Папки-передвижки

Вариативная программа практического курса «Разноцветный мир»

Светлана Леончикова
Вариативная программа практического курса «Разноцветный мир»

Вариативная программа

практического курса

«Разноцветный мир»

Автор- составитель:

педагог- психолог

высшей категории

Леончикова С. А.

Алматы, 2018 год

Пояснительная записка

Радикальные преобразования последних лет, происходящие в Республике Казахстан, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. Основным приоритетом сегодня выступает личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.

Публикация «Вариативная программа практического курса „Разноцветный мир“» размещена в разделах

Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе. Ребенок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт, с окружающими его людьми. Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, взаимодействия с другими людьми.

В период дошкольного детства (от 3 до 7 лет) малыш получает основные уроки взаимодействия в другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. А также способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходимая, для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации получила название – социальный интеллект.

Сам термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Затем способности социального интеллекта многие известные ученые раскрывали в структурах общего интеллекта. Среди них наиболее ярко представлены модели интеллекта, предложенные Д. Гилфордом, Г. Айзенком.

Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей).

Сегодня большое внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста. Э. Фромм сформулировал понятие креативности, как «способность ребенка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Под креативностью (от лат. creatio – созидание, понимается способность, отражающая глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.

Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:

1. способность к обнаружению и постановки проблем;

2. способность к генерированию большого числа идей;

3. гибкость - способность к продуцированию различных идей;

4. оригинальность - способность отвечать на раздражители нестандартно;

5. способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

6. способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.

Способность творить – величайший из полученных человеком даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но этим даром отмечен каждый. И где проходит граница между одаренным и неодаренным ребенком, точно никому не известно.

В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству и социального интеллекта. И от того, насколько были использованы возможности для развития этих характеристик в дошкольном детстве, во многом будет зависеть творческий потенциал и социальная успешность взрослого человека.

Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития социального интеллекта и креативности. К сожалению, с течением времени, эти возможности постепенно утрачиваются. Поэтому, мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, создавая предметно- развивающую среду, - можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для развития креативности и социального интеллекта.

Исследования психологов и педагогов убедительно доказали, что во всестороннем развитии и подготовке ребёнка к школе чрезвычайно велика роль его практической деятельности : игра, труд, систематические занятия учебного типа.

Современная психологическая литература даё т нам множество советов: как развивать определённые личностные навыки ребё нка: эмоционально- поведенческую сферу, коммуникативность, а также как развить отдельные познавательные процессы (мышление, внимание, память и т. д., или как проверить - нет ли у него нарушений, мешающих обучению. Но в то же время, отсутствуют комплексные, развивающие программы.

Основой построения вариативной комплексной программы «Разноцветный мир» стали фундаментальные положения общей, возрастной и педагогической психологии, прежде всего, идеи Л. С. Выготского о культурно – историческом развитии психики человека; А. Н. Леонтьева - о деятельностном подходе в формировании возрастных новообразований; Д. Б. Эльконина – о специфике учебной и игровой деятельности; П. Я. Гальперина – о поэтапно – планомерном формировании умственных действий и понятий.

Данная программа составлена на основе авторской программы Вороновой А. П., Ниловой Т. А. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)», а также авторской программы Капской А. Ю., Мирончик Т. Л. «Планета чудес. Развивающая сказкотерапия …»

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении двух лет, с учетом динамики развития психических процессов и сфер психики в течение каждого года.

Цель данной программы – развитие социального интеллекта и креативности детей старшего дошкольного возраста, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного взаимодействия, развитие социально-личностной компетентности, то есть умения детей жить в обществе сверстников и взрослых.

В соответствии с целью формируются следующие задачи:

• коррекция психоэмоционального состояния

• мышечных зажимов, освоение приемов саморасслабления

• обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений

• формирование умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания

• формирование способности правильно оценивать отношение к себе других людей

• развитие чувства близости, доверия, безопасности по отношению к другим людям

• формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания другого человека

• развитие позитивных форм поведения, навыков совместной деятельности, умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать свое поведение с поведением других детей

• развитие творческой спонтанности, гибкости мышления

• формирование креативного подхода к реагированию в жизненных ситуациях

Организации учебного процесса:

Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста 5 -7 лет.

Продолжительность занятий: 25 и 30 минут (соответственно возрасту)

• Занятия проводятся 1 раз в неделю

• Занятия проходят в форме мини тренинга

• Включена просветительская работа с родителями и педагогами.

• Занятия носят групповой характер, так как автор считает групповую форму работы более эффективной для данной возрастной группы.

Принципы работы в группе:

1. доброжелательное отношение к детям, уважение их потребностей

2. каждый ребенок принимается таким какой он есть.

3. Занятия проводятся в игровой форме.

4. Успех переживается детьми как радость.

5. У детей на занятиях создается чувство безопасности в системе отношений.

Основанием для построения программы послужило принятое в отечественной психологии представление о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Поэтому все занятия с детьми осуществляются на основе развивающих игр. Кроме того, использование групповых игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства и т. д.

Предполагаемые результаты реализации программы «Разноцветный мир» :

• адекватная уверенность в своих силах;

• понимание своей индивидуальности и индивидуальности других людей;

• выражение в приемлемой форме своих эмоциональных реакций, мыслей и чувств;

• умение различать эмоции по схемам – «пиктограммам»;

• умение передавать заданное эмоциональное состояние при помощи мимики, пантомимики, интонации;

• выражение своих чувств и распознавание чувств других людей через мимику, жесты, движения, интонацию;

• установление и поддержание контактов, сотрудничество и решение конфликтных ситуаций;

• оказание помощи другим детям в трудной ситуации.

• Следует отметить, что одним из итогов занятия является создание индивидуальной, или совместной коллективной композиции.

Программа «Разноцветный мир» реализуется на протяжении семи лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.

Методическое обеспечение программы.

Методы реализации программы :

сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;

беседа;

сказкотерапия;

изотерапия;

элементы телесно ориентированной терапии;

психологические этюды;

релаксационные упражнения;

психогимнастика;

проблемные ситуации.

Модель проведения организованной учебной деятельности:

1. Ритуал приветствия.

2. Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Цель разминки - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. В этой части занятия проводятся игры – приветствия, игры с именами.

3. Основное содержание организованной учебной деятельности – на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию эмоциональной сферы, социальных навыков и познавательной сферы ребенка.

4. Рефлексия – оценка совместной развивающей деятельности с детьми (беседы). Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение общей игры – забавы, обобщение знаний, полученных на занятии.

5. Ритуал прощания.

В структуру основной части включены:

• Элементы саморегуляции. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Задача педагога состоит в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью во время занятия используются специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Результатом обучения умению расслабляться становится то, что возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

• Психогимнастика. Психогимнастика позволяет снимать эмоциональное напряжение и мышечные зажимы, корректировать настроение и отдельные черты характера. Психогимнастика включает в себя этюды и упражнения, направленные на развитие и коррекцию как познавательной, так и эмоционально – личностной сферы. На занятии также используются этюды на тренировку отдельных групп мышц, на выражение основных эмоций.

• Ролевые и имитационные игры. Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль. В сюжетно-ролевых играх ребенок получает возможность как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, свои знания и умения. Совместная игровая деятельность способствует формированию у детей организованности и ответственности, умения контролировать свои действия и согласовывать их с другими детьми. Цель ролевых и имитационных игр на занятии – показать «трудным» детям, что все остальные к ним доброжелательно относятся и готовы сказать им что-то приятное.

• Элементы арт – терапии. Рисование несет множество развивающих функций: развивает конкретно-образное мышление, выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различного рода эмоций. Проективный рисунок является эффективным методом в работе с детьми, поскольку является способом налаживания контакта между детьми. На занятиях дети рисуют как индивидуально, так и в парах, малых группах.

• Элементы групповой дискуссии. Проблемные ситуации позволяют ребенку самостоятельно найти решение, услышать многообразие мнений других детей по тому или иному поводу. Работа осуществляется по двум направлениям: обсуждение реальной ситуации, происходящей с кем-то из детей, либо ситуации, предложенной педагогом.

• Мини – конкурсы, игры - соревнования. Мини – конкурс представляет собой задание, в ходе выполнения которого ребенок получает возможность проявить себя, приобрести уверенность в своих возможностях, получить одобрение со стороны сверстника. В играх – соревнованиях главной для детей задачей является отработка взаимодействия друг с другом для лучшего выполнения задания. Работа проходит в парах и индивидуально.

• Беседы. Во время беседы у ребенка вырабатывается привычка слушать собеседника, делиться с ним своими мыслями, высказываться в коллективе. Беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социально-нравственного воспитания. Для некоторых детей участие в коллективном обсуждении ситуации требует определенного волевого усилия: преодолеть робость, застенчивость и высказаться в присутствии других. Во время занятия беседы проводятся на основе чтения художественной литературы, прослушивания аудиозаписи.

Практические задания. Выполнение практических заданий очень нравится детям. В качестве практического задания планируется как продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, конструирование, так и элементарные опыты с водой (окрашивание). После выполнения задания дети с удовольствием рассказывают о «продукте» своего творчества.

• Работа с пособиями. Применение различных средств наглядности активизирует внимание детей, способствует более прочному усвоению материала. Наглядные пособия используются с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки знаний полученных детьми на предыдущих занятиях. На занятиях используется дидактический материал: карточки, картинки, схемы, пиктограммы.

Виды контроля:

• диагностика вначале и в конце года;

• постоянное наблюдение за деятельностью детей на занятиях;

• рефлексия.

На протяжении всего курса проходят консультации для родителей и воспитателей. Перед началом курса проводится тестирование, его результаты заносятся в специальную диагностическую карту. В течении всего года ведется мониторинг результатов, даются рекомендации родителям и педагогическому составу.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

по вариативной программе «Разноцветный мир»,

в образовательной области «Коммуникация»

для детей 5 - 7 лет

1 час в неделю

[i1 Детский сад. [/i]

Я и другой – мы разные

Дружба

Волшебное озеро

Мы улыбаемся

Мир твой – и мир мой

Что такое хорошо и что такое плохо? (хорошие и плохие поступки)

Давай никогда не ссорится

Дурные привычки (отношение к вредным привычкам)

2 Семья

Дружная семья

Поведение в общественных места

Поведение на улице 1

3. Растем здоровыми

Знакомство с видами эмоций

Учимся различать эмоции

Мой автопортрет (кто Я такой)

Я хочу (мои чувства и желания)

Мои способности (диагностика уровня развития познавательных способностей)

4 Мой Казахстан

Сказочное путешествие

Удивительное дело

Куда лето прячется?

На Горизонтских островах

Облачковое молочко

Лесная семья

Прощание с Планетой чудес

5 Мир природы

Общение с природой

У природы нет плохой погоды

Путешествие в лес

Морское приключение

Путешествие на воздушном шаре

Мои умные помощники (глаза, уши, рот, нос, руки)

Язык жестов и движений

6 Мир вокруг нас

Умей расслабиться

Я не боюсь

Будь внимателен

Как поступить? (умей контролировать свои поступки)

Хочу быть хорошим (формирование понятий «нельзя» и «надо»)

7 Традиции и фольклор

Сказка о каменном короле Легенда о камне

Разговор деревьев

Четыре желания

Чего на свете не бывает

Про снежный колобок

Мальчик - Огонек

8 Трудимся вместе

Сила волшебных слов

Где аккуратность, там и опрятность

У меня зазвонил телефон

Давай поговорим

Что тебе подарить?

Приятного аппетита

Напиши мне письмо

9 Пусть всегда будет солнце

Мы уже умеем сами…

Вместе весело творить

Творческое занятие (создание индивидуальных композиций)

Творческое занятие (групповое)

Игры – инсценировки

Литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. С. -Пб., «Питер», 2001.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996.

3. Базылевич Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М., Институт психологии РАН, 1998.

4. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., «Флинта», 1998.

5. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-н. -Д., изд-во Ростовского ун-та, 1983.

6. Ветер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

7. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4. М., «Педагогика», 1984.

8. Галкина Т. В., Алексеева Л. Г. Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей. Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Шадрикова. М., «Наука», 1991.

9. ГИППИУС с. в. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб. : Речь, 2001 .

10. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х томах. М., Мир, 1992.

11. Емельянов Ю. И. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Учебное пособие. Л., ЛГУ, 1983.

12. Ермолаева М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. Изд. 2-е. М. – Воронеж, НПО «МОДЭК», 2002.

13. Жуков Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности. В кн. : «Общение и оптимизация совместной деятельности». М., 1987, (с. 64-74).

14. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М. : Просвещение, 2002.

15. Ильина МЛ., Парамонова Л. А., Головнева Н. Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М. : Изд-во «ACT», 1999.

16. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. Планета чудес. СПб. – «Речь», 2008.

17. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

18. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996.

19. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. М. – Воронеж, НПО «Модэк», 1998.

20. Мэй Р. Мужество творить. М., «Смысл», 2000.

21. Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах. М., Просвещение, 1995.

22. Нижегородцева Н. В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М. : Владос, 2001.

23. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера. — М., 1999.

24. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1995.

25. Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентября, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.

26. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М., 1995.

27. Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В кн. : «Познание Общество. Развитие». М., ИП РАН, 1996.

28. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.)

29. Щебланова Е. И., Аверина И. С. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: пособие для школьных психологов. М, 1995.

Ресурсы ИНТЕРНЕТ :

1. www.psychology-online.net

2. www.doshkolniki.com/

3. www.openclass.ru/node/189922

4. www.teremoc.ru/

5. ped-kopilka.ru ›

6. nsportal.ru/. /psikhologicheskiy-trening-dlya-roditeley-moya-galaktika

7. adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_030197.shtml

8. www.vseodetishkax.ru/doshkolnik. /221-psixologiya-doshkolnik

Публикации по теме:

Конспект развлечения для детей старшей группы «Разноцветный мир» Конспект развлечения для детей старшей группы «Разноцветный мир». Задачи: • Вызвать у детей радость от общения; • Закрепить знания основных.

Лэпбук «Разноцветный мир»Лэпбук «Разноцветный мир» Цель: Развитие сенсорных способностей детей раннего дошкольного возраста Задачи: - Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет,.

Подробный сценарий муниципального практического семинара для педагогов «Волшебный мир детской сказки» В работе каждого образовательного учреждения наступает момент, когда накоплен достаточный багаж педагогических находок, интересных идей,.

Проект в подготовительной группе «Разноцветный мир эмоций» Название проекта «Разноцветный мир эмоций» Тип: творческий, информационно – исследовательский Срок: краткосрочный (1 неделя) Участники проекта:.

Программа курса «Страна добрых мастеров» Программа курса «Страна добрых мастеров» (внеурочная деятельность учащихся по изобразительному искусству в рамках внедрения ФГОС) Для учащихся.

Рабочая программа факультативного курса по психологии «Социализация личности старшеклассника» для 11 класса Пояснительная записка Рабочая программа факультативного курса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 1–4 классов «Бумажные фантазии» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№10 муниципального образования Каневской район Краснодарского.

Сценарий проведения районного фестиваля «Разноцветный мир детства» Сценарий проведения районного фестиваля «Разноцветный мир детства» Цель: Создание условий для творческой самореализации детей, обмен.

Театрализованная образовательная деятельность. Театральный калейдоскоп «Разноцветный мир сказок» Театрализованная образовательная деятельность Театральный калейдоскоп «Разноцветный мир сказок» Цель: развитие творческих способностей.

Вариативная программа художественно-эстетического воспитания во второй младшей группе «Цветные ладошки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8» города Алейска Утверждаю: Рассмотрено на пед. совете Заведующая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативная программа практического курса «Разноцветный мир»
Опубликовано: 27 января 2019 в 12:17
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД