Лучший педагог года

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Семикаракорская роспись»

Елена Викторовна Кузовкова
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Семикаракорская роспись»

Конспект урока по изобразительному искусству 5 класс.

Учитель ИЗО: Кузовкова Е. В.

МБОУ Михайловская СОШ

Тема урока : «Семикаракорская роспись».

Тип: комбинированный

Форма: беседа, практическая работа, фронтальный опрос и индивидуальная работа.

Методы: иллюстративно-наглядный, словесный, самоорганизация, рефлексия.

Цель:

Публикация «Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему „Семикаракорская роспись“» размещена в разделах

• составить узор в круге для росписи декоративной тарелки, познакомить с изделиями декоративно-прикладного искусства родного края, ввести учащихся в гармоничный мир народной Донской культуры, дать представление о Семикаракорской росписи, овеянной духом казачества.

Планируемые результаты:

Личностные:

• Стремление к самостоятельной творческой деятельности;

• Развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;

• Проявлять интерес к истории и культуре своего народа;

Метапредметные:

Регулятивные:

• Развитие способности к поэтапному планированию выполнения работы (от простого - к сложному)

• Уметь самостоятельно создавать эскиз будущего узора;

Познавательные:

• Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа декора;

• Самостоятельное моделирование узора семикаракорской росписи.

Коммуникативные:

• Взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме;

• Планирование учебного сотрудничества.

Предметные:

• Владеть знаниями о специфике и особенностях выполнения узоров семикаракорской росписи;

• Использовать в своей творческой работе разнообразные композиционные решения.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР) : электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор, экран.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т. п.) :

для учителя:

• оригинальные образцы семикаракорской керамики, выполненные руками мастеров промысла, цветные иллюстрации с изображением изделий Семикаракорска;

для учащихся:

• технологические карты с элементами узоров семикаракорской росписи

• заготовки тарелок для росписи

• стаканчики-непроливайки;

• салфетки;

• гуашевые краски или акварель;

• палитра

• кисти №2 и №3.

УМК (литературный ряд) : стихи о донском крае, природе, сказка о промыслах России.

УМК (музыкальный ряд) :

• вариации на темы казачьих песен, бестекстовые мелодии как сопровождение слов и действий учителя и как фон во время самостоятельной работы учащихся.

УМК (видеоряд) : мультимедийные презентации «Донская степь», «Народные промыслы».

Предварительная работа – заготовка тарелок для росписи.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3. Изучение нового материала. Краткий рассказ о Семикаракорском фаянсовом заводе.

4. Актуализация знаний. Словарная работа. Определение цветовой гаммы, используемой для росписи изделий из фаянса.

5. Анализ образцов изделий из фаянса.

6. Работа над созданием узора для декоративной тарелки.

7. Самостоятельная работа учащихся по росписи декоративной тарелки. Роспись изделия.

8. Выставка работ учащихся. Обсуждение.

9. Рефлексия.

Ход урока

СЛАЙД № 1

1. Организационный момент.

- Ребята, я скажу сейчас слова "Доброе утро. " и назову кого- то из вас. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали меня, готовы к уроку.

- Доброе утро всем девочкам! ( Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!")

- Доброе утро всем мальчикам!

- Доброе утро гостям!

- Доброе утро всем, кто хочет сегодня окунуться в мир творчества.

- Сегодня на занятии вам понадобятся: баночка с водой, кисти, палитра, технологические карты с элементами узоров семикаракорской росписи, краски, салфетки, заготовки тарелок для росписи. Все ли у вас готово к уроку.

- Ребята, я знаю, что многие из вас любят читать различные рассказы и сказки. Сегодня у меня есть для вас одна не то сказка, не то быль. Решайте сами, было это или не было.

- Жила когда-то в маленьком русском селе красавица Марьюшка.

СЛАЙД № 2

И была она рукодельницей необыкновенной – шелками вышивала разноцветными и золотыми и серебряными нитями. И так нравились людям ее уборы, что слава о ней разошлась по всей Руси. И вот однажды приехал в село особый гость, стал он Марьюшку золотом осыпать, шубку соболиную на плечи накидывать. Но не приняла подарков она! Стал он тогда ее уговаривать замуж за него пойти, во дворец его переехать, в большом богатстве жить. Только рассмеялась она: "Не нужно мне богатства, здесь жить хочу!" А был это Кощей Бессмертный, решил он лишить мир рукотворной красоты, которой Марья людей радовала. Осерчал, обернулся черным орлом, а Марьюшку в Жар-птицу превратил,

СЛАЙД № 3

Схватил её в когти, да и понес в свое царство. Почувствовала Марья - силы теряет, стала она прощаться с землей родной. Плакала и бросала перья радужные на землю на память о себе.

