Приложение МААМ

Конспект занятия «Доведение до понимания основной идеи рассказа В. Н. Крупина «День-деньской»

Бутырчик Ольга
Конспект занятия «Доведение до понимания основной идеи рассказа В. Н. Крупина «День-деньской»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: доведение до понимания детей основной идеи рассказа В. Н. Крупина «День-деньской»

Задачи:

Образовательные:

1. Продолжать знакомить детей с литературным жанром - рассказ, пополняя их словарный запас.

2. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа и пониманию его основной идеи.

Развивающие:

1. Развивать умение слушать и понимать литературный текст.

2. Развивать коммуникативные навыки, умение общаться со сверстниками и взрослыми.

3. Развивать слуховую память, мышление.

Воспитывающие:

Публикация «Конспект занятия „Доведение до понимания основной идеи рассказа В, Н, Крупина „День-деньской“» размещена в разделах

1. Воспитывать любовь, желание, заботиться о домашних животных.

2. Воспитывать нравственные качества: ответственность, желание оказывать помощь, быть активным участником домашних дел.

Оборудование: мольберт, портрет В. Н. Крупина, книга «Иван-крестьянский сын»;

изображения домашних животных: коровы, теленка, козленка, собаки, кур; карточки: сено (трава, вода; сено (трава, молоко; сено (трава) зерно, молоко; косточка, молоко; зерно, вода.

Ход:

Дети располагаются полукругом. Воспитатель предлагает послушать стихотворение о маленьком помощнике:

Мама будит по утрам,

Спать кладёт по вечерам,

Варит нам обед, стирает,

А сама не отдыхает.

Трудно делать всё одной.

Я не маленький, большой.

Свою маму берегу,

Помогаю, чем могу.

В тазике стирал штаны,

Помогал ей печь блины,

Овощи порезал к щам,

Ух, устал, всё делал сам.

Воспитатель: Кто и как из вас, дети, помогает дома маме, папе, дедушке или бабушке?

(ответы детей)

А вот о том, как мальчик Ваня помогает своей семье и как проходит его день, мы узнаем из рассказа Владимира Николаевича Крупина, он написал много детских интересных рассказов. Посмотрите на его портрет.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов Владимира Николаевича, он называется «День-деньской».

Воспитатель читает рассказ В. Н Крупина «День-деньской»

В. Крупин «День-деньской»

Ваня ходит по двору, смотрит, все ли в порядке. Ведь он — хозяин. О нем так и говорят: «Наш хозяин». Ваня думает, что лучше его называть помощником. Он помогает подметать двор, пилить дрова и укладывать их, носит корм курицам и козленку. За это его хвалят. А вот если бы Ваня был действительно хозяином, он бы многое переделал. Самое главное, переделал бы весь хлев.

В хлеву четыре отделения. Одно, самое большое, для коровы. Корову зовут Декабринка, родилась в декабре. Другое отделение, поменьше, для теленка, его зовут Февралик. Еще в хлеву загородка для кур и совсем маленькое помещение для козленка Прыгуна.

Тут многое несправедливо. Ваня ни разу не видел, чтоб корова гуляла по хлеву, она всегда стоит и жует. И когда корм дают — стоит, и когда ее мама доит — стоит, и когда Коля хлев чистит — тоже стоит. «Хоть бы подвинулась!» — говорит ей Коля, но Декабринка стоит. Ну так вот, если корова все время стоит, зачем ей такое огромное пространство? Отдайте его теленку и козленку! Они так страдают без простора.

Особенно Ване дорог козленок Прыгун. Он, как и попугай, считается Ванечкиным, но, по крайней мере, его кормить разрешают. Этого козленка купил сам Ваня. Они ездили с папой в поселок на мотоцикле, там продавали козлят, и Ваня как вцепился в папу, так и не отпускал, пока папа не купил козленка. Такого беленького, такого крохотного, такого пушистого, прямо лучше кого угодно. Когда ехали обратно, Ваня сидел в коляске и держал козленка в руках. Он вспоминал сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку и думал, что это не козленок, а заколдованный мальчик. Вот он расколдуется, и они будут вместе играть.

Но козленок не расколдовался, а прыгать сильно любил, прыгал очень высоко. Назвали Прыгуном и заперли в хлев. Запирал его папа. При этом приговаривал так, что Ваня чуть не плакал:

— Отсюда не выпрыгнешь!

В хлеву Прыгун не остался маленьким и пушистым, стал серым и длинноногим. Сосед Санька пришел его посмотреть и спросил Ваню:

— Он у тебя на ходулях, что ли?

Но этого Саньку лучше не слушать. Он хвастун, он всегда хвастает.

— У нас, — говорит он, — машина, а у вас только мотоцикл.

«Ну и что? — думает Ваня. — Зато на мотоцикле в шлеме ездят, а в машине нет».

Еще Санька хвастает, что у него отдельная комната.

«Зато у меня дедушка», — думает Ваня.

С Санькой спорить бессмысленно. «Двоечник он, — говорят о нем мама и бабушка, — а ты, Ванечка, не связывайся с ним, в школу пойдешь, учись хорошо».

Во дворе бегает собака Буська. Ваня начинает играть с ней, потом помогает дедушке отнести в баню дров на завтра.

Наступает вечер. Приходит мама. Проверяет отметки у Коли, спрашивает, что и как ела Лена, а на Ваню только быстро посмотрела, и все. Зато папа приносит колесико для тачки, и они мечтают, как летом сделают тачку. Все садятся и ужинают. Мама и папа говорят о работе. Мама — зоотехник, папа — механизатор.

— Забыли Цезаря! — кричит попугай. — Цезарь красавец!

Но его не забыли. Клетку его завешивают платком, ему пора спать. Пора спать и Лене, и Ване пора спать. А Коле разрешают еще посидеть.

Наконец-то к Ване приходит мама, гладит его по голове и совсем не строго спрашивает:

— Ты зачем Цезаря кормил? А Буське зачем мясо выносил? Она — собака, ей хватит косточки.

— Она хорошая собака.

— Но и хорошей тоже хватит косточки.

— Мама, давай играть.

— Поздно уже, я устала, надо еще бабушке помочь.

— Ну немножко, ну самый маленький разик. Давай: ты кошка, а я мышка.

— Я — кошка.

— Ой, боюсь-боюсь! А теперь ты — лев, а я — обезьяна.

— Я — львица.

— Ой, боюсь-боюсь! А теперь ты — слон, а я — тигр.

— Я — слон!

— Ой, боюсь-боюсь! А теперь ты — ракета, а я — самолет.

— Миленький Ванечка, спи. Спи, братец Иванушка. Мне еще надо к сестрице Аленушке.

— Ты ее больше любишь.

— Я вас всех люблю, — говорит мама, — но Леночка маленькая.

Перед самым сном на минуточку к кроватке заглядывает папа, и они говорят о том, что быстрее едет: мотоцикл или машина? Конечно, мотоцикл!

И Коля, выключив телевизор, щелкает Ваню по лбу. Но совсем не больно. Он хороший, Коля, он сильнее Саньки.

И Ваня засыпает. И уже не слышит, как дедушка поправляет ему подушку, как бабушка подтыкает одеяльце.

Луна потихоньку светит на белый снег и в окно. Она тоже хорошая.

Вопросы по содержанию и пониманию текста

1. Как называется произведение, которое мы читали? («День - деньской»)

2. Как вы думаете, какого оно жанра? Что это: сказка, рассказ или стихотворение? (Рассказ, потому что написан не в стихах и в нем нет волшебства).

3. Кто помнит, какие домашние животные упоминаются в рассказе и как их зовут?

(Корова – Декабринка, телёнок– Февралик, козленок - Прыгун, попугай – Цезарь, собака – Буська)

4. Почему дали корове, теленку, козленку такие клички?

(Корова родилась в декабре, теленок родился в феврале, а козленок – любил прыгать)

5. А что вы можете сказать о характере Вани? Какой Ваня? (Добрый, потому что любит свою семью и животных; заботливый; работящий)

6. Можно ли сказать, что у Вани богатая фантазия? Почему? (Он думал, что козленок – это заколдованный мальчик и т. д.).

Послушайте еще раз, как пишет автор: «Когда ехали обратно, Ваня сидел в коляске и держал козленка в руках. Он вспоминал сказку про сестрицу Аленушку и братца Иванушку и думал, что это не козленок, а заколдованный мальчик. Вот он расколдуется, и они будут вместе играть».

7. Можно ли назвать Ваню работящим? (Да) Давайте посчитаем (загибаем пальчики, сколько полезных дел за день переделал мальчик Ваня? (1- подметает двор, 2- помогает пилить дрова, 3 - укладывает дрова в поленницу, 4- носит корм курицам и козленку, 5- помогает дедушке отнести дрова в баню, 6- успевает поиграть с собакой Буськой).

8. Ребята, Ваня так много работает, помогает взрослым. Как вы думаете, нравится ли Ване его жизнь? (Да) Почему вы так думаете?

Правильно, ребята, конечно, нравится. Ему нравится помогать родным, он бы так и назвал себя помощником, а не хозяином, как называют его взрослые.

9. Ребята, а что вы можете сказать о семье Вани? Какая она? (Счастливая, дружная). Почему вы так думаете? (Они вместе проводят вечера, садятся ужинать, говорят о работе, Ваня с папой мечтают сделать тачку (ручную тележку) для перевозки грузов, играют, обсуждают с папой, что быстрее едет мотоцикл или машина)

Если дети затрудняются ответить, то задается вопрос: Семья Вани интересно проводит вечера, чем они занимаются, когда все собираются вместе?

10. Кода ваша семья собирается вечером вместе, чем вы занимаетесь?

11. Да, Ваня живет в хорошей, дружной, счастливой семье, как и вы. Есть такая народная мудрость, поговорка «На что и клад, коли в семье лад». Как вы ее понимаете? (Ответы детей). Правильно, не нужно никакого богатства, если есть семья и в ней все хорошо.

Как вы думаете, Ваня понимает, что семья дороже всякого богатства? (Ответы детей).

Давайте вспомним вместе, как про это написано в рассказе. Помогите мне досказать нужное слово (воспитатель читает, перед словом «дедушка» делает паузу):

«Еще Санька хвастает, что у него отдельная комната.

«Зато у меня … (дедушка)», — думает Ваня».

12. Ребята, как вы думаете, почему рассказ так называется «День – деньской»? (Потому что в нем рассказывается о событиях одного дня)

13. А сколько дел вы успеваете сделать за выходной день?

14. Ребята, а понравился ли вам рассказ? Если да, то чем?

Воспитатель: я предлагаю поиграть.

Физминутка «Игра в стадо».

Совершенствование навыка правильной голосоподачи. Координация речи с движением. Развитие подражательности и творческого воображения.

Воспитатель:

Мы вчера играли в стадо, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

И рычать нам было надо.

Мы рычали (Рычат.)

И мычали, (Мычат.)

По-собачьи лаяли. (лают)

Не слыхали замечаний Ирины Ивановны (Продолжают идти по кругу)

А она сказала строго: (останавливаются)

— Что за шум такой у вас?

Я детей видала много,

Таких вижу в первый раз.

Мы сказали ей в ответ:

— Никаких детей тут нет! (отрицательно качают головами)

Мы не Пети и не Вовы, (загибают пальцы на левой руке)

Мы собаки и коровы. (загибают пальцы на правой руке)

А она в ответ: (дети идут по кругу друг за другом)

— Да что вы!

Ладно, если вы коровы,

Я тогда — пастух.

И прошу иметь в виду:

Я коров домой веду. (А. Барто)

Игра «Кого чем угостим?».

Совершенствование грамматического строя речи (образование форм винительного и творительного падежей имен существительных). Развитие мышления, зрительного внимания.

Воспитатель. В рассказе Ваня помогает ухаживать за домашними животными, кормит их. Я хочу проверить, знаете ли вы, чем нужно кормить домашних животных. Выберите угощение для животного, укрепите его рядом с животным, ответьте на вопрос: «Кого и чем вы накормите?»

1-й ребенок. Я накормлю корову сеном и напою водой.

2-й ребенок. Я накормлю теленка сеном и напою молоком.

3-й ребенок. Я угощу козленка сеном и зерном и напою водой.

4-й ребенок. Я накормлю косточкой и напою собаку молоком.

5-й ребенок. Я насыплю курам зерна и напою водой.

А сейчас мы проверим, правильно ли вы накормили и напоили животных. Сравним

(карточка «домашние животные и их корм»)

Воспитатель:

Замечательно мы с вами провели время. Вспомните, с каким рассказом мы сегодня познакомились? Кто его автор?

Мне тоже, как и вам, очень понравился рассказ, потому что он о хорошей, дружной семье, в которой растет замечательный мальчик Ваня. Ваня очень любит своих близких и с удовольствием им помогает.

Я предлагаю вам выбрать понравившуюся раскраски с домашними животными или где изображена семья и раскрасить их.

Какие вы молодцы! Хочу пожелать вам быть такими же трудолюбивыми, заботливыми, как мальчик Ваня.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению рассказа А. Митяева «Почему Армия родная?» Задачи. Уточнить и обобщить представления детей об Армии, о родах войск. Воспитывать уважение и любовь к защитникам отечества, чувства гордости.

Конспект занятия по обучению пересказыванию «Пересказ рассказа Л. Толстого «Хотела галка пить» .

Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик»Конспект занятия по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик» Конспект по развитию речи. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик». Цель: Развитие связной монологической речи Задачи: Развивать.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Составление рассказа по картине» Цель. Расширить представления детей о жанрах изобразительного искусства. Программное содержание. Образовательные, развивающие, воспитательные.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Составление рассказа на предложенную тему» Тема: Составление рассказа на предложенную тему. Задачи: учить детей составлять рассказ на предложенную тему; учить сравнивать предметы,.

Конспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментированияКонспект занятия по составлению рассказа по картине «Пожар» с элементами экспериментирования Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию с элементами экспериментирования. Составление рассказа по картине «Пожар» Задачи:.

Конспект занятия в младшей группе. Составление описательного рассказа по картине «Коза с козлятами» Образовательные области: «Речевое развитее», «Познавательное развитие». Задачи: 1. Закреплять умение детей составлять описательный рассказ.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Составление рассказа: Признаки весны» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Конспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опытаКонспект НОД. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта Цель: Развивать у детей умение выразительно пересказывать текст точно, последовательно Задачи: связная речь: учить пересказывать текст.

Конспект занятия «Придумывание завершения рассказа «Как Миша варежку потерял» Тема: Придумывание завершения рассказа «Как Миша варежку потерял». Цель: Образовательные: - учить детей развивать сюжет предложенный воспитателем;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Доведение до понимания основной идеи рассказа В. Н. Крупина «День-деньской»
Опубликовано: 29 сентября 2021 в 16:54
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Доведение до понимания основной идеи рассказа В. Н. Крупина «День-деньской»» (включая файлы) размещена пользователем Бутырчик Ольга (УИ 2004858) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД