Руденко Надежда Викторовна
Урок памяти Холокоста в 11 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Урок Памяти «Холокост! Помнить, чтобы не забыть!»
На доске эпиграф.
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И. Бауэр, исследователь Холокоста.
Оформление «мемориалы памяти Холокоста в разных городах мира фото, горящая свеча, гвоздики)
На фоне музыки читаются слова
Ведущий 1
Сегодня для многих трагический день.
История бросила здесь свою тень.
О том, что случилось в годы войны,
В день памяти все мы вспомнить должны.
2Ведущий.
Публикация «Урок памяти Холокоста в 11 классе» размещена в разделах
Как немцы, фашисты, людей собирали,
Евреев, поляков они выбирали,
Вели на расстрел, на сожжение Всех,
За то, что жили на территории тех.
Учитель. 27 января – международный день Памяти жертв Холокоста.
В этот день в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши.
Сегодня наш урок посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления.
Вершина зла, жестокости и мрака.
Тревожит сердце слово «Холокост»,
И хочется от грусти просто плакать,
Не утирая с глаз горячих слез.
_(Без музыки)___
Ведущий1. Холокост – слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг., а также представителей других меньшинств, которые подвергались
Ведущий 2. Холокост – это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…
Учитель
Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен?
II. Основная часть.
Учитель
В 1933 г. Адольф Гитлер – лидер национал-социалистической партии становится канцлером Германии, который строил свою кампанию на обещании вернуть Германии былое величие и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом – евреями. В Германии было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев
Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.
Ведущий 1. 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами. ”
Ведущий 2
После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6 лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.
Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами подвергались цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душевно больные и нетрудоспособные группы населения.
1 ведущий
Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Особой гордостью обитателей гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось.
2 ведущий
В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва. Нацисты придумывали самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей, бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев - беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми
1 ведущий
Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу для раненых и обожжённых. Жестокие и часто приводящие к смерти антигуманные медицинские эксперименты, которые проводили нацисты над жертвами холокоста.
2 ведущий
Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.
Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».
1 ведущий
Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.
Учитель: Ещё в начале войны Гитлер заявил: «Дайте мне 10 лет, и вы не узнаете Германию!» И действительно, вся страна была опутана колючей проволокой. 1 100 концлагерей было на территории фашистского государства. Лагеря располагали обязательными атрибутами массового уничтожения людей.
На фоне слайда с концлагерями дети делают сообщение)
Ребёнок 1
Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток. Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…
2 Ребёнок
Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии. Создан в марте 1933 года. Лагерь имел 123 филиала,
Здесь имелись крематорий, газовые камеры. «каменный мешок» - подвальное помещение без окон, медицинские лаборатории.
За время существования лагеря через него прошло 250 тыс. узников из 24 стран, погибло 70 тыс. чел.
3 Ребёнок
Майданек – лагерь на территории Польши, создан в октябре 1941г.
Лагерь был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более миллиона узников.
В лагере было уничтожено 360 тысяч человек. Этот лагерь называли - лагерем смерти. Был вторым после Освенцима.
4 ребёнок
Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.
Лагерь был построен в апреле 1939 года, комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к. располагался рядом с железной дорогой.
1 135 000 человек – стали его жертвами.
Фильм Освенцим
Стих Мужчины мучали детей (Читает ребёнок)
Мужчины мучали детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучали детей.
И это каждый день опять,
Кляня, ругаясь без причины.
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье.
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что могут быть убиты:
По древней логике земли
От взрослых дети ждут защиты.
А дни все шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы;
Но их все били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин идеи были:
Мужчины мучали детей.
(И по приказу, точно в срок,
вконец измучив, убивали,
и подводя всему итог,
на склады туфельки сдавали.)
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает мне постыла,
Как только вспомню: это было –
Мужчины мучали детей.
Учитель:
Саласпилс – концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.
Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.
Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие
детские трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.
После войны в Латвии установили мемориал Скорби». Надпись над входом гласит «За этими воротами стонет Земля».
Ребёнок читает
Холокост – что это за слово?
Необычного в нем ничего как будто нет.
Но, а если расшифруешь это слово
Сразу станет страшно почему-то всем.
Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?
Может быть война тому виною или время, как порой твердят.
А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.
И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.
Но пришли немецкие солдаты
И отправили детишек в лагеря
Не для отдыха и развлеченья,
А для издевательства, и зверств.
Но мы в памяти оставим
имена героев навсегда.
И в глазах как слезы засверкают
страшные кровавые слова.
Учитель
Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста.
2 Ведущий
«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовиках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.
1 ведущий
Это – память, противящаяся забвению.
2 Ведущий
Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.
1 ведущий
Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».
Звучит Бухенвальдский набат (метроном)
Памяти жертв Холокоста- Минута Молчания!
На фоне видео «Памяти жертв Холокоста произносятся слова)
1 ведущий
Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.
2 Ведущий
Совершая действия, помни, что ты – Человек!
1 ведущий
Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!
2 Ведущий
Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.
Досматриваем видео.
Учитель
Если эта встреча заставила кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!