большое количество вставных конструкций. Несмотря на то что письмо адресовано должностному лицу и в основе лежит преимущественно книжная лексика, сквозь официально-деловой тон пробивается возмущенная речь Короленко. Все письмо написано крайне эмоционально, а порой содержит экспрессию. Употребление многоточия, как формы умолчания, становится обоснованным, когда Короленко пытается представить себя на месте человека, знающего о подобных «кошмарах». В письме используется огромное количество эмоциональной лексики, передающей крайнее возбуждение автора: «кошмарный эпизод», «я нервничал», «смутное предчувствие», «имена жертв», «темной ночью на кладбище», «расстреливали в затылок». Все приведенные примеры свидетельствуют о крайней степени возмущения Короленко в подобной ситуации, возможной в социалистическом обществе, основой которого считается гуманизм. Повелительное наклонение, свойственное публицистике, встречается в предложении : «Не говорите, что революция имеет свои законы». Множественное число глагола подчеркивает не только уважительное отношение к адресату, но и то, что письмо рассчитано на большую аудиторию. Отрицательная частица «не» помогает уловить детали письма, Короленко хорошо представляет себе, какие аргументы могут ему предложить оппоненты. Все языковые средства письма направлены на решение одной задачи: прекратить массовые «расстрелы без суда и следствия».

Учитель. Спасибо за подробный анализ Первого письма. Кто выразит свое мнение по поводу изложенного материала?

Ученик. Очень смелые заявления со стороны Короленко. Может, стоило задуматься о собственной безопасности?

Ученик. Я не согласен, человек только тогда может оставаться человеком, когда не пытается скрыться за чужими спинами. Короленко не мог быть другим. Он всю жизнь отдал служению идеалов добра и гуманизма.

Учитель. Спасибо за точку зрения. Второе письмо.

Ученик. Целью второго письма стало суждение Короленко, что ни одна страна в мире не может стать социалистической сразу, для этого необходимы перемены в каждой категории: будь то свобода, просвещение или человеческие нравы. Упоминание имен конкретных людей свидетельствует о публицистическом характере письма. Сочетаются как разговорные, так и книжные средства: «эх, все это не то», «сохрани Бог». «крупные волнения», «делегация английских рабочих». Совмещены элементы публицистического и разговорного стилей. Письмо эмоционально. Использует форму диалога с мистером Стоном. По мнению автора, ни Россия, ни Европа не готовы для социальных потрясений. Для этого нужно определенное время.

Учитель. Какое ваше мнение по данному письму? А может и не стоило затевать социальных переворотов?

Ученики. Скорее всего это именно так.

Учитель. Хорошо. Третье письмо.

Ученик. Написано 4 августа 1920 года. Целью обсуждения становятся те же бессудные расстрелы и социальные революции. В этот раз Короленко обращается не только к Луначарскому, но и ко всей партии большевиков. Короленко не может понять, почему председатель губисполкома Порайко совершает «детоубийства». Ходатайствует о малолетней дочери крестьянина, которая приговорена к расстрелу. Он не может с этим мириться., не может допустить мысли, что в высших инстанциях могут одобрить расстрел малолетних. Глаголы, употребленные в прошедшем времени и множественном числе и адресованные Луначарскому, как представителю власти, заставляют задуматься о том, что не сумела сделать советская власть: «вы забыли», «вы пожертвовали», «вы спохватились».

Учитель. Каково ваше мнение о данном письме?

Ученик. Это просто чудовищно. Расстреливать малолетних детей недопустимо в любом случае. Причем тут политика?

Ученик. Короленко вызывает огромное уважение. Он не только пишет, но сам ходатайствует о девочке, приговоренной к расстрелу.

Учитель. Четвертое письмо.

Ученик. Четвертое письмо написано 19 августа 1920 года. Автор говорит о проблеме с заложниками. Приводит конкретные случаи. Расстрел заложников, по мнению автора, не выход из сложившейся ситуации. Короленко считает данную меру «бессмысленной» и «жестокой». Вспоминает, что во время войны во Франции не было действительных расстрелов заложников. Упоминает Нестора Махно. Для Советской власти Махно – враг. Но Короленко вспоминает о его заслугах перед властью : «Вам он помог при взятии Донецкого бассейна». теперь же Советская власть обвиняет его, он «вне закона». Но, по мнению Короленко, Махно смеется, и его смех «напоминает истинно мефистофельскую гримасу». Письмо написано эмоционально, экспрессивно. «Я …думал, что у нас не возможны такие суды Линча…», «время величайшего озверения», «варварский институт», «сколько горя». Вновь заводит разговор о «свободе мысли» и «свободе печати».

Учитель. Спасибо. Ситуация в стране накаляется. Уже появляются заложники. Короленко пишет об этом ярко, обращаясь прежде всего к чувствам людей.

Ученик. Становится просто страшно от того произвола, который царит в стране. Даже предположить нельзя было, что такое возможно в нашей стране и делали это все официально.

Учитель. А теперь Пятое письмо.

Ученик. Пятое письмо написано 22 сентября 1920 года. Целью письма становится обсуждение разлада между западноевропейскими вожаками социализма и вождями российского коммунизма. Короленко пытается выяснить особенности поведения руководящей партии. Он видит причины в том, что вожди социализма в России всегда были вне закона, всегда выступали нелегально. Риск тюрьмы, ссылки, каторги заменяли им «ответственность». Поэтому вожди привыкли к «самым крайним мерам». Короленко обращает внимание, что врагом новой власти могут быть теперь уже не конкретные физические лица (Колчак,Юденич, но и «враждебные силы природы», этим самым доводя страну до «ужасного положения». Россия «поражена голодом», начиная со столицы, где были случаи голодной смерти на улицах. Голод продолжает охватывать пространства гораздо большие, чем в 1891-1892 году в провинции. Короленко говорит о том, что потеряна связь между городом и деревней, и ее невозможно вернуть «искусственными мерами» (с помощью карательных отрядов). Автор с горечью замечает ошибки, чувствует настроение народа, возмущение которого назревает. Отсутствие свободной печати ведет к неминуемым волнениям среди крестьян: «сельская Украина кипит ненавистью и гневом». Власти видят один выход: Чрезвычайная Комиссия думает о «расстреле деревенских заложников». Короленко уверен, что ЧК приобретает слишком большую власть и свободу в действиях, что в свою очередь приведет к неминуемой трагедии.

Учитель. Ваше мнение по поводу данного письма?

Ученик. Серьезные замечания Короленко о ЧК. Переживания, связанные с карательными отрядами. Голод, который входит уже в большие города.

Учитель. Шестое письмо.

Ученик. Шестое письмо написано 22 сентября 1020 года. Скорее всего это продолжение разговора, затронутого в пятом письме. Короленко обсуждает общественное устройство жизни. Но поднимается вопрос о судьбе интеллигенции. Душевное волнение автора «сердце сжимается», «трудно описать», «с печалью думаю», «предчувствия». Короленко переполнен болью за страну и свой народ: «…мы только еще у порога. бедствий». Позиция автора очевидна: он не просто писатель, а человек, болеющий сердцем за все, что происходит на Родине. Он хочет поделиться с читателями, но «свободы печати» нет. Его резкое обращение к власти напоминает прямоту русских классиков : «А вы убили свободную печать». Короленко предупреждает, что «правительства погибают от лжи…». Обращается к власти со словами, которые должны, по его мнению, вернуть их на путь истинный: «Но… возможно ли это для вас? Не поздно ли, если вы даже захотели это сделать?

Учитель. Что скажите о шестом письме?

Ученик. Резкая критика власти вызывает уважение.

Учитель. Подведем итоги.

Ученик. «Письма к Луначарскому» наглядно доказали, что Короленко – блестящий публицист, темпераментный и неутомимый общественный деятель, гражданин, патриот, простой, отзывчивый, с кристально чистой и честной судьбой. Он вне политики. Его не интересует, что у власти стоят большевики. Он остается верен своим идеалам добра и справедливости. Выступает против грабежей и погромов, ходатайствует за арестованных, не находит оправдания революционному террору. Гражданская позиция основана на гуманистических ценностях. Владимир Галактионовия не мог высказать в печати все то, что камнем лежало на его сердце, и он пишет письма к Луначарскому. Эти письма принадлежат публицистическому стилю, написаны согласно основным параметрам данного стиля, но отличаются от многих публицистических произведений. Своеобразие прежде всего в тематике этих писем. За каждой цифрой и фактом, приведенным автором, стоит судьба человека. Для Короленко ничего не может быть важнее этого. Все содержание писем пропущено через сердце автора, болеющего за судьбу своего народа и своей страны. Важная задача, которую решает автор, - это формирование у читателей неравнодушного отношения к поднятой проблеме. Именно проблема взаимоотношения власти и человека становится для многих видных общественных деятелей запретной в годы советской диктатуры. Нужна была «безумная смелость».

Учитель. Мы увидели, что «Письма к Луначарскому» - пример яркой публицистики, затрагивающей самые животрепещущие вопросы того времени. «Я желал бы, чтобы голос печати звучал как труба на горе, чтобы подхватить ее, передать дальше, разнести всюду до самых дальних уголков, заронить в наименее чуткие сердца, самые беспечные души»,- писал В. Г. Короленко. Его слова призывают нас не молчать о зле и насилии, о произволе и жестокости. Каждому из публицистов необходима смелость, мужество на своем пути. Но для любого журналиста останутся в сердце слова Короленко: «И хранить чуткость к человеческому страданию, и искать выхода».

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру: «Каким я увидел (а) В. Г. Короленко».

Публикации по теме:

Конспект урока письма в 3 классе для детей с ОВЗ «Ударение» Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации. Цели урока по содержанию. Образовательная: Систематизировать.

Конспект урока по литературе в 6 классе по ФГОС «А. П. Платонов «Неизвестный цветок» Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с. Лазарево Домрачева Татьяна Викторовна 1. Цель урока: Формирование умений работы с текстом.

Открытый урок по литературе «Сергей Есенин. Жизнь и творчество»Открытый урок по литературе «Сергей Есенин. Жизнь и творчество» Сабаты таырыбы\Тема: «С. Есенин. Жизнь и творчество» Сабаты асаты\Цели:.

Открытый урок-исследование по физике в 7 классе по теме «Атмосферное давление» Цель урока: закрепить знания об атмосферном давлении, научить видеть проявление законов в простых опытах. Задачи урока: Образовательные:.

Открытый урок по литературе в 7 классе по рассказу Платонова «Юшка» «Я тоже, всему свету нужен…» - открытый урок по литературе в 7 классе. Учитель: Стучкова Лариса Александровна Предмет: литература Класс:.

Открытый урок по природоведению в 5 классе по программе VIII вида. Обобщающий урок «Вода» Открытый урок по природоведению в 5 «в» классе по программе VIII вида. Тема урока : «Обобщающий урок по теме «Вода». Цели коррекционно.

Профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях в первом классе с лёгкой степенью умственной отсталости 1 класс 2 часа в неделю – профилактика нарушений письма и чтения на логопедических занятиях. №/№ Тема. Цели. Коррекционная работа.

Урок-исследование в 3 классе «Полезные ископаемые» Тема: «Полезные ископаемые»Цель урока: планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: - названия полезных ископаемых, добываемых.

Конспект урока по литературе в 4 классе «Сказка В. М. Гаршина «Attalea Princeps» Тип урока: комбинированный Цель урока: анализ художественного произведения Задачи: Образовательные: познакомить с биографией В. М. Гаршина,.

Урок письма в коррекционной школе «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Урок письма «Письмо слов и предложений с изученными буквами» Цели и задачи: повышение эффективности освоения обучающимися, воспитанниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок-исследование по литературе в 11 классе «Наследие В. Г. Короленко. «Письма к Луначарскому»
Опубликовано: 16 мая 2018 в 15:17
+58Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД