Галина Лукьянова
«В мире волшебных звуков». Конспект занятия по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
• Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках;
• Учить различать звуки согласные по твердости и мягкости;
• Упражнять в звуковом анализе слов не отходя от правил:
1. произношение слова в точном соответствии с указкой;
2. интонационно выделять каждый звук;
3. изолированное называние звука и фиксация фишкой выделенного и названного звука;
4. после окончания разбора, т. е. когда заполнены все клетки схемы, прочитать, следуя действиям указки.
Публикация «„В мире волшебных звуков“, Конспект занятия по обучению грамоте» размещена в разделах
• Познакомить детей с гласной буквой А (строчной и заглавной) на фоне продолжающегося обучения звуковому анализу слов;
• Развивать фонематический слух;
• Воспитывать умение выслушивать ответы товарищей не перебивая их.
Дидактический материал:
Пособие №2 «Играем со звуками и словами», указка у доски, указки у детей, Звуковые сигналы-фишки по три на каждого ребенка (красный, синий, зеленый); цветные карандаши по 3 (красный, синий, зеленый, пеналы с фишками и буквой Аа, мяч, карточки с изображением овощей и фруктов на звук «а» и на звук «к», шапочки схемы для сказки.
Ход непосредственно-образовательной деятельности :
1. Знакомство с темой
- Ребята! Сегодня мы с вами побываем в мире волшебных звуков. Хотите поиграть со словами и звуками?
Д. : Да!
- В этой волшебной стране живут особенные звуки – волшебные, а самый главный звук - звук А. Давайте поиграем в игру с ним.
2. Игра «Передай мяч»
- Передаем мяч другому называя слово, которое начинается со звука А. Игру начинает….
- Спасибо! Молодцы, садитесь.
3. Уточнение понятий гласный, твердый и мягкий согласный звуки.
- У нас в гостях 3 звука, послушайте небольшую сказку о них. (3 ребенка изображают гласный звук, твердый согласный и мягкий согласный).
Гулял в волшебной стране звук А и пел свою песенку (ребенок поет А-А-А) и повстречались ему два звука.
- Ты кто? – спросили они его.
- Я волшебный звук А. Когда меня произносят или поют то ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Послушайте как я пою: А-а-а. А вы кто?
- Я звук согласный : строгий, твердый, отрывистый и я совсем не волшебный. Когда я появляюсь в словах, то что-нибудь да мешает то язык, то губы, то зубы (ж, р, м).
- И мне они мешают, но я –ласковый, мягкий. Вот послушайте: ль, мь, рь. А давай с нами дружить.
- С твердым, строгим я подружусь, а вот с тобой не могу. Ты поищи в друзья другие волшебные звуки (и). (Обращается к твердому и мягкому согласному).
- Давайте ребят попросим, чтобы они с нами поиграли!
Воспитатель: Спасибо вам дорогие звуки, садитесь вместе с нами и слушайте. А вот волшебная указочка к нам пришла и хочет ребят послушать в свой волшебный микрофончик. На кого покажет, тот и отвечает. Встаньте все.
4. Игра «Назови звуки»
- Ребята, назовите звуки : гласные, твердые согласные, мягкие согласные. Кто назовет, тот сядет.
- Молодцы, ребята!
5. Игра «Не ошибись!»
- А мне тоже захотелось с вами поиграть. Приготовьте звуковые сигналы. Игра «Не ошибись». Я буду называть разные звуки, а вы будете поднимать сигнал: на гласный звук – красный, на твердый согласный – синий, на мягкий согласный – зеленый.
- Молодцы! Никто не ошибся, потому что все были очень внимательны. А сейчас еще одна игра (дети встают) «Я произнесу звук, а вы хлопаете: гласный – 1 раз, согласный – 2 раза. А теперь сядьте. Это же индивидуально с каждым.
6. Игра «Поймай звук»
- А сейчас игра «Поймай звук». Если услышите волшебный звук А в ловах, то ловите его, хлопая двумя руками (воспитатель называет слова со звуком а – дети ловят- хлопают, а если нет его – молчат- не хлопают.
- Молодцы! Вика и Милана покажут вам как надо играть в игру «Услышь и назови волшебный гласный звук».
( Слова: дом, кот, мак, пир, дым, сук).
-Спасибо! А сейчас для вас еще игра «Внимательные ушки» - нужно определить место звука а в словах : утка, аист, кот, ваза, астра.
- Молодцы! Указочка мне показывает на картинки и спрашивает, а могут ли дети определить место звука а по карточкам, где изображены фрукты. :
Груша ананас абрикос
место звука к в словах : капуста, лук, тыква.
7. Динамическая пауза.
- Ребята! Вы знаете, что каждое слово - это домик. И звуки там живут и выглядывают из окошечек. Домики все разные: короткие, подлиннее, длинные с двумя окошечками, с тремя и четырьмя и т. п.). Посмотрите, как много разных домиков нарисовано на доске. Придумайте слово с тремя звуками. (Дети придумывают слова, расставляют фишки, читают слова, делают звуковой анализ слова).
- Молодцы! А сейчас поиграем в игру «Живые звуки». Альберт, ты будешь звук «м», выбирай себе шапочку с нужным кружком, Диана – звук «а» (тоже выбирает шапочку, Ваня – звук «к» (тоже выбирает шапочку). Встаньте так, чтобы получилось слово «мак».
8. Игра «Составь слово».
- Спасибо! А сейчас вам, ребята, всем задание за столом. Составьте слово из трех звуков и прочитайте его.
(Дети работают с раздаточным материалом, составляют слова из трех, звуков используя фишки (красные, синие, зеленые).
Далее дети у доски составляют слова из 4-5 звуков.
9. Знакомство с буквой А.
- Молодцы! А сейчас сложите фишки в пеналы и откройте в пособии страницу 5. Что нарисовано? Бант и Алиса. Напишите эти слова цветными карандашами. А теперь напишите фишками на столе.
А я вам принесла сегодня букву А. Она заменит гласный звук А, ведь звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. Буква А бывает маленькая или строчная, а большая или заглавная А бывает в названиях городов, имен, рек, стран, названиях людей, кличках животных. Давайте заменим гласные звуки «а» - буквами. Почему ты поставил здесь заглавную букву А? и т. д.
А теперь уберите звук «б», «н», «т», и букву «а».
- А теперь уберите букву заглавную А, звук «ль», «и», «с», и маленькую букву «а».
10. Итог. Оценивание деятельности детей.
- Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Посмотрите страницу 7. Здесь вы видите, как правильно писать букву А (заглавную и строчную). Это мы выполним в другой раз. А сейчас волшебная указка хочет узнать, что вам сегодня особенно понравилось и почему?
- Волшебная указка мне шепчет, что ей очень понравилось у нас в гостях, и она ещё не раз придет с нами поиграть. Спасибо!