Лучший педагог года

Урок нравственности

Зенуре Блинова
Урок нравственности

Тема: Как хотите,чтобы с вами поступали,так поступайте и вы с ними.

Цель:решение задач духовно-нравственного воспитания учащихся,способствовать становлению нравственных позиций детей,формированию понятий,об основных принципах нравственности и морали.

Оборудование:плакаты и карточки с высказываниями, содержание которых поможет раскрытию темы

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Приветствие

Добрый день тебе сказали

Добрый день ответил ты

Как две ниточки связали

Доброты и теплоты

III. Содержание работы

Публикация «Урок нравственности» размещена в разделах

С давних времён людям дано право выбирать между «плохим» и «хорошим», добром и злом. Доброта! Какое старое слово! Не века,а уже тысячелетия люди спорят о том,чего им так не хватает в их жизни. О доброте! Нужна она или нет, полезна или вредна,достойна почтения или смешна?

Уверяя нас в любви Божьей, Иисус говорит о нашем долге любить друг друга, сводя все отношения в человеческом обществе к одному правилу:

«Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с ними.

Это и станет девизом нашего урока нравственности и доброты.

Добрым быть совсем - совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

Прикоснёшься ко мне добротой.

И в болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой!

Какого же человека можно назвать добрым?

Ответы детей:

-Добрый человек, это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

-Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

-Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

Учитель: Обратимся к определению значения слова «доброта» В толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Этими качествами обладает по-настоящему добрый человек. Сегодня мы будем искать таких людей и сами будем старатьсябыть такими. Мы возьмем с собой в дорогу прекрасные слова:

Девиз урока на доске

«Ищи друзей, ищи красу

Добра ищи!

Они есть все, они есть всюду!»

Сейчас мы познакомимся с рассказом Е. Пермяка с названием «Самое страшное». У каждого из вас были случаи, когда вас обижали, когда вы испытывали страх, боль, горечь, обиду, досаду, несправедливость, незащищенность. Как и когда это было, чего вы боялись больше всего? (ответы детей фиксируем на ассоциативном дереве «Страшное»)

- А о чем же «самом страшном» рассказывает рассказ?

Чтение рассказа учителем («Гражданское образование», 3 класс, с. 36)

Учитель: Что же оказалось самым страшным, что только может быть на свете? Почему же Вова остался один? Какую пословицу можно было бы добавить в конце этого рассказа

Один за всех и все – за одного.

Книга – друг человека.

Худо тому, кто добра не делает никому.

Чтение стихов на тему

1. «Я» на свете одиноко,

В «Я» не очень много прока

Одному или одной

Трудно справиться с бедой

Слово «Мы» сильней, чем «я».

Мы семья и мы – друзья

2. Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один? (Нет)

Строем ты пройдешь один? (Нет)

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться

И не вкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок

Зато сушиться – вместе!

Зато смеяться – вместе!

Нам вместе – лет до двести!

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне!

Учитель: И таких добрых ребят очень много среди нас. Мы сейчас с ними познакомимся.

Сценка «Вовка – добрая душа!»

Учитель: Ведь друзей не покупают

Друзей не продают

Друзей находят люди,

А также создают

- Хотели бы вы иметь такого друга? (Да)

Тогда дополните фразу:

- Мне нравится, когда мой друг…

- Я желаю своему другу…

- Я хочу вместе с другом…

Учитель:

Давайте поиграем в игру «Дружба». Дети выходят, становятся в круг и говорят хором : «в нашем классе все друзья:

Я и ты, и он, и я.

Здравствуй друг, который слева,

Здравствуй, друг, который справа,

Мы одна семья (поворачивают головы влево и вправо).

Обними того, кто слева,

Обними того, кто справа, (обнимают за плечи).

Пожалей того, кто слева,

Пожалей того, кто справа.

Мы - одна семья! Нас разлить нельзя!»

Вместе мы друзья!

Игра «Волшебный ларец». (учитель вынимает словарь из ларца)

Учитель: Добрая волшебница подарила мне ларец с дарами доброты. Что может быть добрым?

- Глаза (Посмотрите друг на друга добрыми глазами);

- Улыбка (Улыбнёмся друг другу доброй улыбкой);

- Слово (Скажем друг другу доброе слово);

- Пожелание (Пожелаем друг другу добра).

Песня «Улыбка»

Учитель : К сожалению, на нашей планете встречается не только добро, но и зло. А) Вот как рассказывает о своём друге один из нас. «Друг напомнил …» Б) К нам пожаловала «Вредина Алёнка» со своими вредными советами.

1. Если друг твой самый лучший

Поскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот,

Пусть он видит, лёжа в луже,

Ты ничуть не огорчён,-

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей! (Нет мы не согласны, так делать нельзя)

2. Если мама в магазине

Вам купила только мячик

И не хочет остальное,

Всё, что видит, покупать,

Встаньте прямо, пятки вместе,

Руки в стороны расставьте,

Открывайте рот пошире

И кричите громко : «А-а-а!» (Нет, так делать нельзя)

3. Если вы по коридору

Мчитесь на велосипеде,

А на встречу вам из ванной

Вышел папа погулять,

Не сворачивайте в кухню,

В кухне твёрдый холодильник.

Тормозите лучше в папу,

Папа мягкий, он простит! (Нет, так делать нельзя, надо извиниться)

Все капризы у Алёнки

Соберём в большие санки,

Отвезём в далёкий бор,

Дальше моря, дальше гор!

И оставим возле ёлки,

Пусть едят их злые волки!

Учитель : Конечно, надо извиниться. Надо знать много волшебных слов, которые нужны людям. А ты садись, Алёнка-вредина, и учись вместе с нами быть доброй и вежливой.

Игра «Доскажи словечко»

Учитель : Слова коротенькие эти

Повсюду слышаться с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Итак, задачи не на сложение, задачи на правила уваженья!

А) Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого («спасибо»).

Б) Зазеленеет старый пень,

Когда услышит : («добрый день»).

В) Если больше есть не в силах

Скажем маме мы : («спасибо!»).

Г) Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече : («здравствуйте!»).

Д) Если нас ругают за шалости,

Мы говорим : («простите, пожалуйста»).

Е) И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят : («до свидание»).

Ж) Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова.

В день, пожалуй, раз до ста

Говорить: («Пожалуйста!»).

Алё нка:

Товарищи! Твердите

С утра по словарю:

Спасибо, извините,

Позвольте, разрешите,

Я вас благодарю.

Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад:

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться всем спешат.

Все вам с большой любовью

Желаю крепкого здоровья!

Учитель: Ой, а что случилось с этими ребятами? (Два мальчика дерутся)

Сценка.

Уч. – Кто кого обидел первый?

- Он меня!

- Нет, он меня!

Уч. – Кто кого ударил первый?

-Он меня!

- Нет, он меня!

Уч. – Вы же раньше так дружили!

- Я дружил!

-И я дружил!

Уч. – Что же вы не поделили?

- Я забыл!

- И я забыл!

Учитель. Какие же советы мы можем дать нашим друзьям?

Дети дают советы:

1. Поссорились чашка и блюдце,

Сейчас они разобьются,

Сколько в кухне на полке

Будут лежать осколки.

И вы не ссорьтесь напрасно –

Это очень- очень опасно!

2. Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок.

Дружим мы с тобою!

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьями

Никогда не надо!

3. А я поступила так! (девочка)

Пришла ко мне подружка,

И мы играли с ней.

И вот одна игрушка

Вдруг приглянулась ей!

Лягушка заводная,

Весёлая, смешная.

Мне скучно без игрушки -

Любимая была!

Но всё же я подружке

Лягушку отдала.

4. Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить.

И не вспыхнет ссора

Из любого спора.

Песня «Если с другом вышел в путь».

5. (Ворона). Ой, кто это к нам прилетел?

Кар-р-р!

Андр-р-рей подр-р-рался с Александр-р-ром.

Др-р-ружили, дружиди и вдр-р-руг –

Др-р-рузья др-р-рали друг друга за куд-р-ри,

Разодр-р-рали кур-ртки и бр-р-рюки!

Разр-р-рыдались, какая др-р-рама!

Скор-р-рей мир-р-ритесь!

Кар-р-р! Не дер-р-ритесь!

Учитель. Давайте помирим наших ребят. Возьмите друг друга за мизинец и скажите:

«Мир миром,

Пирог с сыром,

Варенье с маслом,

Мы – дружочки красны.

Обнимемся! Помиримся!

(Дети играют)

(Учитель читает)

Учитель. Чтобы не случалась беда, как в истории «Бараны» надо выполнять правила дружбы!

Учитель. Давайте познакомимся с правилами дружбы в нашем уголке.

Правила дружбы.

1. Уступать.

2. Не бояться просить прощения, если обидел.

3. Не грубить.

4. Не злиться.

5. Не жадничать.

6. Помогать другу.

7. Быть честным.

8. Не завидуй другу.

Учитель: Об этом говорит и народная мудрость, отраженная в пословицах:

(На доске)

1. Добро помни, а зло забывай.

2. В добре жить хорошо.

3. Спеши делать добро.

4. Доброе дело и в воде не тонет.

5. Зла за зло не воздавай.

6. За добро добром платят.

7. Одно хорошее слово лучше тысячи плохих.

8. Во зле жить – небо коптить.

9. Без друга в жизни туго.

Учитель: Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте!

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Помните, что доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

(Песня кота Леопольда).

Учитель. Чтобы победить зло, надо, чтобы добра было больше. Не только слова, но и дела должны быть добрыми.

Подумайте и скажите, как вы поступите в этих ситуациях.

1. Если плачет кто-то рядом,

Если слёзы льются градом?

/Дети предполагают, затем открывается продолжение стихотворения /

(Подойдите вы к нему

И спросите! «Почему?»

Это, дети сделать надо -

Трудно плакать одному)

2. Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал?

(Я взяла его домой, накормила досыта.

Скоро стал котёнок мой -

Загляденье просто!

Шерсть, как бархат, хвост – трубой…

До чего ж хорош собой)

3. Прозвали Лёшу «ветчиной»,

И ходит Лёша сам не свой,

А на лице – страдание?

(А надо, только и всего,

Не обращать внимания)

Учитель. Так и произошло в рассказе Н. Артюховой «Саша – дразнилка»

(Читает)

Ну а мы можем сделать вывод:

- Кто любит собак или прочих животных -

Серьёзных котов и щенков беззаботных,

Кто может любить осла, и козла,

Тот людям вовеки не сделает зла!

Учитель. Все вы любите сказки. В них всегда добро побеждает зло,Давайте поиграем в игру «Добрый и злой» .Я буду называть сказочного героя, а вы будите хлопать в ладоши, если он добрый, и закрывать лицо ладошками, если злой.

-Иван-Царевич, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Крокодил Гена, Бармалей, Золушка, Буратино, Баба Яга, Мальвина, Аленушка, Кощей Бисмертный,

Учитель: А какого друга вы себе выберите?

-Честного, злого, умного, трусливого, смелого, доброго, внимательного, грубого, щедрого, отзывчивого.

Давайте вырастим дерево дружбы и доброты (плакат с деревом).

Для этого нам нужно знать основное правило дружбы: относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Каждый из вас сейчас прикрепит к нашему дереву листочек с названием разных качеств, которые нам так необходимы в жизни. (Дети прикрепляют листочки со словами к дереву на плакате).

Осн. здор. 1 кл. стр 98,92

Пусть больше вырастет таких чудесных деревьев добрых дел.

Поступать по законам доброты- это красиво, почетно, потому что дерево ценят по плодам, а человека по делам и поступкам, поэтому надо делать так, чтобы ваши поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

Учитель. Наш «час добра» подходит к концу

В евангелии от Матфея сказано:» … во всем, как хотите, чтобы с кем поступали люди, так поступайте и вы с ними.»

Заключение.

1. Никого не обижай-

Ни пчелку, ни мурашку,

Ни улитку, ни жука-

Темненькое брюшко,

2. Ни кузнечика в траве,

Скачущего ловко,

Ни блестящую в листве

Божию коровку,

3. Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого…

Ни за что и никогда

Не обижай живого

4. Не стой в сторонке равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

5. Будь весел, чтоб радостней стало

Тому, с кем подружишься ты,

Чтоб каждому в жизни хватало

Прекрасной людской доброты!

Учитель: Давайте расшифруем волшебное слово!

Д- доброта

Р- радость

У- уважение

Ж- жизнерадостность

Б- благородство

А- аккуратность

Итоговое слово учителя:

Дружба- главное чудо всегда,

Сто открытий для всех настоящее,

И любая беда- не беда,

Если рядом друзья настоящие.

Публикации по теме:

Воспитание нравственности и любви к русской культуре на основе поэзии С. Есенина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №86 «Незабудка» муниципального образования.

Консультация «Экологическое воспитание — как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте»Консультация «Экологическое воспитание — как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте» Пусть будет в человеке всё прекрасно: И мысли, и поступки, и душа, В гармонии с природой и с собою На свете, чтобы жили малыши, Воспитывайте.

Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте Консультация для педагогов на тему: «Экологическое воспитание, как средство формирования нравственности и духовности в дошкольном возрасте».

Мастер-класс с родителями «Первые уроки нравственности» Конспект мастер-класса с родителями детей раннего возраста по теме «Первые уроки нравственности» Цель: - мотивация родителей к нестандартности,.

Консультация «Первые уроки нравственности для детей раннего возраста» Понятие о морали как о системе норм, определяющих обязанности человека по отношению к другим людям, еще недоступно ребенку двух - трех лет.

Родительское собрание в первой младшей группе «Азбука нравственности» Тема. Первые нравственные понятия «можно», «нельзя», «надо». Задания для родителей. 1. Сошел малыш с рук, теперь только гляди да гляди! Не.

Конспект занятия «Золотое правило нравственности» Тема: Тема: Золотое правило нравственности Цель:Создание условий для усвоения понятия «золотое правило нравственности» как важного принципа.

Уроки нравственности «Богатство земли Преподобного Сергия» Цели: Приобщать детей к нравственным, духовным и культурным традициям, через знакомство с житием Сергия Преподобного, его деяниями; братьями.

Воспитание нравственности музыкой Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным воспитанием в детском саду. Они порождены новой социально-культурной ситуацией:.

Сценарий выступления на конкурсе «Золотые правила нравственности»Сценарий выступления на конкурсе «Золотые правила нравственности» Последнее убежище Имама Шамиля. Воспитатель: Добриева Х. Б. Выступление на конкурсе "Золотые правила нравственности" Цели и задачи:[/b] •.

Автор публикации:
Урок нравственности
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 18:17
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД