Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста

анна логинова
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста.

Выполнила:Логинова Анна Анатольевна.

В последнее время в системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образование и воспитание детей. Однако проблема социального воспитания детей и приобщение к народной культуре путем художественного- эстетического развития с позиции кординальных изменений в общественном сознании практически не затрагивается. Актуальность этого вопроса подчеркивается и нормативными документами, регламентирующими работу ДОУ.

Социализация — процесс и результат усвоения ребенком социального опыта. В результате социализации ребенок становится культурным, образованным и воспитанным человеком.

Патриотизм -это чувство любви к Родине. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Народ- социальная группа, членов которой обьединяет этническое самосознание которое формируется на основе его представлений о своем происхождении, генетической связи с другими представителями этой группы.

Русский народ- это единая совокупность людей, имеющюю русскую национальность. (в простонародье- русский народ) .

Якутский народ- Якуты (среди местного населения распространено произношение — якуты; самоназвание — якут. саха; мн. ч. ураанхай сахалар, айыы аймага) — народ, коренное население Якутии. (нация) .

Национальная Культура- объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных друг с другом кровно -родственными отношениями. Условием существования национальной культуры является возникновение письменности языка.

Русский и Якутский народ не может терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским, якутским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, рукоделии именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской и якутской культуре были отрывочны и поверхностны. Эти пробелы могли быть восполнены участием в фольклорных праздниках, посещениями разнообразных выставок народного искусства, в музее - краеведческих экспозиций. Однако для воспитанников детского сада это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая грамотная переработка материала.

Задача педагога дошкольного учреждения усложнилась многократно, что связано как с объемом содержания предлагаемого детям материала, так и с отбором методических приемов, способных в полной мере донести это содержание до дошкольника и сделать занятие интересным, незабываемым.

Таким образом, возникло противоречие: с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с историей русского и якутского народа, его обычаями и традициями, формирование у детей чувства патриотизма и социализации, и с другой - отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.

Организация проекта.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2013 по май 2015 г.)

Цель проекта:

создание условий для системного, целостного освоения детьми традиционной культуры русского народа и народа республики Саха (Якутии) ;

Задачи проекта:

Познакомить детей с особенностями фольклора, культурой якутского и русского народа; развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно – оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте; обогащать и активизировать словарный запас детей; дать понятия о традиционных качествах характера якутского и русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте и т. д. ;

прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать социально-патриотические чувства;

Методы исследования реализации проекта: Беседа, рассказ, НОД, чтение художественной литературы, изготовление панно, кукол в русском и якутском стиле, игра, экскурсии.

Результат: Сформировать интерес к устному народному творчеству, способствующему развитию патриотических чувств и социализации в обществе, обогатить и активизировать словарный запас, создать мини-музей «Русский и Якутский быт».

Подготовительный этап.

Содержание работы Сроки

1) Консультация с родителями «Мини-музей в детском саду» Сентябрь.

2) Проведение бесед с родителями о создании музея в группе.

3) Определение темы, названия музея, разрабатывание его модели, выбор места для его размещения.

Практический этап.

Содержание работы Сроки

1) Создание мини-музея в группе. Октябрь-ноябрь.

2) Сбор экспонатов для музея.

3) Разработка экскурсий и мероприятий.

4) Пополнение музея экспонатами. В течение года.

Внедренческий этап.

Содержание работы Сроки

1) Торжественное открытие мини-музея. Декабрь.

2) Экскурсии.

3) Приглашение гостей.

4) Проведение образовательной деятельности в музее.

5) Создание презентации и альбома мини-музея. Апрель-май.

Тематический план образовательной деятельности в мини-музее.

Тема Образовательные области Цель образовательной деятельности Сроки

«Знакомство с русской избой и якутским чумом» Социально-коммуникативное,

Речевое. Знакомить с традиционно-бытовой культурой русского, якутского народа. Расширять активный словарь словами: изба, горница, каравай, чум, оладьи,

Сентябрь

«К бабушке Варварушке в гости на оладушки, а к бабуле Сэрбике на керчях в кытыйа» Речевое, познавательное. Знакомить с предметами быта в избе, их значением и назначением. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережного отношения к ним.

Октябрь

«Народная игрушка – матрешка и якутяночка» Познавательное, речевое, художественно-эстетическое Знакомить с русской и якутской народной игрушкой (матрешкой, якутяночкой) как символом русского и якутского народного искусства.

Ноябрь

«Волшебная дудочка и хомус.» Речевое, художественно-эстетическое Знакомить с русским. якутским народным музыкальным инструментом. Обогащать словарный запас. Учить различать инструменты по типу: ударные, духовые, струнные. Развивать интерес к русским и якутским народным инструментам.

Декабрь

«Эх, лапти мои, лапти липовые. Киянчи Киянчи меховые мои…» Физическое, речевое, познавательное, художественно-эстетическое Формировать потребность в познании рукотворного мира. Развивать связную речь. Воспитывать уважение и восхищение мастерством человеческих рук.

Январь

«Наша изба – на славу хороша» (посиделки, развлечение) художественно-эстетическое, физическое, речевое. Закрепить знание о русской и якутской избе, быте русского, якутского народа. Привить любовь к родному краю, народу, к самобытной красоте жизни наших предков.

Февраль

«Великий праздник Пасха» Речевое, познавательное, социально-коммуникативное Знакомить с народным обрядовым праздником Пасхой, обычаями, традициями. Ввести в словарь новые слова и их значения.

Март

«Народная игрушка кукла-самоделка» Познавательное, художественно-эстетическое речевое. Знакомить с процессом изготовления куклы-самоделки, закрутки, их роли в жизни человека. Развивать интерес к народной игрушке, желание изготовить игрушку самостоятельно.

Апрель

«Госпожа Масленица и Праздник солнца (Ысыах)» Речевое, познавательное, художественно-эстетическое физическое, социально-коммуникативное. Знакомить с традициями русского и якутского народа (обрядовым праздником) «Масленица, Ысыах». Развивать речь, заучивая заклички, поговорки.

Май.

Вывод.

По окончании проекта деятельность в выбранном мною направлении, будет продолжена. Мини-музей «Русский, Якутский быт» будет использоваться для проведения различных занятий, на которых дети воспитываются нравственно, духовно и приобретают первоначальные азы патриотизма и социализации. Так же хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получаю здесь положительные эмоции, учатся воображать.

Своим опытом по воспитанию социально-патриотических чувств у детей в процессе создания мини-музея и работы с ним я планирую поделиться с коллегами. Такими способами, как демонстрация тематического планирования, альбомами, созданными в процессе реализации проекта. В июне планируется начать работу с детьми по знакомству с родным селом, как малой Родиной.

Список литературы.

1. Ветохина А. Я., Дмиренко З. С, Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. -СПб.: ООО Издательство «Детство – ПРЕСС». 2011-192с.

2. Газзаева З. Ш., Абрамочкина О. Ю. Воспитание ценностных ориентиров личности дошкольника. // Управление ДОУ. – 2010.№ 7. - 97с.

3. Доможакова Т. И. Воспитание патриотизма у детей старшего дошк. возраста: // Управление ДОУ. – 2006. - № 8. – 80с.

4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64с.

5. Качанова И. А. Роль народных игр в патриотическом воспитании. // Управление ДОУ. - 2010 № 7. – 70с.

6. Жирякова И. В., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику. //Управление ДОУ. -2008.-4.-с. 77

Прикреплённые файлы:

muzei_sor05.pptx | 1769,62 Кб | Скачан: 54
 
Публикации по теме:

Что такое арт-терапия в системе образования и воспитания. Арт-терапия — терапия искусством — возникла на основе идей Фрейда и Юнга, которые разработали способ лечения психиатрических заболеваний.

Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ Содержание: Введение 1. Дошкольная образовательная организация в системе образования РФ 2. Основные задачи организации дошкольного образования.

Хореографическое искусство в системе дошкольного образования Хореографическое искусство в системе дошкольного образов Хореографическое искусство – это самостоятельная форма, где по-новому соединились.

Игра в системе дошкольного образованияИгра в системе дошкольного образования Главная задача дошкольного учреждения в области обучения состоит в том, чтобы начиная с раннего возраста, наряду с передачей детям знаний,.

Информационные технологии в системе мониторинга качества образования в ДОУ Тема: Информационные технологии в системе мониторинга качества образования в ДОУ МДОУ д\с №5 «Тополёк» Учитель-логопед Злобина А. А..

Обобщение опыта работы ДОУ «Духовно-нравственное воспитание в системе дошкольного образования в контексте ФГОС» Слайд 2 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому.

Педагогическое эссе «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас» «Какие изменения происходят в системе дошкольного образования сейчас…» «Система – это не простая сумма или даже совокупность элементов,.

Перспективное планирование по экологии в средней группе в системе дополнительного образования Перспективное планирование по экологическому воспитанию в средней группе на второе полугодие в системе дополнительного образования ЯНВАРЬ.

Повышение компетенции педагогов в области здоровьесберегающих технологий в системе дошкольного образования Одним из ключевых направлений развития общего образования в Российской Федерации, является здоровье подрастающего поколения. Перед системой.

Проектный метод в детском саду. Современные инновационные технологии в системе дошкольного образования Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 16 марта 2016 в 15:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...