Папки-передвижки

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности

Татьяна Фуфалдина
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…»

В. А. Сухомлинский

Современный мир постоянно меняется, что приводит к физическим, психическим, культурным изменениям в жизни каждого человека. Поэтому, самой актуальной проблемой на сегодняшний день, является укрепление здоровья детей.

Публикация «Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности» размещена в разделах

Хочу поделиться своим педагогическим опытом в области валеологического воспитания детей дошкольного возраста посредством художественно - творческой деятельности. Валеология – это наука изучающая здоровье человека и способы его сохранения и укрепления. (в переводе с лат. Vale - будь здоров + logos - наука)

Формирование валеологической культуры у детей – это комплексный процесс, который включает в себя получение знаний по валеологии, использование различных методов работы с детьми и информирование родителей о важности валеологического воспитания.

Основатель отечественной микробиологии и медицины, Илья Ильич Мечников, впервые подчеркнул важность валеологического воспитания и определил его основные принципы - выбор в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

Исследования подтверждают, что здоровье человека зависит от многих факторов, но лишь на 7 - 10% оно определяется наследственностью, на 10- 15% - состоянием окружающей среды, а на 50 - 55% образом жизни. Поэтому так важно уделять внимание валеологическому воспитанию с раннего возраста.

Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Кабанов, В. И. Сыренский, А. Г. Татарникова, представлений дошкольников о себе, как о представлениях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (В. Г. Алямовская, Л. Н. Лагутеина и др.). Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

Как же укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Используя различные формы работы, нужно совместно с родителями решить эти и другие вопросы.

Обозначив для себя проблему, я поняла, что нужно создать определенные условия, необходимо погружение ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни, без их декларирования взрослыми.

Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью.

Основная цель моей работы: Воспитание у детей валеологической культуры; создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.

Для достижения этой цели я наметила решение следующих задач:

1. Изучить теоретико-методические аспекты воспитания валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2. Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении

3. Дать детям доступные возрасту знания о рождении развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья;

4. Способствовать формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

Основные этапы и направления в работе.

Для правильного формирования валеологической культуры у детей дошкольного возраста необходима определённая система знаний и умений, которые ребёнок получит в процессе своей деятельности.

Основное требование, чтобы не допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей, способствовать его повышению. Использовать систему работы включающей: физкультурно - оздоровительные мероприятия, гигиенический режим, психологический климат, индивидуализацию всех режимных моментов, сотрудничество и взаимодействие специалистов дошкольного учреждения и родителей.

1. Первым этапом моей работы стало изучение нормативной базы по данной проблеме, ознакомление с опытом работы педагогов других дошкольных учреждений. Сдача мной лично норм ГТО.

Диагностика показала, что у воспитанников недостаточный объем знаний по вопросу укрепления своего здоровья. Они мало знают о внутренних органах человека, о причинах нарушений осанки.

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста может быть успешно реализовано через разнообразные формы художественно - творческой деятельности.

Начала работу над созданием и пополнением развивающей среды по воспитанию валеологической культуры у дошкольников. Ведь развивающая среда - это окружение, с которым ребёнок вступает в контакт, реагирует, взаимодействует. В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей предметно-пространственная среда обеспечивает право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие. Пополнила в группе центр двигательной активности, оснащённый атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений. Старалась разместить оборудование так, что бы дети могли подойти к нему с разных сторон, не мешая друг другу.

Так же оформила центр здоровья, где разместила дидактические игры по валеологии.

Необходимую литературу; видеоматериалы созданные педагогами и родителями; папки-передвижки; уголок тишины и покоя, где ребёнок может отдохнуть и расслабиться, побыть наедине с собой. Я старалась создать валеологически развивающую среду с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать её в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Характер моего взаимодействия с ребёнком в валеологической среде детского сада определяю как педагогическую поддержку: поддерживаю ребёнка, направляю его и помогаю ему активно использовать среду в решении обозначенных задач.

2. Выработать оптимальные формы и методы работы по формированию валеологической культуры в дошкольном учреждении. Дать детям доступные возрасту знания о рождении развитии человека, об устройстве организма, путях сохранения и укрепления здоровья;

В содержании работы по валеологическому воспитанию значительное место занимают проведение занятий с детьми различного характера: познавательные, развивающие, интегрированные, сюжетные, театрализованные, фольклорные, музыкально-ритмические и т. д.

Игра

Разумеется, проведение с детьми одних занятий недостаточно для формирования у детей валеологической культуры. Поэтому задачи валеологического воспитания решаю во всех видах деятельности.

Известно, что игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Игры являются неотъемлемой частью воспитания детей разного возраста. Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности,

любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Задача игр - укреплять здоровье детей, закреплять и совершенствовать их двигательные навыки. В ходе подвижных игр ребята учатся побеждать среди равных по силе и сноровке, проявлять внимание к младшим. Поэтому так важно использовать интересные, разнообразные игровые ситуации, закрепляющие дружеские взаимоотношения, взаимопонимание. Стараюсь подбирать подвижные игры различные по тематике, то есть игры с определённым сюжетом, игры с двигательными заданиями, игры с соревновательными моментами.

Сюжетно-ролевая игра способствует формированию навыков и привычек здорового образа жизни. Ребенок поступает в игре нравственно, потому что взятая на себя роль взрослого побуждает действовать определенным образом. В процессе творческих сюжетно- ролевых игр с валеологической тематикой дети накапливают опыт положительного отношения к окружающим.

Игра - источник формирования социального сознания ребенка. С помощью игры идет действенное освоение знаний о жизни взрослых, событиях, происходящих в стране, о нормах поведения.

Изобразительная деятельность

С целью создания единой системы валеологического воспитания детей старшего дошкольного возраста, наряду с игровой, широко использую так же возможности изобразительной деятельности ребят. В процессе изобразительной деятельности уточняются и закрепляются знания детей о ЗОЖ, полученные ими в процессе рисования, лепки и аппликации, рассматривания картин, позволяет детям проявить свою индивидуальность и выразить свои чувства и мысли через свои работы. Это помогает им лучше понять и осознать свои эмоции и ощущения, а также научиться управлять ими.

Художественное слово

На протяжении веков создавались народом традиции здорового образа жизни.

Детские потешки являются своеобразным методом телесной терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, а как следствие, и речи ребенка, закреплению полезных привычек. Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;

Игры пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;

Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Художественное слово, детская книга - важное средство воздействия на детей. Поэтому кроме бесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко использую художественную литературу. Книга, действует на детей идейностью своего содержания, художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытом детей, делаются несложные обобщения. Просмотр фото и видео материалов.

Театр

Одно из главных мест в образовательном процессе занимает театральная деятельность. Используем теневой, кукольный и пальчиковые театры, прослушивание аудиозаписей. В группе организуем театральные представления.

При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение, учитываю настроение детей.

От меня зависит эмоциональный настрой на занятиях, при проведении игр и т. д., поэтому с детьми стараюсь быть искренней, эмоционально открытой, артистичной.

Прогулки

Одной из самых эффективных форм работы с дошкольниками в данном направлении являются экскурсии и прогулки. Закаливающее действие температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой - всё это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психологическое состояние ребёнка. Непременным условием успешного развития и воспитания детей на свежем воздухе является одновременное сочетание необходимых структурных компонентов:

-разнообразные наблюдения;

-дидактические занятия;

-трудовые действия;

-подвижные игры и игровые упражнения.

Для обеспечения высокого оздоровительного эффекта, нужно:

- не допускать сокращение времени пребывания на открытом воздухе,

- обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.

Распорядок дня

Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный распорядок дня дают свои результаты: мои дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Соблюдаем все режимные моменты. Дети получают необходимую информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Закрепляем навыки гигиены и самообслуживания. Таким образом, каждый режимный момент для меня это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми. Для детей это просто необходимая и увлекательная деятельность, в результате которой мои воспитанники начинают осознавать : почему именно так надо умываться, чистить зубы, мыть руки, зачем нужны сон и зарядка, проветривание помещения, прогулки, почему надо прямо стоять и сидеть, аккуратно есть, пользоваться салфеткой, полоскать рот.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены даю детям различные поручения, например, назначаю дежурных для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания, - единство требований со стороны взрослых. Ребёнок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, его помощником и конечно в семье.

Так, шаг за шагом ребёнок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять её. Неизменно в режиме дня присутствует утренняя гимнастика, прогулки с включением подвижных игр, пальчиковая гимнастика, физкультминутки и паузы, эмоциональные разрядки, релаксация, спортивные досуги, развлечения, праздники, проведение дней здоровья и недель здоровья и подвижные игры.

При проведении этих форм работы с детьми всегда используем музыкальное сопровождение, которое повышает интерес дошкольников, способствует эмоциональному настроению. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.

Закаливание

Важную роль в укреплении здоровья играет закаливание. При условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определённую систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. В своей группе используем такие методы закаливания как:

-ежедневные оздоровительные прогулки на свежем воздухе;

-многократное мытьё рук, умывание в течении дня прохладной водой;

-полоскание рта после приёма пищи, водой комнатной температуры;

-воздушные ванны и ходьба босиком во время переодевания.

Такая организация закаливания не требует специальных условий, времени. Закаливающие процедуры органически вписываются в распорядок дня и как бы дополняют значимость режимных моментов ещё и закаливающей функцией. А главное, систематическое, ежедневное исполнение закаливающих процедур становится для

ребёнка нормой поведения, потребностью. Физиологи считают систематически повторяющиеся слабые дозы закаливания более эффективными, чем разовые сильные.

Опираясь на задачи программы по формированию здорового образа жизни, стараюсь выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, прививаю необходимые навыки здорового образа жизни.

Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

В этом мне помогает

«Проектный метод» - оптимальный тип деятельности для усвоения дошкольниками знаний.

Участвуя в проектной деятельности, дети сами ставят проблему, которую необходимо разрешить, сами предлагают возможные решения, проверяют и делают выводы и обобщения. Большинство проектов проводятся с участием родителей.

Были реализованы проекты:

-«Зелёная аптека вокруг нас» итоговый продукт, стенгазета и альбом.

- «Мы любим спорт», стенгазета, презентация «Утренняя зарядка».

-«Читаем Ушинского», стенгазета, показ сказки о петушке и курочке.

-«Время читать» долгосрочный проект-читательский экран.

-«Правила дорожные не такие сложные», выставка рисунков, мероприятие «Светофор сломался».

-«Я - часть природы», «Осенние старты». «Путешествие в страну здоровья», Стенгазета, Квест, Акция «Покорми птиц зимой»

-«Неделя профессий», стенгазета «Город мастеров».

-«Неделя экологии» - создан экологический алфавит о животных нашего края

«Безопасность», сказка «Кошкин дом».

«Здоровое питание – залог здоровья», квест игра «Синичкин день», кукольный спектакль «Каша из топора».

Формы реализации проекта: Беседы; Разучивание пословиц и поговорок, загадок о здоровье; Чтение художественных произведений; Совместная творческая, игровая и трудовая деятельность; Создание творческих работ детей; Тематические занятия; Применение здоровьезберегающих технологий; Наглядная информация для родителей; Детское экспериментирование; Экскурсии.

По педагогическим причинам постоянно увеличиваются нагрузки на одни и те же центры полушарий коры головного мозга, что приводит к переутомлению детей со всеми вытекающими последствиями. Способ решения - это внедрение в теорию и практику образовательной работы неироигровых технологий. Об этом я расскажу на мастер - классе.

Организация работы с родителями.

Ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа, не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано сообщество "дети-родители-педагоги". Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Поэтому, большое внимание я уделяю взаимодействию с семьей. Разработала методические рекомендации, анкеты, консультации для родителей и педагогов, перспективное планирование в области валеологии.

Формы сотрудничества с родителями:

1) общие родительские собрания. Тематика собраний разнообразная: «Организация активной деятельности детей дома», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей».

Организация семейных развлечений и культурных праздников «Путешествие в страну здоровья», «Зарница», походов на природу.

Изготовление настольно-печатных и дидактических игр «Хорошо или плохо», «Полезно, а что вредно для зубов?», «Витамины».

2) дни открытых дверей с возможностью просмотра занятий, знакомством с организацией питания, различных форм физкультурно-оздоровительной работы;

3) проведение совместных мероприятий:

- спортивных олимпиад, физкультурных досугов, праздников, дней здоровья.

5) организация «Чаепитие", где создаются условия для встреч родителей, совместною обсуждения семейного опыта воспитания здорового образа жизни;

6)Акция «Подари книгу»; участие в создании сборника «Шадринский калейдоскоп» ;

7) проведение консультаций дефектолога, психолога, логопеда, старшего воспитателя.

8) организация фотовыставок "Мы любим спорт", «У нас в семье так, а как у Вас?», «Здоровый образ жизни» и др.

9) объединения «Маленькие семейки» - это семьи, дети и родители которых дружат между собой;

10) оформление стенгазеты о путешествии в выходной день - «Где мы были - мы расскажем»;

11) заполнение «Дневника- здоровячка». Заметки из жизни ребенка, расположенные на страницах с названием - «Это я». «Моя семья». «Мое тело, рост и вес». «Я – мальчик, а я – девочка». «Моя мечта». «Вредные поступки – добрые поступки». «Мой режим дня». «Буду закаляться». «Спорт и здоровье».

Особой формой наглядной пропаганды здорового образа жизни и сохранения здоровья детей среди родителей являются валеологические газеты, отражающие самые актуальные проблемы здорового образа жизни детей. Тематика газет разнообразна. Об эффективности разработанных мною мероприятий по воспитанию валеологической культуры свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии дошкольников : сформировались представления о своём теле и организме, повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма, появилось умение у детей определять своё состояние и ощущение, сформировались навыки ведения здорового образа жизни.

Валеологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста может быть успешно реализовано через разнообразные формы художественно-творческой деятельности. Это помогает не только сформировать у детей навыки ЗОЖ, но и развить их творческий потенциал, а также привить любовь к искусству, к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Формирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУФормирование творческой личности детей посредством театральной деятельности в ДОУ Театральная деятельность – широко распространенный вид детского творчества, потому что она близка и понятна ребенку разного возраста, она.

Фотоотчёт «Аппликация «Наш Российский триколор». Патриотическое воспитание посредством творческой деятельностиФотоотчёт «Аппликация «Наш Российский триколор». Патриотическое воспитание посредством творческой деятельности Кто из детей не любит праздники? А как самому, без взрослых и календаря, отличить обычный день от праздничного дня? Очень просто. Стоит.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Художественно-эстетическое воспитание играет важную роль в формировании.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности
Опубликовано: 13 февраля 2024 в 10:25
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД