Приложение МААМ

Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования

Елена Шадрина
Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

В Федеральном законе "Об основных гарантиях прав ребенка" подчеркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе.

Реализации этой задачи способствовало создание "Центров по работе с семьёй". С 1 сентября 2002 года такой Центр стал функционировать на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида № 119 "Поморочка" г. Архангельска. Деятельность Центра осуществляется согласно годовому плану, составленному на основе перспективного плана развития Центра, и направлена на совершенствование просветительской работы с родителями и повышение их родительского потенциала, создание максимально благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, не посещающими детский сад.

Публикация «Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования» размещена в разделах

Структура Центра включает в себя семейную адаптационную группу "Играем вместе" для детей раннего возраста и консультативный пункт. В своей работе Центр осуществляет решение следующих задач:

1. Использовать новые организационные способы привлечение родителей неорганизованных детей к сотрудничеству с детским садом.

2. Организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями детей, не посещающих ДОУ.

3. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребёнком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ.

4. Вырабатывать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.

5. Формировать у ребёнка чувства защищённости и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.

6. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

7. Способствовать формированию у родителей потребности в частом индивидуальном общении с детьми.

Программно – методическое обеспечение работы "Центра" :

• "Кроха" – программа воспитания и развития детей до трёх лет. Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.

• "Дружная семейка" - программа адаптации детей к ДОУ. Е. О. Севостьянова.

• "День за днём говорим и растём" – пособие по развитию детей раннего возраста. О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница.

• " Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы" И. Е. Аверина.

• "Программно – методическое обеспечение групп кратковременного пребывания в ДОУ". Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе.

• "Физическая культура для малышей". С. Я. Лайзане.

• "Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию" под. ред. Л. А. Венгера.

• "Изобразительная деятельность младших дошкольников" Т. Г. Казакова.

В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе изменилось и отношение родителей к воспитанию своего ребенка. Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество. Еще совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у нее возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако зачастую они делают те же ошибки в воспитании, что совершались ранее.

Семья оказалась в ситуации выбора содержания и форм воспитания ребёнка, выбора воспитывающего взрослого, отвечающего за уход и образование ребёнка. Таким взрослым может быть только человек, имеющий специальное образование, освоивший новую модель взаимодействия в триаде : ребёнок – педагог – родитель. Новая модель дошкольного образования – совместное с семьёй воспитание детей в условиях детского сада - обеспечивает развитие личности ребёнка и гармоничных отношений с ним взрослых.

Отличительной особенностью модели является активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. Реализация идеи совместного воспитания возможна в такой форме, как семейная адаптационная группа. В такую группу дети приходят вместе с родителями. Здесь ребёнок имеет возможность, находясь вместе с мамой играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. А главное – он спокоен, не покинут и по-прежнему любим. На занятиях в группе "Играем вместе" родители с детьми приходят дважды в неделю в удобное для себя время. Длительность занятий – 1 час. Количество детей в подгруппах – не более 10 человек, общее количество детей – до шестидесяти.

Дети занимаются в течение всего учебного года с момента комплектования групп по май месяц включительно.

Виды занятий: ознакомление с окружающим миром и развитие речи, формирование представлений о природе, развитие движений, музыкальное развитие, действия с дидактическим материалом, сенсорное воспитание, конструирование, изобразительная деятельность (см. приложение №3). Проводит занятия с детьми и родителями воспитатель по работе с семьёй. В процессе формирования детского контингента она изучает условия воспитания и обучения в семье, выясняет имеющиеся затруднения у родителей в вопросах воспитания с помощью анкетирования и диагностики. Диагностика нужна, чтобы конкретизировать помощь каждой семье, а также для взаимообучения и взаимообогащения опыта родителей.

В ходе занятий педагог наблюдает за поведением малыша и родителей, отмечает такие характеристики ребёнка, как взаимоотношение со взрослыми и сверстниками, настроение, активность, игровые навыки, речь, владение навыками самообслуживания. Заполняет на каждого ребёнка "Индивидуальный маршрут развития», где отмечаются параметры нервно-психического развития, знакомит родителей с результатами диагностики. В семейной адаптационной группе взрослый может общаться со своим и чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство обсуждаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками, первые знания. Опытный педагог обучает родителей приёмам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности, предлагает методы и приёмы обучения и воспитания малыша в разных видах деятельности, зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей.

Таким образом, родители из сторонних наблюдателей становятся активными участниками воспитательного процесса.

Анализ теории и практики воспитания детей раннего возраста убедительно показывает: интеграция семейного и общественного воспитания детей раннего возраста является важнейшим условием сохранения и укрепления их социального, эмоционального и физического здоровья в достаточно сложный для них период – отрыва от привычного семейного социума в вязи с поступлением в детский сад. Интегративный подход предполагает тесное сотрудничество медицинских работников, педагогов и психологов дошкольного учреждения, родителей детей раннего возраста, а также представителей служб социальной защиты, работников библиотеки.

Эту задачу решает работа консультативного пункта. Групповое консультирование родителей осуществляется один раз в неделю. Организованы индивидуальные собеседования с психологом и логопедом (по необходимости). В проведение консультаций задействованы все специалисты ДОУ, а также сотрудники детской библиотеки им. Гайдара, детской поликлиники Октябрьского округа, Центра ПП и МСПДиП «Леда», с которыми заключены договоры и составлены планы совместных действий.

Учитывая запросы родителей, определяется тематика консультаций

(см. приложение №1, которые мы распределили по трё м направлениям:

1."Уроки психолога" – занятия с психологом

2. "Школа молодой матери" – консультации врачей разного профиля

3. "Семейный клуб" – обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания, предупреждение наиболее распространенных ошибок в семейном воспитании, досуговые мероприятия.

Существует журнал консультаций, куда вписываются темы встреч и отзывы о проведенных мероприятиях.

Таким образом, мы имеем возможность, получить оценку своей работы, корректировать ее и учитывать пожелания родителей.

Встречи с родителями проходят в доброжелательной атмосфере, располагающей к сотрудничеству. Формы подачи содержания разнообразные, но обязательно динамичные, чтобы удерживать внимание. Для этого используются интерактивные формы общения, способствующие его активизации: обмен мнениями, дискуссия, «круглый стол», тренинг, лекция-беседа, обучающие занятия. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы несоизмеримо выше.

В своей работе используем опыт педагогов-новаторов, в частности Метеновой Н. М. Это нетрадиционные родительские собрания с использованием музыкального сопровождения, содержащие озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком, это и работа с памятками (см. приложение№2, когда педагог передает свои знания родителям, не поучая их открыто, это и слово-эстафета, дающая родителям возможность почувствовать друг друга.

Тематика встреч широка и разнообразна. Она охватывает вопросы физического, психического и нравственного здоровья ребенка раннего возраста, всестороннего его развития. В целом работа Центра способствует гармонизации детско-родительских отношений, ослаблению адаптационного синдрома при переходе ребенка на целый день пребывания в детском саду. Реализуется открытость ДОУ «внутрь» и наружу». Это означает гуманизацию отношений между детьми, педагогами и родителями; гибкость и дифференцированность учебного процесса, готовность к сотрудничеству с социальными институтами.

Главным итогом работы является то, что за год удается сформировать у родителей воспитанников представление о том, что именно они являются первыми и главными педагогами своего ребенка и поэтому несут в полной мере ответственность за полноценное развитие собственных детей.

Тематика консультаций, родительских собраний,

круглых столов, дискуссий, тренингов.

Психологические особенности детей раннего возраста

Адаптация ребенка к условиям ДОУ

Игры с детьми раннего возраста

Роль педагога и родителей в образовательном процессе

Семейные конфликты

Воспитание единственного ребенка в семье

Детские капризы

Как по настоящему любить своего ребенка

Насилие в семье

Домашние праздники

Особенности развития речи детей раннего возраста

Влияние цвета на эмоциональное благополучие ребенка

Трудности детей раннего возраста

Леворукость у детей

Что может сказка

Дети «индиго»

Девочки и мальчики – два разных мира

Режим дня и питания

Домашний театр в жизни семьи

«И звуки музыки чудесной …»

Прогулка для души и тела

Школа «Неболейки»

Бабушки и дедушки. Как можно «испортить» ребенка

Гений или? (Способности, одаренность)

Проблемы раннего развития

«Я рисую этот мир»

Книги и журналы для малышей

«Найди в себе ребенка»

«Колыбельная» в жизни ребенка

Пальчиковые игры, упражнения, «Пальчиковый театр»

«Чудеса для детей из ненужных вещей

Особенности состояния нервной системы у детей раннего возраста

Физкультура с малышами

Вредные привычки родителей и влияние их на детей

Малыш и дорога

Забота о зубах – с раннего детства

Игра – это важно

Чему и как учить малыша

Детская агрессивность

Игры и занятия с маленькими детьми для снятия агрессии

Детские страхи

Простые способы рисования

Необходимость профилактических прививок

Кризис трех лет

Мукасоль – волшебный мир

Конвенция о правах ребенка

Место ребенка в семье

Умеем ли мы общаться со своим ребенком?

Какие мы родители?

Почему болеют на нервной почве? Что такое соматическое заболевание?

Учимся не врать

Наш мир – это наша семья

Искусство хвалить

Виды массажа

С кем можно дружить. Развитие в общении

Поговорим о моторике Наши руки не для скуки!

Умные книжки – умным детишкам

Папа может все!

Публикации по теме:

Анкета по правовому воспитанию детей Для совершенствования работы нашего ДОУ по защите прав и достоинств ребёнка необходимо опереться на Ваш жизненный и профессиональный опыт.

Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 Нормативно – правовое обеспечение системы дошкольного образования. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования
Опубликовано: 15 августа 2013 в 08:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные модели социального партнерства в системе дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шадрина (УИ 114606) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД