Маргарита Алборова
Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей.
▼ Скачать + Заказать документы
Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению
школьной дезадаптации.
«Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей-дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»
Психолог В. С. Мухина.
Проблема. В современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной личности. И одним из условий успешности дальнейшего образования в школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Исходя из этого встает вопрос, каким же должно быть взаимодействие семьи и ДОУ?
Публикация «Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей,» размещена в разделах
- Адаптация и дезадаптация школьников
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Психология школьников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Для поиска путей решения данной проблемы психологической службой прогимназии «Интеллект» был создан проект «Первоклассный родитель». В нем принимали участие родители воспитанников двух подготовительных групп, а также двух 1-х классов. Проект реализовывался в течение двух лет: в 2011-2013 годах, и в текущем учебном году также находится в процессе реализации.
Цель проекта: Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Выявить и обозначить вопросы, проблемы возникающие при подготовке в школу, которые вызывают наибольшие затруднения у родителей.
2. Разработать программу партнерства семьи и ДОУ по психопрофилактике школьной дезадаптации.
3. Мониторинг динамики уровня школьной дезадаптации.
Проект реализовывался в три этапа:
1. Исследовательский;
2. Экспериментально – практический;
3. Аналитический.
На протяжении одного этапа решалась одна из поставленных задач, в частности:
Исследовательский этап:
1. Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению. Формулирование выводов.
2. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, обработка результатов, выводы.
Экспериментально – практический этап:
Разработка и внедрение программы для родителей воспитанников подготовительных групп «На пороге школы».
Аналитический этап:
1. Подведение итогов программы.
2. Проведение мониторинга динамики уровня школьной дезадаптации.
Следует отметить, что аналитический этап начинается в мае и продолжается в сентябре следующего учебного года, когда выпускники ДОУ, с родителями которых проводилась работа по проекту, поступают в 1 класс. Прогимназия «Интеллект»- учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такая форма организации аналитического этапа целесообразна так как дошкольное и школьное отделение работают в тесной преемственности. А с точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, то есть общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.
I. Исследовательский этап:
Анализ анкет показал, что родители имеют определенные теоретические знания о подготовке ребенка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребенка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.
Таким образом, на исследовательском этапе, по итогам анкетирования сделали следующие выводы:
1. Необходимо конкретизировать представления родителей об уровне подготовки детей к обучению в школе.
2. Наибольшие затруднения у родителей вызывают вопросы развития:
- волевых качеств личности ребенка;
- умений элементарно рассуждать, делать умозаключения;
- внимания, воображения, речи.
II. Экспериментально – практический этап:
Программа «На пороге школы» для родителей детей подготовительных групп.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
-Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
-Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
-Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
-Помочь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.
План мероприятий реализации программы:
№ Тема Методы, приемы Время
1 Что такое психологическая готовность к школе? Анкета “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?” 1 занятие
2 Общий взгляд на задачи начальной школы
Мотивационная готовность Групповое обсуждение
Практикум 1занятие
1занятие
3 Три кита общения:
1. Безоценочная коммуникация Беседа
Тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?” 1занятие
1занятие
4 «Проблемы адаптации к школе - взгляд после…»
Моделирование игровых и проблемных ситуаций. Родительская гостиная по обмену опытом с участием родителей первоклассников.
1 занятие
5 Три кита общения:
2. Признание чувств
3. Право выбора Деловые игры
Дискуссия 2занятия
6 Интеллектуальная готовность Игры, ТЕСТ “Готов ли ребенок к школе?” 2 занятия
7 «Требования к выпускнику ДОУ по ФГТ» Мастер-класс 1 занятие
8 Подведение итогов программы, консультации Анкета 1 занятие
Планируемый результат работы по данной программе адаптации:
Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.
Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.
Психолог – приведение в систему работы по данной проблеме.
Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.
III. Аналитический этап:
С целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, проводится мониторинг, что позволяет сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Мониторинг динамики процесса школьной дезадаптации :
Дата Уровень адаптации
Высокий Средний Ниже среднего Дезадаптация
Сентябрь 2012г. 28% 45% 12% 15%
Сентябрь 2013г. 40% 37% 16% 7%
Сентябрь 2014г. 36% 44% 11% 9%
Вывод: Мониторинг уровня дезадаптации позволяет сделать вывод о том, что за период реализации проекта процент детей с дезадаптацией в 1-х классах не увеличился, что свидетельствует об эффективности мероприятий проекта. Повышение родительской компетентности в подготовительной группе ДОУ плодотворно сказывается в дальнейшем на успешность адаптации в школе.
М. А. Алборова – педагог-психолог
ГБОУ прогимназия «Интеллект» г. Владикавказ