И там, куда попали перья волшебные Жар-птицы, стали появляться промыслы народные. Умельцы русские продолжали украшать мир, продолжая дело Марьи-искусницы.

Так появились: Гжель

СЛАЙД № 4 Гжель

СЛАЙД № 5 Городец

СЛАЙД № 6 Жостово

СЛАЙД № 7 Хохлома

СЛАЙД № 8 Дымка

СЛАЙД № 9 Филимоново

- В нашей стране есть ещё много мест, где живут настоящие волшебники.

Упало перо волшебное и в наши края.

Вот так у нас на Дону и появился свой народный промысел.

2. Сообщение темы и постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Есть на Дону такое местечко

С тополями высокими, синею речкой

В этой негромкой Российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий

Где хранит красоту Донщины глянец

Где рождается Семикаракорский фаянс.

- Как вы думаете, с каким видом декоративно - прикладного искусства мы сегодня познакомимся на уроке? (Семикаракорская роспись)

- Всё верно, тема нашего урока «Семикаракорская роспись».

СЛАЙД № 10

3. Изучение нового материала. Краткий рассказ о Семикаракорском фаянсовом заводе.

- Семикаракорский завод находится в Ростовской области в городе Семикаракорске.

СЛАЙД № 11

- Изготавливать Семикаракорскую посуду стали в начале 70-х годов 20 века.

В 1974 году Донской фаянс был признан н народным промыслом.

СЛАЙД № 12

- Из фаянсовой массы формируют изделия, которые сушат и выполняют 1-й обжиг. Полученный черепок расписывают, затем покрывают глазурью и выполняют 2-ой обжиг.

СЛАЙД № 13

Всего за 30 лет Семикаракорский фаянс получил всемирную известность.

СЛАЙД № 14

4. Актуализация знаний. Словарная работа. Определение цветовой гаммы, используемой для росписи изделий из фаянса.

- Но прежде чем приступить к работе, давайте уточним, что такое керамика, фарфор и фаянс.

( Ответы детей: керамика-изделия из обожженной глины;

фарфор – изделия из лучших сортов белой глины;

фаянс – изделия из глины с различными примесями)

-А чтобы выполнить роспись, нам необходимо знать цветовую гамму.

В самом начале фаянс расписывали в синих красках. Пришлось отказаться – потому что изделия были похожи на? (гжельскую керамику).

- Давайте подумаем и попытаемся предположить, краски каких оттенков используют семикаракорские художники для росписи донского фаянса.

- Донская степь поражает богатством красок весной и в начале лета.

СЛАЙД № 15 - 20

- Смотрите, все эти цветы летом, словно подёрнуты легкой дымкой!

СЛАЙД № 21 - 22

- Да ведь в наших донских степях иначе и не бывает! Солнце так палит, что вся степь маревом покрыта! И для росписи стали использовать зеленовато-охристую гамму – цвета выгоревшей донской степи.

- Так какую же цветовую гамму используют семикаракорские художники?

( Ответы детей: белый, жёлтый, розовый, голубой, зеленоватый, бежевый, коричневато - желтый и т. д.)

V. Анализ образцов изделий из фаянса.

- А теперь проверим верность своих наблюдений.

Знакомство с элементами росписи

- Перед вами изделия донского фаянса. (Выставка на столе)

Посмотрите, пожалуйста, на узоры, украшающие фаянсовые изделия. Определите основные узоры.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на нашем уроке? (Выполнять элементы Семикаракорской росписи)

- В основе Семикаракорского письма - букетно-растительный орнамент с акцентом на более крупном центральном фантазийном цветке (один или два бутона). В орнамент могут включаться стилизованные изображения флоры и фауны Дона и казачьи мотивы. (фотографии на доске).

Физкультурная минутка.

Я прошу подняться вас – это раз,

Повернулась голова – это два.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять – кистями помахать,

Шесть – на место тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

6. Работа над созданием узора для декоративной тарелки.

- Ребята, сегодня мы будем составлять узор в круге для росписи декоративной тарелки, которые лежат у вас на столах.

- Представьте себе, что вы художники фаянсового завода, и перед вами стоит задача: разработать новый узор для декоративной тарелки.

- У вас на партах - технологические карты с элементами узоров семикаракорской росписи. Эти узоры вы будете использовать в своей работе.

7. Самостоятельная работа учащихся по росписи декоративной тарелки. Роспись изделия.

- Определитесь с цветом и кистью с широким ворсом, смешайте краски на палитре.

- Рисуйте свободными лёгкими мазками листочки, лепестки, бутоны, цветы.

- Тонкой кистью и краской серого или чёрного цвета проводим тонкие веточки, изображаем почки, завитки и сеточку.

СЛАЙД № 23

- Ну что ж, желаю всем удачи!

СЛАЙД № 24

ФОНОГРАММА

(Звучат мелодии казачьих песен в исполнении казачьих коллективов).

Во время выполнения практической работы учитель делает целевые обходы:

• Контроль организации рабочего места;

• Контроль правильности выполнения приемов рисунка;

• Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднении.

8. Выставка работ учащихся. Обсуждение.

- Замечательно ребята, вы постарались от души. Я попрошу вас взять свои работы и выйти ко мне. Посмотрите, какие красивые изделия у вас получились!

- Как вы думаете, смогли ли вы выполнить задачу, которую мы ставили перед собой в начале урока? (Да) Вы создали новый узор для росписи декоративной тарелки, сохраняя традиции донского фаянса.

9. Рефлексия. (1 мин.)

- А сейчас я попрошу взять лепестки подсолнухов и ответить на вопросы, которые написаны на них. (Дети отвечают на вопросы)

- Прикрепите магнитами свои лепестки вокруг моей тарелочки.

- Ребята! А в память о нашем уроке мне хотелось бы вручить вам эти подсолнухи, как символ донской земли с семикаракорской росписью. (Дарю подсолнухи)

- Спасибо вам за творчество и труд. На этом наш урок закончен. До свидания!

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе "Богатыри земли русской"-конспект урока. Изобразительное искусство 4 класс. Этот урок посвящен древнерусским воинам-защитникам,образу наших.

Карточка-задание по изобразительному искусству в 6 классе для учителя. Рисование с натуры «Осенний букет» КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ по предмету «Изобразительное искусство» (для учителя) Вид занятий: рисование с натуры. Тема урока: Осенний букет. Задание:.

Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок»Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе «Выразительные возможности акварельных красок» Урок: Изо Класс: 2 «Д» Тема урока: «Выразительные возможности акварельных красок» Тип урока: изучение новых знаний, урок-практикум Цель:.

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе «Рисование с натуры осенней кленовой ветки дерева в акварели» Всем хорошего дня! Я пока ещё студент, получаю педагогическое образование. Хотела бы выложить на ваш суд свои конспекты уроков, которые.

Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя»Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе «Замок для героя» Цель:расширение знания детей о видах архитектуры Задачи:учить изображать постройки (замки) по представлению, передавая пропорции объекта.

Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца»Макет карточек-заданий по изобразительному искусству в 6 классе «Закат солнца» МАКЕТ КАРТОЧЕК – ЗАДАНИЙ[/b] По предмету «Изобразительное искусство» (для учителя) Вид занятий: тематическое рисование. Тема урока: Закат.

План урока по изобразительному искусству в 4 классе «Рисуем Гжель»План урока по изобразительному искусству в 4 классе «Рисуем Гжель» Цель и задачи урока: закрепление знаний о народном искусстве, воспитывание умения планировать творческую работу, упражнять в приёмах рисования.

Разработка урока по изобразительному искусству «Карнавальные маски» в 5 классе Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе «Карнавальные маски» Цель: Изготовление карнавальной маски. Задачи: 1. Развитие.

Спецификация итоговой контрольной работы по изобразительному искусству в 4 классе Спецификация итоговой контрольной работы по изобразительному искусству для учащихся 4 классов начальной школы Назначение контрольной работы.

Урок по изобразительному искусству в 1 классе «Узоры на крыльях» Урок по изобразительному искусству в 1а классе. Тема: «Узоры на крыльях» Учитель: Соболева С. Н. Цели: познакомить с различными узорами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Семикаракорская роспись»
Опубликовано: 20 сентября 2021 в 22:32
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД