Папки-передвижки

Конспект урока «Организмы царства грибов и лишайников»

Холошенко Светлана
Конспект урока «Организмы царства грибов и лишайников»

Урок : Организмы царства грибов и лишайников.

Цель: создание условий для систематизации знаний учащихся о грибах и лишайниках - как представителях живого царства.

Задачи урока :

Систематизировать знания учащихся о специфических свойствах организма гриба;

Обсудить многообразие грибов, их значение в природе и в жизни человека;

Раскрыть особенности тела лишайника как симбиоза гриба и водоросли;

Охарактеризовать многообразие и значение лишайников в природе;

Публикация «Конспект урока „Организмы царства грибов и лишайников“» размещена в разделах

Систематизировать знание отличительных признаков грибов и лишайников.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

- получение систематизированного и обобщённого понятия о внешнем и внутреннем строении организма гриба как представителя царства Грибы;

- знание функций грибов в природе;

- характеристика главных отличительных признаков лишайников, их роли в природе;

- приобретение опыта анализа биологических объектов при изучении их строения, функций и видоизменений, фиксирования и объяснения полученных результатов;

Метапредметные:

- развитие умения наблюдать и сравнивать биологические объекты, систематизировать и объяснять полученные результаты;

- формирование умения находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать её;

Личностные:

- понимание высокой ценности жизни во всех её проявлениях;

- формирование личностных представлений о ценности грибов и лишайников, осознание их значимости в природе и в жизни человека.

- формирование познавательных интересов и мотивов изучения биологии

Тип урока : комбинированный

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в парах, групповая, фронтальная.

Ход урока.

I. Орг. Момент 1-2 мин.

II. Контроль знаний.

1. Выполнение тестовых заданий на доске (2 чел)

2. Выполнение тестов (4 чел.)

3. Индивидуальные ответы по карточкам по вопросам (5-6 чел)

Актуализация знаний. На ваших столах находятся экспонаты (лишайник, мукор, дрожжи). Рассмотрите их, для этого можно использовать лупу. Как вы думаете, какое отношение они имеют к теме нашего урока? О каких организмах пойдет речь? Презентация слайд №1

III. - запишите тему нашего занятия: «Ни то, ни сё. Организмы – сфинксы» Презентация слайд №2

- вопрос: «Почему эти слова характеризуют эти организмы, мы узнаем к концу урока, поэтому оставьте строчку для расшифровки этой записи.»

Итак, мы продолжаем уроки из серии «Вспомнить все», где мы восстанавливаем в памяти учебный материал 5, 6, 7, 8 классов. А так как некоторые выбрали биологию как экзамен, то это хорошая помощь в подготовке к ОГЭ.

Каковы же цели урока.) Вы видите слова помощники: Презентация слайд №3

Повторим – что такое гриб и что такое лишайник;

Вспомним – признаки и строение грибов и лишайников;

Обобщим – сведения о многообразии и значении этих групп.

Сегодня мы говорим о грибах и лишайниках как представителях эукариот, об их встречаемости в природе, особенностях и значении.

IV. Изучение нового материала.

- Групповая работа. 3 мин.

1группа. Стр. 78.

Перечислите черты сходства грибов с растениями. Перечислите черты сходства грибов с животными.

1.

2.

и т. д.

1.

2.

и т. д.

2 группа Стр. 78 – 79.

Перечислите специфические признаки грибов.

Процессы жизнедеятельности гриба : питание, дыхание, размножение.

1.

2.

и т. д.

3 группа Многообразие и значение грибов. Стр. 79 – 80

Группа грибов Примеры Значение

4 группа Лишайники как организм симбиотического типа. Стр. 80.

Функции в лишайнике

гриба водоросли

Строение лишайника

Формы тела лишайника.

Значение лишайников в природе и в жизни человека.

В природе В жизни человека

1.

2.

3.

4.

5.

… 1.

2.

3.

4.

- Представление работы группой.

1 группа. Презентация слайд №4

Сходство грибов с :

Растениями

1. прикрепленный образ жизни

2. непрерывный рост верхушечной меристемой

3. Размножение спорами

4. клетка имеет клеточную стенку

5. в клетках встречаются вакуоли

Животными

1. гетеротрофы

2. клеточные стенки содержат хитин

3. углеводы запасаются в виде гликогена

2 группа Презентация слайд №5-7

Специфические свойства грибов

1. Тело гриба – грибница (мицелий)

2. Грибница состоит из гиф.

3. Плодовое тело – переплетение гиф (ложная ткань)

Размножение грибов

Питание грибов

Способ питания Определение Пример

сапротрофы Питаются мертвыми органическими останками Плесневые грибы

Дрожжи

Шампиньоны

паразиты Живут за счет организма хозяина Трутовик

Головня

Спорынья

симбионты Получают выгоду от совместного существования Подосиновик

Подберезовик

хищники Питаются животными Почвенные грибы

3 группа. Презентация слайд №8

Многообразие грибов.

Группа

(представители) Значение

одноклеточные

(дрожжи) 1. хлебопечение, виноделие.

2. производство кормов

плесневые

(пеницилл, аспергилл, мукор) 1. Производство антибиотиков, гормонов, ферментов

2. Образует микоризу с цветковыми растениями

3. Порча продуктов

4. Уничтожение растительных остатков (минерализация почвы, образование гумуса)

шляпочные грибы :

трубчатые (подберёзовик)

пластинчатые (сыроежка) 1. образуют микоризу с корнями деревьев.

2. пища человека, животных

3. Ядовитые.

Паразитические грибы

(спорынья, головня, фитофтора) 1. Заболевание зерновых.

2. Гибель урожая

3. Заболевания человека.

Сообщение ученика о грибах

В соответствии с современными оценками, на Земле существует от 100 до 250 тысяч, а по некоторым оценкам до 1,5 миллиона видов грибов.

Только на территории России произрастает приблизительно около 3000 видов различных грибов.

На территории нашей Ростовской области, например, насчитывается около 200 видов.

Грибы не только весьма вкусны, но и питательны. Недаром их иногда называют растительным мясом. Кроме белков и жиров, в грибах найдены различные необходимые человеку витамины. Наряду с этим ученые выяснили, что некоторые грибы содержат противоопухолевые вещества.

Это свойства съедобных грибов. Но их можно спутать с ядовитыми.)

Видео

- Какой вывод можно сделать о грибах донского края?

Презентация слайд №9 (многообразие съедобных и ядовитых грибов)

- Каковы меры первой доврачебной помощи при отравлении грибами? (фронтальная беседа)

Физминутка.

- Я называю гриб, а вы если он ядовитый – приседаете, если съедобный – встаете.

4 группа10-. Лишайники – симбиоз гриба и водоросли

Функции в лишайнике

гриба водоросли

Тело лишайника называется - слоевище

Морфология тела лишайника

Значение лишайников.

В природе В жизни человека

1. Накопление органических веществ (пионеры растительности)

2. Пища северных оленей.

3. Разрушают горные породы

4. Составляют покров тундры

5. Среда обитания для беспозвоночных 1. Пища человека.

2. Сырьё для получения красителей

3. Индикатор чистоты воздуха

4. Используются при заболеваниях кишечника и органов дыхания.

V. Вывод.

- вернемся к началу урока. Так как вы думаете, почему тема урока была сформулирована именно так?

VI. Дополнительное задание. Первичный тренинг.

Правильно или нет данное суждение:

1. Лишайники – это растения.

2. Среди грибов есть грибы автотрофы.

3. Подосиновик – трубчатый гриб.

4. Главная часть – гриба слоевище.

5. Водоросли в теле лишайника обеспечивают гриб органическими веществами.

6. Мукор – это паразит

7. Если растут лишайники – воздух в этом месте чистый.

8. Самый ядовитый гриб в Европе – мухомор.

9. При отравлении грибами в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь.

10. В Ростовской области съедобных грибов нет.

Взаимопроверка

VII. Рефлексия. В начале урока была поставлена цель. Достигли мы её или нет?

Дополните эти предложения:

VIII. Д/з. §18, вопросы.

Творческое задание:

Составьте памятку «Меры первой помощи при отравлении грибами»

Публикации по теме:

«Мир подводного царства. Анималистика». Конспект урока ИЗО в начальной школе«Мир подводного царства. Анималистика». Конспект урока ИЗО в начальной школе Цели и задачи: закрепить знания об анималистическом жанре; совершенствовать умения рисовать животных; углубить знания о размерах, анатомическом.

Фотоотчет «Корзина грибов»Фотоотчет «Корзина грибов» Фотоотчет «Корзина грибов» В средней группе прошло занятие по аппликации на тему «Корзина грибов»(Коллективная композиция). С приближением.

Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства»Фотоотчет «Волшебный мир соломенного царства» Фотоотчет. «Волшебный мир соломенного царства».Лариса Гацко. Блог. Весной-травкой шелковистой, Летом – нивой золотистой, Ну, а зимнею порою.

Фотоотчет о занятии «В музее подводного царства»Фотоотчет о занятии «В музее подводного царства» Уважаемые коллеги предлагаю Вам фотоотчет занятия - экскурсии «В музее подводного царства» с использованием музейной педагогики для подготовительной.

Изготовление макета «Обитатели подводного царства» (фотоотчёт)Изготовление макета «Обитатели подводного царства» (фотоотчёт) Фотоотчёт Изготовление макета «Обитатели подводного царства» Цель: Закрепление знаний детей о многообразии обитателей подводного мира и.

Изготовление муляжей грибов из глиныИзготовление муляжей грибов из глины Приближается осенняя пора. Не за горами и занятия, на которых мы будем повторять природные изменения, говорить о дарах леса – грибах и ягодах.

Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы «В мире подводного царства»Конспект открытого мероприятия с детьми средней группы «В мире подводного царства» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография с элементами аппликации и монотипия пейзажная. Развивать у детей.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Консультация для родителей и педагогов «Ягоды — «Джеймсы бонды» природного царства»Консультация для родителей и педагогов «Ягоды — «Джеймсы бонды» природного царства» Летом мы иногда через силу стараемся съесть как можно больше свежих ягод, пытаясь зарядиться витаминами на год вперед. Необходимо знать,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока «Организмы царства грибов и лишайников»
Опубликовано: 19 января 2020 в 14:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД