Получи документы

Условия развития самостоятельности детей в лепке

Мария НиколаевнаГункина
Условия развития самостоятельности детей в лепке
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд.

Изобразительная деятельность вообще, и в частности лепка, дает большие возможности для развития самостоятельности дошкольников. Самостоятельность детей в процессе лепки понимается нами как качество личности, которое проявляется в интересе воспитанников к лепке. Дети действуют без помощи взрослого, они самостоятельно выбирают средства и способы для выполнения заданий в процессе лепки.

2слайд.

Публикация «Условия развития самостоятельности детей в лепке» размещена в разделах

До начала работы мы выделили три уровня детской самостоятельности наших детей в процессе лепки.

Дети первого уровня отличаются поверхностным интересом к лепке. В выборе темы и сюжета никакой инициативности не проявляют.

(3 человека из 20)

Дети второго уровня отличаются неустойчивым интересом к данной деятельности. Они способны осуществить самоконтроль своей деятельности и оценивать результаты своего труда только с помощью взрослого.

Третий уровень - высокий. Дети данной группы проявляют устойчивый интерес к лепке. Они характеризуются высокой технологией выполнения, доводят начатое дело до конца, проявляют настойчивость в любых условиях, по необходимости улучшают конечные результаты, обнаруживают способность к внесению элементов новизны и оригинальности. (2человека из20)

3,4,5,6 слайд

Свою работу по развитию самостоятельности мы начали с создания обогащенной развивающей среды (Уголок «Пластилишка» (дополнили изо уголок различными предметами) и тематическое оформление группы, которая бы позволяла открывать множество возможностей - способов и средств, для осуществления замысла в лепке. Далее определили тактику педагогического руководства, в основе которой лежит дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом исходного уровня.

Наша работа проходила в три этапа:

7 слайд

В ходе первого подготовительного этапа нужно было сформировать у детей устойчивый интерес к лепке и дать им базу необходимых умений для данной деятельности.

В уголке «Пластилишка», в любое свободное время через систему групповых и индивидуальных заданий, игр, упражнений и опытов, подбор которых определялся уровнем детской самостоятельности, ребята активизировались. С удовольствием, играли в такие игры как, «Где меня используют?», «Угадай, кто – я?», «Узнай меня на ощупь», «Продолжи узор», «Слепи цифру, букву», «Можно ли его мыть?», «Есть ли у него день рождения?», «Можно ли его есть?», «Плавает ли это?» и т. д.

Сюрпризные моменты, включение игровых персонажей, проблемные ситуации только улучшили результат - дети заинтересовались лепкой.

8,9,10,11,12,13,14 слайд

Целью второго этапа было сформировать умение читать технологические карты и выполнять на их основе различные работы.

Особенность данного этапа в том, что последовательность выполнения полностью развернута и задана педагогом. Самостоятельность детей же проявляется в выборе объекта, материала для лепки и ее декора.

Богатое содержание и высокая вариативность технологических карт, огромный выбор декорирования позволял осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Сейчас мы на этапе создания своих технологических карт в виде фотографий.

15,16,17,18 слайд

Третий этап самый интересный – заключительный. Во время этого этапа у детей должно сформироваться умение и появляться желание самостоятельно выполнять различные предметы и фигуры по собственному замыслу, без опоры на технологическую карту, соотнося свои действия с действиями других детей.

Но это потребовало развития следующей группы умений:

- самостоятельно поставить цель,

- самостоятельно отобрать для этого необходимый материал и инструменты в уголке «Пластилишка»,

- самостоятельно определить последовательность, способы и приемы выполнения работы,

- самостоятельно адекватно оценить полученный результат, при необходимости скорректировать его.

На этом этапе активно создавались и использовались различные проблемные ситуации, побуждающие детей к работе с пластилином, глиной, тестом. Например, подарки для мальчиков и девочек к различным праздникам, разбилась посуда на кухне у девочек, сломалось колесо в автомастерской у мальчиков, в уголке «Сенсорики» не хватает красного шарика для игры в «Крестики – нолики» и т. д.

слайд

Воспитатели побуждали детей совместно выполнять любую коллективную работу по собственному замыслу. Усложнение же в том, что замысел, способы и необходимые материалы дети выбирают самостоятельно, при этом по возможности объясняя свой выбор (так как группа коррекционная, это вызвало немало затруднений).

Коллективные игры «Поиск причин» (игра – вопрос «Почему – это случилось», «Добавь слово» ( Например: Я увидел дерево. Я увидел высокое дерево и т. д., «Несуществующая картина», «Правдивые истории», «Сочиним сказку», «Мы – волшебники», «Театрализованные представления» позволили еще более сплотить детей в группе, осознать свою к ней принадлежность и повысить каждому свой эмоциональный фон.

Самостоятельно оценить полученный результат и по необходимости внести изменения оказалось на этом этапе довольно просто. Именно творческие занятия лепкой способны помочь ребенку независимо от ситуации выражать свои чувства. Опыт создания шедевров из обычных материалов постепенно научит ребенка самостоятельно находить оригинальные решения даже в безвыходных ситуациях.

Проведенная нами работа по развитию самостоятельности детей дала положительные результаты. Личные наблюдения педагогов, отзывы родителей свидетельствовали о развитии данного качества личности ребенка.

Естественно, во всем нужна системность.

Навыки, приобретенные детьми во время нашей работы легко стали использоваться ими и в других видах детской деятельности – игровой, продуктивной и коммуникативной. Мы поняли, что у ребенка с детства заложено стремление к свободе, поэтому он очень старательно учится самостоятельности.

Литература:

1. Савенков А. И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства»

2. Венгер А. Л. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

3. Научно – методический журнал «Детский сад от А до Я»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника в изобразительной деятельности с детьми раннего возраста «Рисуем вилкой»Нетрадиционная техника в изобразительной деятельности с детьми раннего возраста «Рисуем вилкой» Маленькие дети, с которыми я работаю, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности - играх, лепке, рисовании.

Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка. Влияние художественного творчества на всестороннее развитие ребенка Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условия развития самостоятельности детей в лепке
Опубликовано: 6 февраля 2015 в 07:30
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условия развития самостоятельности детей в лепке» (включая файлы) размещена пользователем Мария НиколаевнаГункина (УИ 220170) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД