Получи документы

Урок математики в 1 классе «Знакомство с задачей»

Юлия
Урок математики в 1 классе «Знакомство с задачей»

Урок математики 1 класс по программе «Школа России»

Тема: «Знакомство с задачей».

Цель:

• Формирование умения решать задачи, совершенствовать вычислительные навыки.

• Воспитание доброты, отзывчивости, взаимоподдержки.

• Развивать внимание, мышление, память, речь посредством умения ставить вопросы и находить на них ответы.

• Воспитывать познавательный интерес у учащихся.

Задачи :

Предметные:

Публикация «Урок математики в 1 классе „Знакомство с задачей“» размещена в разделах

• Знать структуру текстовой задачи. Знать правило оформления решения задачи в тетради.

• Уметь различать условие задачи, вопрос. Уметь правильно оформлять решение задачи.

• Уметь составлять схему к рисунку, составлять равенство, используя связь целого и частей.

• Уметь правильно и быстро прибавлять и вычитать числа 1 и 2.

• Знать состав чисел первого десятка.

• Повторить математические термины : “слагаемое”, “сумма”, “увеличить”, “уменьшить”.

Метапредметные:

Личностные УУД:

• формировать положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению математики;

• формировать представление о значении математики в жизни человека;

• формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

• формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

• формировать умение оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий;

• овладевать умениями выполнять учебные действия в устной речи;

• в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи, высказывать своё предположение

• формировать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

• работать по коллективно составленному плану;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

Познавательные УУД:

• формировать умение осуществлять анализ, сравнение объекта;

• под руководством учителя проводить классификацию изучаемых объектов;

• под руководством учителя осуществлять обобщение, выводы (подведения под понятие);

• строить небольшие математические высказывания в устной форме (2-3 предложения);

• давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.

уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

Коммуникативные УУД:

• принимать участие в работе парами и группами;

• понимать задаваемые вопросы;

• выражать свою точку зрения;

• адекватно воспринимать другое мнение и позицию.

• уметь оформлять свои мысли в устной форме

Оборудование: набор цифр от 1 до 10 и знаков (больше, меньше, равно, плюс, минус, ИКТ и мультимедийная система, диск, карточки с выражениями, карточки с названиями составных частей задачи, тексты задач.

Ход УРОКА

Организация класса.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Ручка, книжка, и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку “пять”!

Мотивация к учебной деятельности.

Я рада, что вы собрались здесь, друзья.

И думаю, встретились мы не зря.

Мы будем учиться сегодня решать,

Исследовать, сравнивать и рассуждать,

Секрет математики вновь открывать.

Сегодня на уроке мы будем внимательно слушать учителя и друг друга, наблюдать, стараться запоминать и понимать.

- Девиз нашего урока : "Знаешь – говори, не знаешь – слушай",

- Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

- Над развитием, каких умений мы будем с вами сегодня работать?

Уметь

- сравнивать; - исследовать; - рассуждать; - решать; - обобщать, - делать выводы.

Работа над пройденным материалом

- Актуализация знаний.

- Но для начала, как всегда, нам нужна гимнастика ума.

* - отработка знания последовательности чисел от 0 до 10.

Игра: “Какие карточки перевёрнуты?”

Учащиеся показывают сигнальные карточки, это сопровождается открыванием соответствующих чисел.

- Назвать соседей числа, предыдущее, последующее.

*- состав чисел

*- отработка умения выполнять сложение и вычитание.

“Цепочка”

*- прочитать примеры по-разному)

• 7+2 семь плюс два равно.

• 6+1 к шести прибавить один получится.

• 4+1 четыре да ещё один будет.

• 3+2 сложить три и два получится.

• 2+2 первое слагаемое два, второе – 2, сумма.

• 8-1 восемь минус один равно.

• 5-2 от пяти отнять два получится.

• 9-1 из девяти вычесть один получится.

• 3-1 три без одного будет.

На какие две группы можно разделить данные выражения? (суммы и разности)

Работа над новым материалом

. Послушайте 3 рассказа и сравните их.

-В поезд сели пассажиры. Потом ещё несколько. Сколько дней поезд был в пути?

- В поезде сидело 6 пассажиров. Потом сели ещё 3. Хорошо было в пути.

- В поезде сидело 6 пассажиров. Потом сели ещё 3. Сколько всего пассажиров было в поезде?

Как Вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «Математика»?

Кто знает, как называется этот рассказ на языке математики? (Задача)

Кто уже догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Сегодня Вы узнаете, какой рассказ называется задачей, и из каких частей он состоит.

- А что такое задача? - Хотите узнать? (Да) - Откройте учебник на с. 80. Определите тему урока. (Задача) - Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

Учитель вывешивает табличку “Задача”. Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

- Прочитайте тексты. Какой текст является задачей? (работа в группе) (Задание выполняется устно) Фронтальная проверка.

У нас получились разные варианты.

- А почему некоторые не предложили свои варианты? (Мы не знаем)

- В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача.)

- Какую цель ставим?

Узнать.

Это ЗАДАЧА

Кто сможет повторить текст задачи?

- Что нам известно? Что нужно узнать?

- Мы знаем, что Ёжик сначала нашёл 4 яблока (появляется цифра 4). Знаем, сколько он ещё нашёл (появляется цифра 2). Всё это нам известно.

Это УСЛОВИЕ.

- Что нам нужно узнать? Что мы не знаем? (Сколько всего яблок).

Это ВОПРОС.

- В задаче всегда есть условие и вопрос. Без вопроса нет задачи.

- Будем решать задачу : надо подумать и объяснить, каким действием решим задачу. (Сложением)

- Почему? (Нужно найти, сколько всего яблок, а всего – 4 да ещё 2, значит надо прибавить, (появляется знак “плюс”)

- Сколько же получится?

4+2=6. Это РЕШЕНИЕ

- Кто ответит на вопрос задачи? (Ёжик и Машенька нашли 6 яблок)

Это ОТВЕТ

- Посмотрите внимательно на карточки. Вспомним условие задачи, то, что знаем. Назовите вопрос задачи, то, что не знаем. Назовите решение задачи. Сформулируйте ответ.

- Физкультминутка под музыку

Первичное закрепление.

- работа в парах

- Переходим к этапу закрепления. Каждая пара сейчас получит лист с тремя вариантами рассказов. Прочитайте и решите, какой рассказ можно назвать задачей.

-Что вы решили? Назовите задачу.

Расскажите, как вы рассуждали? (Задача под №3 : есть условие, вопрос)

- Решите задачу, запишите решение и ответ.

- Почему первый и второй рассказы не будут задачей? (В первом рассказе нет вопроса, во втором нет – условия).

- работа по учебнику

С. 80 №1

Прочитайте задачу.

- Назовите условие задачи. Что известно?

- Назовите вопрос задачи. Что неизвестно?

- Прочитайте решение задачи.

- Почему её так решили?

Назовите ответ.

К доске приглашаются 4 ученика. Им раздаются карточки:

УСЛОВИЕ ВОПРОС РЕШЕНИЕ ОТВЕТ

Ученики ещё раз повторяют задачу по ролям.

Закрепление

Работа по группам с карточкам.

Ученики в группе получают карточку с задачей и названиями структурных частей задачи (условие, вопрос, решение, ответ)

На обсуждении дается 2 минуты. Группа должна прочитать задачу, показав ее составные части, а также решить ее и назвать ответ.

Семь веселых поросят

У корытца в ряд стоят.

Два ушли в кровать ложиться,

А скольким еще не спится? (5)

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей? (5)

На забор взлетел петух

Повстречал еще там двух.

Сколько стало петухов? (3)

Три цыпленка стоят

На скорлупки глядят.

Два яичка в гнезде

У наседки лежат.

Сосчитай поверней,

Отвечай поскорей:

Сколько будет цыплят

У наседки моей? (5)

6 веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но 1 малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5) Посадил я 7 хороших

Белых бусинок-горошин,

А росточков из земли показалось только 3.

Три горошины взошло.

Сколько же не проросло? (4)

1)3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? 3+2=5

2)Группа малышей- утят

Плавать и нырять хотят.

6 – уплыли далеко,

2 – нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу.

3)Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 3-х окуней,

Рыбак Евсей – 4-х карасей,

А рыбак Михаил 2-х сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки? 3+4+2=9

4)Два жучка бежали в домик,

Им навстречу муравей.

Сколько будет насекомых?

Сосчитай-ка поскорей! 2+1=3

5)Пять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал – и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат? 5-1=4

6)В день рожденья я Серёжке

Подарил одну матрёшку.

Мы её открыли, а там ещё 4.

Сколько же всего матрёшек у Серёжи? 1+4=5

7)Сосед бобёр на реке

Строит домик на воде.

И пришли ему помочь:

Мама, папа, сын и дочь.

И приплыл паучок.

Посчитай –ка всех, дружок. 1+1+1+1+1+1=6

8)У белки в дупле

5 орешков в мешке.

Ещё 3 на полке.

Сосчитай –ка их, сколько? 5+3=8

9)5 яблок в корзине,

В вазе – 4.

У Саши одно.

Сколько всего? 5+4+1=10

10)В деревне у бабушки 2 поросёнка,

Белая козочка и 2 индюшонка.

Если нам из сосчитать,

Всех их будет ровно….(5) 2+1+2=5

11)9 совят в гнезде сидят.

Прилетела мама.

Сколько птиц стало? 9+1=10

Оцените работу своей группы.

- Составить задачу по решению и ответу

- Составить задачу по схеме,составить из разрезных карточек запись решения задачи, затем записать в тетради.

- Самостоятельная работа. с. 82 №1 Составление задач по рисунку и запись решения.

- Работа в группах:

соедини части задачи с их названиями

- Взаимопроверка

- Задача состоит из условия, вопроса. Задачу можно решить и дать ответ на вопрос. А чтобы правильно ее решить, я предлагаю посмотреть памятку и запомнить.

