Егорова Анастасия
Утренняя гимнастика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Гимнастика является технической основой многих видов спорта, соответствующие упражнения включаются в программу подготовки представителей самых разных спортивных дисциплин. Гимнастика не только дает определенные технические навыки, но и вырабатывает силу, гибкость, выносливость, чувство равновесия, координацию движений.
Гимнастика (от греческого "гимназо" - обучаю, тренирую) - система телесных (физических) упражнений, сложившаяся в Древней Греции за много веков до нашей эры, - служила целям общего всестороннего физического развития и совершенствования. Впрочем, существует и другая, менее убедительная, версия происхождения этого слова от греческого "гимнос" - обнаженный, так как древние занимались телесными упражнениями обнаженными.
Публикация «Утренняя гимнастика в детском саду» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Существует множество видов гимнастики : спортивная, художественная, гигиеническая, оздоровительная и другие.
История возникновения гимнастики
История развития гимнастики необычайно богата. Гимнастика как одно из средств физического воспитания имеет многовековую историю. Гимнастические упражнения были известны еще за 3000 лет до нашей эры. Гимнастика представляет собой систему телесных упражнений, направленных на обретение физической гармонии человеком. Создана эта система была в Древней Греции задолго до новой эры.
Движение как таковое может заменить все лечебные средства, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения", – так еще в XVIII веке говорил известный французский врач Тиссо. Но и намного раньше.
Вот наши далекие предки танцуют в честь огня. Танец длился часами. Так первобытный человек укреплял свое сердце, тренировал тело, готовился к длительным походам и большим нагрузкам в борьбе с окружающей его природой.
Йог тысячелетия тому назад начал стоять на голове. Над этим многие посмеивались. Оказалось же, что это гимнастика сосудов головного мозга. Во время стояния на голове кровеносные сосуды головного мозга наполняются кровью, а когда человек встает на ноги, кровь отливает. Это упражнение повторяется несколько раз, отчего стенки сосудов укрепляются и долгие годы не стареют.
У рыцарей в левой руке щит, а в правой меч. При обучении фехтованию делалось много резких движений, отчего все связки конечностей становились крепкими и гибкими, укреплялись мышцы спины, повышалась выносливость.
Человек, напарившись в бане, выскакивал голый в снег или окунался в ледяную воду. Потом опять вбегал в парильню, снова парился и опять в снег.
Думали, что это баловство, удаль, а на поверку оказалось, что и это гимнастика кровеносных сосудов всего тела. Сосуды то расширяются от тепла, то сужаются от холода, приобретая прочность и эластичность до глубокой старости. Человек, благодаря подобной физкультуре, приобретает удивительную закалку и десятки лет ходит с сухим носовым платком.
Оздоровительная и физическая направленность утренней гимнастики
Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стихами.
Утренняя гимнастика благотворно воздействует на тонус нервной системы ребенка; усилению работы всех органов и систем организма; устранение некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т. д.); оздоровлению организма в целом; развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.
Оздоровительное воздействие утреней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе и сопровождается водными процедурами (умывание, обтирание, обливание).
Оздоровительная и физическая направленность утренней гимнастики
Утренняя гимнастика проводится до завтрака, на воздухе или в хорошо проветриваемом помещении (в зависимости от экологических и погодных условий).
Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т. д., потребность в занятии физическими упражнениями.
Виды утренней гимнастики.
Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности: непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег; непрерывный бег в умеренном темпе (1,5-3 минуты); разные построения; упражнения общеразвивающего воздействия (5-7 упражнений); бег (30 секунд); подскоки на месте; непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.
Утренняя гимнастика проводится с применением общеразвивающих упражнений как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.
В практике дошкольных учреждений могут быть внесены разные варианты традиционного комплекса утренней гимнастики, отличающиеся по содержанию и методике проведения. К ним относится утренняя гимнастика игрового характера; утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий; утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек; утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями; утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.
Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности («Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или 5-7 упражнений имитационного характера («снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку», «птичка машет крыльями» и т. д.). Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются дыхательные упражнения.
Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров помогает существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки и т. д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.
Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений. Неограниченные возможности для творчества движений и разнообразие музыки.
Значение гимнастики для оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. В приобщении малышей к здоровому образу жизни особое значение имеет овладение ими основами гигиенической и физической культуры.
Задача физического воспитания детей раннего возраста – сформировать у них устойчивую привычку к систематическим занятиям физическими упражнениями. Важная роль в решении этой задачи отводится утренней зарядке. Хотя утренняя зарядка в ДОУ и непродолжительна по времени, она компенсирует до 5% суточного объема двигательной активности детей и рассматривается как важный элемент двигательного режима. Ежедневное выполнение комплекса утренней зарядки – это тот минимум двигательной активности, который должен стать элементом личной физической культуры каждого ребенка. Особое место утренней зарядки в режиме дня обусловлено той важной ролью, которую в суточном биологическом ритме человека играет переход от сна к бодрствованию, от отдыха к активной деятельности.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У малышей, систематически занимающихся утренней гимнастикой, пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят, совершенно особенные, задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия. Также она ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. Утренняя гимнастика позволяет организованно начать день в детском саду, способствует четкому выполнению режима дня.
Систематическое проведение ее под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, повышением жизненного тонуса.
Упражнения утренней гимнастики развивают мускулы, их силу, гибкость, подвижность суставов, улучшают работу координационных механизмов, влияя на воспитание правильной осанки, углубляют дыхание, усиливают кровообращение, содействуют обмену веществ. Бег, прыжки в заключение гимнастики тренируют сердце и легкие, приручая их к относительной выносливости.
Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения. Выполнение детьми физических упражнений на свежем воздухе или в чистом помещении с открытыми фрамугами, окнами в сочетании с водными процедурами (обтирание, обливание, душ) дает наибольший оздоровительный эффект: улучшает общее состояние и функциональные возможности нервной системы, укрепляет и закаляет ее, способствует уравновешению возбудительных и тормозных процессов, улучшает обменные реакции, вырабатывает иммунитет к простуде и инфекционным заболеваниям, вызывает у детей ощущение свежести, легкости, радости.