Евгения Севрюкова
Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром (подготовительный класс) «Вода в жизни человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, расширять знания о воде (реки, моря, ручейки, водопады,океаны)
Задачи:
дать знания детям о воде, как об источнике жизни человека и всего живого на Земле;
совершенствовать знания детей о разных состояниях воды;
вызвать радость у детей от открытий, полученных из опытов;
активизировать и обогащать словарь детей;
воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни человека.
Оборудование:
• Глобус
• Картинки (море, река, водопад, ручей, три состояния воды)
Публикация «Конспект урока по ознакомлению с окружающим миром (подготовительный класс) „Вода в жизни человека“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Окружающий мир
- Подготовительная группа
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Пластиковые стаканчики; сахар; чайная ложка, кисточки, краска,
• Конверты с пазлами, фишки (красные, зелёные)
Ход занятия.
Организационный момент. (психологический настрой)
Актуализация знаний.
Звучит шум воды- Что вы слышите? Посмотрите, я вам покажу картинку, где же живет вода (показ картинки моря)
_ Что же мы с вами видим (море.)
-Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?/ о воде/
Постанова темы и цели урока
-Совершенно верно, о воде и ее значении в жизни человека и всего живого на земле
- Посмотрите, я вам покажу картинки, где же живет вода
Показ следующей картинки. Посмотрите и скажите –это, что такое здесь изображено?
Дети: Река.
Правильно- это река. Значит, что мы можем сказать, что вода живет не только в море, но и в реке. Послушаем реку. (шум реки)
Посмотрите на следующую картину. Это, что, ребята,такое- вы знаете?
Дети: Водопад.
- Ребята послушайте, как шумит водопад. Шумно да! Когда вода падает с высоты, она создает такой шум. И еще одна картина воды (показывает ручей.) Как выдумаете это что?
Дети: Ручей.
- Правильно. Течет ручей, журчит ручей. Я вам сейчас предлагаю послушать журчание ручейка. (Музыка). Ребята пение ручейка отличается от шума водопада? Чем отличается?
Дети. У ручейка нежная, спокойная песенка, а у водопада шумная, громкая, не спокойная.
- Ребята, а знаете ли вы, кому нужна вода?
Дети: Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
-А нам с вами нужна вода?
Дети: Да
-А для чего?
Дети: Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
- Ребята, а ели бы не было воды.
Что произошло? Как вы думаете? Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
Рассказ учителя о воде
-Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. Челок практически состоит из воды-80%.
_ Как вы думаете, много ли воды на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на глобус.
Учитель показывает глобус, который стоит на столе.
-На Земле вода везде. Посмотрите на модель Земли.
-Какой видят космонавты нашу Землю из космоса?/голубой/
-Правильно, моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой».
А кто знает, сколько на земле океанов? (5 океана, а сколько морей (много).
Суша занимает четвертую часть Земли.
Давайте все проверим.
У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. Так много или мало воды на Земле? (Много).
-Вода является не только добрым другом и помощником для человека, животных и растений.
-Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли по рекам теплоходы.
-Вода - минеральных источников оказывает лечебное действие. Люди пьют ее для поддержания здоровья, для лечения болезней.
Собери пазл картинки (море, ручеёк, река)
Игра "Где же вода?"
Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.
Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, озеро, град,песок, море, стакан, водопад, ветер, пар, мяч, бумага, лед, роса, одеяло, стол,, туча, океан, телефон, река.
Физминутка «Ручеёк»
Опытническая деятельность в лаборатории.
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим. - Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Раздаю по стакану воды.
Опыт 1 : “Вода жидкая, может течь” Учитель берё т 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой. И переливает воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: Что с вадой происходит? “Льется вода? Почему?". Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт 2 «Вода не имеет вкуса»
-Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус (ответы детей)
Вывод: вода не имеет вкуса.
А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек сахара. И помешайте ложкой. Попробуйте. Что изменилось? (Вода стала сладкая). Мы изменили вкус воды. (Да)
Вывод: вода приобретает вкус того вещества, которое в него положить!
Так как сахар и соль растворились в воде вода- является растворителем, а все ли вещества растворяются в воде?
Посмотрите. Я в стакан с водой капну масло. Что вы видите? Растворилось растительное масло. (Нет)
Вывод – масло не растворяется в воде, плавает по её поверхности тонкой плёнкой
Работа с пословицами.
Есть русская народная пословица - Масло с водой не смешаешь.
Какие пословицы вы ещё знаете проводу?
Дети. В решете воду не носят.
Где нет воды, тут и блоха не живет.
Вода сама путь сыщет.
Хорошо, со вкусом разобрались, а теперь скажите, чем пахнет вода?
Опыт 3 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет запаха
Хорошо. Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком).
Вывод: вода пахнет теми веществами, которые в неё положили!
Опыт 4 «Вода без цвета, прозрачная».
-Возьмите полоски цветной бумаги. Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, синей, зелёной, белой? Как видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов. Какого же всё – таки цвета вода? Хорошо. Теперь возьмите кисточки, обмакните в краске и опустите в воду. Что теперь произошло с водой? (вода изменила цвет, окрасилась, приобрела цвет краски.) Вывод: Вода не имеет цвета. Она бесцветна. Только в больших слоях вода имеет голубоватый цвет.
- Ребята, мы с вами вспомнили свойства воды: вода без цвета, без запаха и не имеет вкуса, вода дает жизнь всему живому! - А сейчас, у меня для вас сюрприз. (Показывает льдинку окрашенную) Как вы думаете, что это? Как можно получить цветные льдинки? Вода на морозе превращается в лед. -А теперь давайте вспомним, в каком состояние можно встретить воду в природе? (ответы детей) в жидком (лужи, дождь, реки, море) в твердом (лёд, снег, град) Ребята, в природе вода под действием тепла испаряется, превращается в пар. И вот такое состояние воды называют газообразным! ПАР-ЭТО ГАЗООБРАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДЫ!
Пар, в свою очередь, собирается в тучи. Тучи, соприкасаясь с холодным воздухом выпадают на землю в виде дождя, а при низкой температуре в виде снега и града. А где мы дома можем увидеть воду в ГАЗООБРАЗНОМ состояние! (Ответы детей)
Вода в чайнике превращается в пар при кипении, а если над паром подержать зеркало, то на нём появятся капельки воды! -Итак, нам теперь известно три состояния воды: жидкое, газообразное (пар) и твёрдое (лёд).
Игра «Что изменилось?»
Ребята, посмотрите на картинки, скажите, где же спряталась вода? (ответы детей)
Мы еще раз убедились: вода бывает очень-очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными ледниками или горячим паром. Вот такая она разная!
Опыт 5 А сейчас еще один фокус с водой. У меня на столе два стакана с водой и два яйца. В одном стакане растворю 5 чайных ложек соли, а другой обычная вода. Опущу в оба стакана яйца. Что произойдет?
Ответы детей. (В соленой воде яйцо всплывает)
Вывод: В соленой воде легче плавать, потому - что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли
- В морях, океанах – вода… (Соленая)
В реках, озерах – вода… (Пресная, т. е не солёная)
А какую воду мы используем в быту?
Дети: Чистую, не соленую.
Кажется, что воды очень много и на всех ее хватит. Так ли это или нет, хотите узнать?
Показываю 3-х литровую банку с водой
Представьте, что в этой банке вся вода, которая есть в реках, морях, океанах, болотах.
Отливаю стакан воды из банки
- Это пресная вода, которая необходима животным и растениям.
Набираю чайную ложку из стаканы воды.
- Это вода, которую может использовать человек : готовить,стирать, умываться, мыть посуду.
Вывод: Чистой воды на нашей планете мало, поэтому ее надо беречь. -Откуда в нашей школе берем воду?/из водопровода/ -Какая течет вода из водопровода?/прозрачная, холодная, горячая. -Как вода попадает в водопровод? -Вода в водопровод попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет и холодная и горячая вода. -Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее надо экономить, беречь. -А как мы с вами можем экономить воду? Хорошо закрывать кран, чтобы она зря не утекала/. -Давайте повесим на перемене этот знак/ показ знака-кран и перечеркнутая капля воды/ там, где мы берем воду. Где повесим? (ответы детей)
- Что же произойдет, если вода в водопроводном кране, реке, озере, будет загрязнена?
- - Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения и правильно использовать ее? (Высказывания детей)
- Многие семьи тоже пользуется для очищения водопроводной воды фильтрами
Ребята, с фильтрованной водой мы сталкиваемся каждый день. Вода, которая попадает в наши квартиры через водопроводные краны, тоже фильтрованная.
Творческая деятельность.
-Ребята, мы много сегодня говорили с вами о воде и даже провели опыты, а теперь я предлагаю вам нарисовать капельку-маленькую частичку воды. Вот посмотрите, какая у меня капелька! Я ее первая нарисую, и она будет своих подружек! Возьмите всё,что вам нужно и преступаем к работе. дети рисуют)
Молодцы! Хорошо поработали. А теперь сделаем вывод:
Рефлексия.
Ребенок читает стихотворение
«Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, море, океане.
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить».
-У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. -Кому было интересно на уроке и все понятно, вы узнали что-то новое -поднимите зелёный круг, а кому было не все понятно и урок не понравился – поднимите красный круг (Дети поднимают). Наш урок подошёл к концу.
А закончить его хочу такими словами:
Вода в морях и океанах,
Озерах, реках и прудах.
И без нее не обойтись нам
Ни в селах, и ни в городах.
Цените воду, берегите:
Природой дан нам дар такой.