Повторение

с. 81 №5 Решение примеров с опорой на числовой ряд.

У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Самооценка.

с. 81 №6 Работа выполняется по “цепочке”.

- Работа в тетради

- с. 22 №1, № 2, №3.

Индивидуальная работа Проверка индивидуальной работы. Дети сигналят синими и красными кругами.

Итог урока

- Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Какие умения помогли вам сегодня на уроке?

- Какие знания вы использовали и приобрели? Дополняется таблица.

Уметь:

• сравнивать;

• исследовать;

• рассуждать;

• решать;

• группировать;

• анализировать,

• работать в группе, паре.

Знать:

• понятие “задача”;

• части задачи;

Подведем итог урока :

Как одним понятием назвать математический рассказ? (задача)

- Из чего состоит задача? (Условие, вопрос)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т. д.)

Рефлексия

Подведём итог урока.

Я начну предложение, а вам надо его закончить.

- Я сегодня на уроке узнал, что…

-Я научился …

-Какие математические термины Вы сегодня узнали?

-Чему научились?

-Для чего нужно уметь решать задачи?

-Спросите у родителей, где им приходиться решать задачи.

- Что понравилось?

-Как Вы поняли новую тему? Оцените свои знания с помощью светофора.

Машинист поезда приготовил вам за хорошую работу подарок. Раскрасьте поезд и составьте про него задачу. (Каждому ученику раздаётся картинка- раскраска поезда).

Откройте учебник на стр. 88, № 1

Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условии? (это то, что нам известно)

Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи? (это то, о чем нас спрашивают, что нужно узнать)

Прочитайте решение. Объясните, почему задачу решили сложением.

Прочитайте ответ задачи.

Вывод: математический рассказ, в котором есть вопрос, мы будем называть задачей.

Дополнительный материал

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано:

Где - окно, а где – кино

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

1)3 ромашки – желтоглазки,

2 весёлых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете? 3+2=5

2)Группа малышей- утят

Плавать и нырять хотят.

6 – уплыли далеко,

2 – нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу.

3)Пять весёлых медвежат

За малиной в лес спешат.

Испугался вдруг один,

Убежал – и след простыл.

Сколько смелых медвежат

За малиной в лес спешат? 5-1=4

4)В день рожденья я Серёжке

Подарил одну матрёшку.

Мы её открыли, а там ещё 4.

Сколько же всего матрёшек у Серёжи?

5)У белки в дупле

5 орешков в мешке.

Ещё 3 на полке.

Сосчитай –ка их, сколько? 5+3=8

6)9 совят в гнезде сидят.

Прилетела мама.

Сколько птиц стало? 9+1=10

7)Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

А сколько в снег свалились? 4-2=2

8)5 зелёных лягушат

В воду броситься спешат.

2 испугались, на берегу остались.

Сколько было храбрых лягушат? 5-2=3

Литература.

1. Математика. Учеб. для 1кл. нач. шк. В 2ч. Ч. 1. (первое полугодие) /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова. - 6-е изд. – М. :Просвещение, 2010.

2. Тетрадь по математике для 1 класса начальной школы/М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2010.

3. Математика 1 кл. Поурочные планы по учебнику М. И. Моро и др. /сост. Г. А. Зайцева. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1999.

4. Фефилова Е. П., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по математике. 1кл. – 3-е изд., перераб. И доп. – М. : ВАКО, 2006.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Урок математики в 1 классе «Понятия больше, меньше, столько же и различные приемы сравнения множеств по этим признакам» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 17. 09. 2014 г. Класс: 1а Тема. Понятия «больше»,.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Проектная деятельность при изучении математики в 5 классе ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе проектной деятельности. Для учителя математики важным в данном методе.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок математики во 2 классе по системе Л. В. Занкова «Действия первой и второй ступеней. Выражения» Тема урока: Действия первой и второй ступеней. Выражения. (2 класс, система Л. В. Занкова) Предметные задачи: - разделить изучаемые действия.

Урок математики 2 класс «Сложение и вычитание двузначных чисел с переходом через десяток. Закрепление» Математика 2 класс УРОК: Закрепление Школа: Адаевская средняя школа ЧИСЛО: 27.11 ФИО педагога: Соколовская А. С КЛАСС: 2 Количество присутвующих:.

Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» МБОУ «Гашунская СОШ им. Очирова А. В.» Тема урока: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100» Составила: Босхомджиева Т. К. ,.

Урок математики в 3 классе «Умножение суммы на число» УМК «Школа России» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ивановская основная школа» Проект урока по математике.

Урок математики в 4 классе по теме «Деление на трехзначное число» Тема: Деление на трехзначное число Цель: закрепление умения делить многозначные числа на трехзначное с использованием алгоритма деления.

Урок математики во 2 классе на тему «Свойства сложения» Тема: «Свойства сложения» Цель: Знакомство со свойствами сложения (переместительным и сочетательным). Совершенствовать вычислительные навыки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок математики в 1 классе «Знакомство с задачей»
Опубликовано: 3 июня 2020 в 16:28
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД