Лучший педагог года

Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»

Залия Шаяхметова
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»

Конспект пробного урока окружающего мира, проведенного в 3 классе 2.03.2011 года студенткой 42 группы ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»

Шаяхметовой Залии Павловны.

Тема: Водоемы. Родник.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель – создание условий для формирования понятий «Водоемы Земли», «Родник».

Задачи:

1. Актуализировать и систематизировать знания детей о разнообразии водоемов Земли; познакомить с образованием и понятием родника; выявить опытным путем свойства песка и глины пропускать воду;

Публикация «Урок окружающего мира в 3 классе по теме „Водоемы, Родник“» размещена в разделах

2. Продолжать развивать мышление, память, пространственное воображение, коммуникативные способности; умение классифицировать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

3. Воспитывать бережное отношение к родникам; эстетические чувства.

Оборудование: иллюстрации водоемов (река, озеро, ручей, море, карточки для схем, глобус, картина «Источник и ручей», карточки «водопроницаемый слой», «водоносный слой», «водоупорный слой»,

Оборудование для опыта: 2 стакана, 2 воронки, 2 фильтра, песок, глина, 2 стакана с водой, предметный столик;

Литература:

1. З. А. Клепинина Окружающий мир: методич. пособ. к учеб. для 3 кл. нач. шк. / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. – 96 с.

2. З. А. Клепинина Окружающий мир: учеб. Для 3 кл. нач. шк. : ч. 1 / З. А. Клепинина, Н. И. Ворожейкина. – М. : АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2007. – 128 с.

3. Н. Ф. Виноградова Окружающий мир в 3-4 классах: Метод. беседы. – М. : Просвещение, 1999. – 192 с.

4. Л. Ф. Мельчаков, М. Н. Скаткин Природоведение: Учеб. для 3 – 4 кл. сред. шк. – М. : Просвещение, 1988. – 240 с.

Ход урока:

1. Организационный момент

- Здравствуйте ребята, садитесь. Меня зовут Залия Павловна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

2. Минутка календаря

(вызвать дежурного)

3. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке вы узнаете какие бывают водоемы. Как вы представляете, что такое водоем? Назовите какие вы знаете водоемы?

4. Изучение нового материала

- Откройте учебник на с. 71, прочитайте первый абзац каждый для себя. Что такое «водоемы»? (отвечает 1 ученик: Разные по величине углубления на поверхности Земли, постоянно или временно заполненные водой)

Работа со схемой «Водоемы»

- Верно. Водоемы могут быть заполнены водой постоянно или временно. Водоемы делятся на Океаны и Водоемы Суши. К океанам относятся моря. А водоемы суши могут быть образованы естественным путем и искусственным. К Водоемам Суши образованным искусственным путем относятся пруды и водохранилища, а к образованным естественным путем относятся реки, озера, ручьи, болота и родники.

- Расскажите по схеме какие водоемы есть на Земле?

Работа со схемой «Значение водоемов»

- Все водоемы на Земле имеют большое значение, как для природы так и для человека. Могут являться украшением Земли, работают «водной дорогой» - по воде люди могут передвигаться с помощью лодок, кораблей и др. транспорта, водоемы являются местом отдыха человека, а самое главное водоемы дают человеку воду для быта и производства. (постепенно составляется схема на доске)

- Расскажите по схеме о значении водоемов.

- Послушайте внимательно стихотворение Ивана Александровича Бунина:

Родник

В глуши лесной, в глуши зеленой,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьет из камней родник студеный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

- С каким водоемом вы сегодня познакомитесь? (родником)

- Верно. Сегодня вы узнаете что называют родником и как он образуется.

- В земле различные вещества чаще всего располагаются слоями. Сверху находится почва, а под ней находятся слои песка, затем глины. (показываю на картине «Источник и ручей»)

- Ребята, как вы думаете куда исчезает вода после дождя и растаявшего снега?

- Действительно, часть этой воды уходит в землю. Она проходит сначала через почву, затем – через слой песка и останавливается перед слоем глины. (показываю на картине «Источник и ручей»)

- Чтобы узнать почему вода останавливается перед слоем глины проведем небольшой опыт: берем 2 стакана и 2 воронки. Вставляем воронки в стаканы, на дно каждой воронки положим по фильтру, а затем в одну кладем немного песка, в другую – глины. Нальем в каждую воронку одинаковое количество воды. Теперь смотрите внимательно, в каком случае вода быстрее вытечет из воронки.

- Вы увидели, что почва и песок хорошо пропускают воду, а глина задерживает. Так происходит и в природе. Вода будет просачиваться через почву м песок, которые являются водопроницаемым слоем, пока не встретит слой глины, который является водоупорным слоем. На слое глины вода бесконечно не может накапливаться и растекается в стороны. Если слои земли имеют уклон, то вода стекает под уклон. Бывает так, что слои земли выходят к обрывистому берегу реки, ручья, оврага. Тогда вода выходит на поверхность, как бы вытекает из глубины. Такой выход воды из земли назвали родником.

Родник – это место выхода подземных вод на земную поверхность.

Вода из-под земли может выходить спокойно, а может бить фонтаном. Тогда говорят «Вода бьет ключом».Родник могут называть – ключ.

Обычно дождевая вода на поверхности земли бывает мутной, но, просочившись сквозь почву, камни, песок, она очищается. Поэтому вода в родниках бывает чистая и прозрачная, ее можно пить.

- Расскажите про образование родника по схеме.

- Сделаем небольшую физическую разминку. (или проводит заранее подготовленный ученик) Все встаньте:

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Все в порядок приведите.

- Ребята, кто из вас когда-нибудь видел родник? Где?

- Сейчас я прочитаю рассказ, который называется «Родничок». После чего задам вам вопросы:

1) По каким признакам дети обнаружили родничок?

2) Какая в роднике вода?

3) Дл чего они обложили родничок камнями?

- Слушайте внимательно:

«Родничок»

Группа ребят возвращалась из далекого похода. Был жаркий день, всем хотелось пить, но запасы воды у них давно кончились. На пути им встретился глубокий овраг. Ребята осторожно спустились по его крутому склону, надеясь найти внизу ручеек. Но дно оврага было сухим.

Вдруг Миша закричал: «Ребята, сюда! Здесь должен быть родничок!»

Все кинулись к нему, но … никакого родничка не увидели.

А Миша держал в руках самую обыкновенную гальку. Ребята решили, что он просто пошутил, и, обиженные, хотели уйти. Но Миша поднял с земли еще одну гальку и показал им, что нижняя сторона ее, лежавшая на земле, было совсем сырая.

- Значит, где-то близко под землей вода! – радостно сказал Миша. – Здесь и надо искать родничок.

Ребята тщательно осмотрели землю, поднимали камни, раздвигали траву. Вот ямка, а камешки в ней совсем мокрые! Они взяли лопатку и осторожно углубили ямку. Со стенок начала сочиться вода. Вскоре ямка наполнилась водой. Но пить ее еще было нельзя: слишком мутной была эта вода. Ребята сидели вокруг ямки на корточках, не сводя с нее глаз. Вскоре муть осела и вода стала прозрачной.

А когда ребята, напившись родниковой воды и отдохнув, собрались идти дальше, Миша предложил:

- Давайте, ребята, углубим родничок и обложим ямку камнями.

Так они и сделали. Еще и ковшик из берёсты на ветку повесили.

Теперь, кто ни проходит по оврагу, обязательно остановится у этого родника, напьётся чистой холодной воды и вспомнит тех ребят добрым словом.

- По каким признакам дети обнаружили родничок?

- Какая в роднике вода?

- Дл чего они обложили родничок камнями?

- Откройте учебник на с. 73, найдите абзац, который начинается после картинок. Почитайте его для себя и приготовьтесь ответить на вопрос «Как в нашей стране относятся к родникам?»

- Ребята, никогда не разрушайте родники, бережно относитесь ко всем водоемам.

Закрепление

- Что такое «водоем»?

- Что такое «родник»?

- Как образуется родник?

- Как нужно относиться к родникам?

- Давайте сравним наш вывод с выводом учебника, прочитайте определение на с. 74. Верно мы сделали выводы?

Дом. задание

- Запишите домашнее задание: прочитать в учебнике с. 71-74. И желающие могут еще повторить опыт с глиной и песком дома.

Итоги урока

- Сегодня вы узнали что такое «Водоемы», какое они имеют значение на Земле, как образуется родник, его свойства и значение.

- Поднимите руку кто узнал для себя что-то новое?

- Было интересно с вами работать, спасибо за урок!

Публикации по теме:

Презентация исследовательско-творческого проектаПрезентация исследовательско-творческого проекта Проект:Формирование познавательной активности с помощью экспериментирования в процессе рисования нетрадиционными техниками и материалами. Ежедневно.

Святой Ключ Пантелеймона Целителя.Святой Ключ Пантелеймона Целителя. В выходной день мы ездили к роднику, который находится близ Елабуги. Это исторические места. На опушке бора находится знаменитый родник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок окружающего мира в 3 классе по теме «Водоемы. Родник»
Опубликовано: 15 января 2013 в 20:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД