Конспект ООД «В казачьей горнице»

Ольга Пристюк
Конспект ООД «В казачьей горнице»

Конспект ООД

Тема: «В казачьей горнице»

Цель: «Коррекционно-логопедическая: активизация словаря детей по теме: «Казачество, быт, семья и традиции», учить называть родственные связи: отец, мать, брат, сестра, бабушка, дедушка; развитие связной речи; работать над развитием слухового внимания и фонематического слуха; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксами; обогащение речи детей пословицами;

Развивать и обогащать словарный запас.

Коррекционно-образовательная: расширять представления детей о жизни и укладе казачьей семьи; учить переносить новые знания в игру; развивать внимание, память, мышление.

Воспитательная: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления детей с культурой казачества; приучать детей к активности на занятии, умению слушать сверстников.

Приоритетная образовательная область – познавательная

Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

Предварительная работа с детьми: оформление «Казачьей горнице», разучивание игры «Петуху». Знакомство о жизни казаков. с казачьими обрядами и праздниками, обычаями и бытом терских казаков.

Наглядный материал, оборудование: музыкальные записи казачьих песен. мультимедийная установка, ноутбук, карта памяти с презентацией, глэчик, глиняная посуда, деревянные ложки, костюм казачки и казака.

Технологии: игровая, здоровьесберегающая, икт, личностно – ориентированная.

Словарная работа: Курень, божница, постав,глэчик, макитра, прялка, лучина.

Ход:

Логопед: Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Сегодня дети нам предстоит отправиться в путешествие. Только не в кругосветное, а в путешествие во времени. Хотите?

Дети: Да!

Логопед: Тогда закрывайте глаза, и мы вместе начинаем обратный отчёт: 5,4,3, 2,1.

Логопед: Сегодня вы прибыли сюда не зря: нас пригласили к себе в гости наши предки, казаки.

Мне хочется рассказать вам о жизни казаков.

1. Организационный момент.

Логопед предлагает детям назвать ласково: мама-мамочка, папа-папочка, сын-сыночек, дочка-доченька.

2. –Скажите, как можно назвать одним словом, о ком мы сейчас говорили? (о семье). Сейчас я покажу вам необычный портрет. Кто изображен на нём? (казачья семья: дедушка, бабушка, мама, папа, сын и дочь, брат и сестра). Как вы узнали, что на портрете казаки? (по одежде: у мужчин китель и брюки с лампасами, на голове фуражка, папаха).

– А вы знаете кто такие казаки?

О казачестве спроси –

Слава ходит на Руси.

Гордый и лихой народ

Заслужил себе почет:

Храбрость, мужество, отвагу

На плечах своих несет.

Песни звонкие поет

Посмотрите, это дом, который называется курень.

Слайд №1 (Казачий дом)

Логопед: казаки – гостеприимные и радушные люди. Гласит народная мудрость.

Кто знает, как называлось жилище казака?

Дети: хата

Главная комната («зало», отгорожена от входной двери сенями.

Слайд №4 (Божница)

В красном углу залы (левом напротив входа) божница, под нею располагается стол (всегда накрытый чистой скатертью). Вдоль стен располагались лавки.

Слайд №5 (Центр комнаты)

Здесь же была печь, стоял «постав» (шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами). В центре залы всегда стоял обеденный стол. Убранство дополняли зеркало, сундук-скрытня, кровать (стоявшая в углу, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом).

Логопед: Как вы думаете, на чём казаки готовили?

Дети: Еду готовили на печке.

Слайд №6 (Печь)

Логопед: Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Физкультминутка

Ча-ча-ча

Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши)

Печка очень горяча (четыре полуприседа).

Чи-чи-чи

Чи-чи-чи (три хлопка над головой).

Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).

Чу-чу-чу

Чу-чу-чу (закрываем, открываем, глаза)

В печку заглянуть хочу (подняли руки вверх, потянулись).

Как вы думаете, на чём спали казаки?

Дети: Казаки спали на кровати.

Слайд №7 (Кровать, лавки, топчаны)

Логопед: Взрослые спали на топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже. Кровать стала украшением куреня.

Логопед:Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

Логопед: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Логопед: А что было в каждом доме у казачки?

Дети:

Слайд №8 (Прялка, свечка, лучина)

Логопед: В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Для снятия напряжения с глаз воспитатель проводит с детьми гимнастику — офтальмотренаж «Солнышко»:

Продавало солнышко на весёлой ярмарке. (Глазами вверх — вниз).

Платья разноцветные, яркие—преяркие. (Глазами влево — вправо).

Приходил на ярмарку весёлый народ. (Поморгать глазами).

И в покупках новых кружился хоровод. (Рисуем глазами кружочки).

3. Давайте вспомним, что мы знаем о жизни этих необычных людей, я буду называть несколько похожих слов, а вы выбирайте те, которые относится к казакам.

Д/и «Не ошибись»

* жильё казаков: юрта, дом, хата

* посуда казаков: ухват, казан, кастрюля

* еда казаков: колбаса, плов, вареники

* одежда казаков: бурка, джинсы, жилетка

* оружие казаков: пушка, пистолет, шашка

* занятие казаков: охота, выращивание хлеба, плавание на корабле

4. В казачьей семье всегда главным был старший, опытный казак. Все члены семьи его слушались и уважали. Девочек приучали помогать взрослым по дому и работать на огороде. Рождению мальчиков казаки особенно радовались, их обучали военному делу с ранних лет и поэтому сразу же покупали коня. В самые тяжёлые дни для нашей страны казаки всегда стояли на защите Родины. Они смелые и отважные воины, потому что с двух лет их сажают на коней, с трёх лет учат рукопашному бою, в семь лет они умеют стрелять, а в десять рубить шашкой. Давайте вспомним с вами пословицы, которые сложил о казаках народ,

Дети рассказывают пословицы

Терпи казак - атаманом будешь.

Казаков мало не бывает.

Казак молчит, а все знает.

Хлеб да вода - казацкая еда.

Казак и в беде не плачет.

Рано утром казаков будит петух, он взлетает на плетень, хлопает крыльями и кричит «Ку-ка-ре-ку!» Давайте поиграем, но сначала выберем считалочкой водящего, который должен узнать петушка.

Сидел петух на лавочке,

Считал свои булавочки.

Раз, два, три,

А водить-то будешь ты!

Физминутка: «Петух»

Дети стоят в кругу, повторяют слова:

Утром кто зарю встречает,

Песни звонко распевает,

Казакам спать мешает?

Логопед указывает на ребёнка, выбранный петушок кричит «Ку-ка-ре-ку», а водящий отгадывает, чей голос услышал.

Логопед: Уж не загостились ли мы. В гостях хорошо, а дома лучше. Давайте закроем глаза и сосчитаем до 5

Дети: 1,2, 3,4,5.

Воспитатель: Открывайте глаза. Куда перенесла нас машина времени?

Дети: Винсады

Итог: Где же вы были?

Ответ детей: Мы были в далёком прошлом, в гостях у казаков.

Логопед: А что интересное вы узнали?

Дети: Мы узнали.

Логопед: А в жизни вам это пригодится?

Дети: Мы должны знать обычаи предков и свято хранить их.

Публикации по теме:

«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область: Вид деятельности: непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию. Возрастная группа:.

Фотоотчет о конкурсе казачьей песни в Кагальницком районеФотоотчет о конкурсе казачьей песни в Кагальницком районе 15 ноября 2017 года в Доме культуры Кагальницкого района состоялся конкурс казачьей песни «Казачатам весело, значит братцы любо». Участники.

История включения элементов казачьей культуры в музыкально-воспитательную работу дошкольных учреждений Заведующая детским садом №8 "Казачка" Алисова (Епифанова) Наталья Владимировна, занимающая свою должность с 1978 года, впервые в Апшеронском.

Комплексное открытое занятие по музейной педагогике «В русской горнице» Комплексное открытое занятие по музейной педагогике Тема: «В русской горнице»; пигра «У медведя во бору» Цель: продолжать знакомить детей.

«Тепло и уют в казачьей хате». Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 33 СТАНИЦЫ НОВОПЛАТНИРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Консультация для родителей «Быт и устои казачьей семьи» До конца IXX – начала XX веков характерно существование большой неразделенной семьи. Длительному сохранению ее способствовало особое социальное.

Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице» Сценарий праздника «Гулянье в казачьей станице» Цель: развитие у каждого ребенка системы знаний о своеобразии родного края, развитие у ребенка.

Сценарий праздника в подготовительной группе «День матери в казачьей станице» Сценарий праздника «День Матери в казачьей станице» Подготовила : музыкальный руководитель Дегтярева Галина Владимировна Сценарий для детей.

Сценарий совместного с родителями развлечения «Посиделки в горнице всей семьей» Цель: приобщение родителей воспитанников к народным традициям семейного воспитания. Задачи: • Знакомить детей с пословицами о семье..

Тематический досуг совместно с родителями в старшей группе «Русские посиделки в горнице» Цель: Приобщение детей к истокам русского народного творчества, к традициям русского народа, к народной культуре. Задачи: Обучающие: 1.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Конспект ООД «В казачьей горнице»
Опубликовано: 2 мая 2018 в 21:59
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

Фотоотчет о празднике «Бал в осеннем лесу» в старшей группе
Осенний праздник в детском саду – это море веселья и улыбок. Хоть и говорят, что осень – унылая пора, но дети, как никто другой, радуются разноцветным...
Макет дорожного движения
Актуальность: Детский дорожно - транспортный травматизм является одной из самых важных проблем современного общества. Знание и соблюдение правил дорожного...
Ковробук «Кто в книжке живет?»
Наглядно-дидактическое игровое пособие ковробук "Кто в книжке живет? " - это продукт интеграции технологий "Сказочные лабиринты игры" Воскобовича В. В. и...