Лучший педагог года

Важность игры в социализации дошкольников

Нэлли Саванина
Важность игры в социализации дошкольников

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе. В педагогике понятие "социализация" связано с такими понятиями как "воспитание", "обучение", "развитие личности".

Публикация «Важность игры в социализации дошкольников» размещена в разделах

Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Понятие "социализация" характеризует процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.

Социализация личности идет на протяжении всей жизни человека, но основы ее успешной реализации заложены в детстве. Социализация детей дошкольного возраста процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Это период активного овладения механизмами социализации, усвоения норм социального поведения.

Для воспитания полноценной личности необходимо содействовать социализации ребенка в его первых социумах - семье, в детском саду, которые могут способствовать социально-психологической адаптации к дальнейшей жизни в обществе и успешного взаимодействия с окружающим его миром.

Ученые установили, что самой эффективной деятельностью детей дошкольного возраста для вхождения в мир других людей является игра.

Детская игра – исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в копировании действий взрослых, воспроизведений отношении между ними.

Игра формирует нравственные качества личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации. Совместный характер игры побуждает к сознательному управлению своими действиями, растет организованность, самоконтроль, развиваются коммуникативные качества, способность к сотрудничеству, ответственности за общее дело.

Известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчеркивал социальную природу игры, ее незаменимость для полноценного развития личности ребенка. Игровой деятельности в воспитании уделяется особое внимание как средству формирования коммуникативной культуры и социализации личности дошкольника. С. Л. Рубинштейн считал, что игра - это деятельность ребенка, в которой он выражает свое отношение к окружающему миру.

Игру без преувеличения можно назвать витамином душевного благополучия ребенка. Под ее яркой, забавной, привлекательной формой скрывается немало педагогических возможностей. Эти возможности можно рассмотреть через функции игры :

1. Социокультурная функция.

Игра выполняет важные социальные функции, поскольку в ней ребенок ощущает себя одновременно личностью и членом коллектива.

2. Коммуникативная функция.

Человек с детства учится общению и овладевает разными его видами. В социальном развитии ребенка-дошкольника ведущую роль играют коммуникативные способности. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, получать и передавать информацию, познавать окружающий мир и самого себя.

Игра способствует развитию коммуникативных способностей дошкольников, включая в себя умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих их людей, выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами.

3. Диагностическая функция

Игра способствует определению отклонений в поведении ребенка. Например, играя, ребенок нарушил правила или в ответственный момент вышел из игры. Это должно насторожить педагога, заставить пристальнее понаблюдать, найти причину возникших отклонений.

4. Психотерапевтическая и коррекционная функция.

Игра, как палочка-выручалочка, защищает неокрепшую детскую психику от напора ежедневных переживаний. Дети интуитивно прибегают к игре, как психотерапевтическому средству для снятия страхов, стресса, эмоциональных и интеллектуальных напряжений. Ребенок не просто играет, он рассказывает окружающим о том, что его радует или беспокоит.

5. Развлекательная функция.

Игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами, что наполняет словарный запас, обогащает речь ребенка, способствуют преодолению застенчивости.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности. В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии.

Большинство игр отражает труд взрослых. следовательно, в играх воспитывается уважение ко всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в нем участие.

В игре формируются моральные качества: ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Большое значение имеют игры и для нравственного воспитания. дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В игре формируются честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Игра учит искренности, товариществу. А. С. Макаренко утверждал, что, как ведет себя ребенок в игре, так позже он будет вести себя на работе.

Игру называют "королевой детства", так как наиболее интенсивно она реализуется как деятельность именно в детстве, обеспечивая личностное развитие ребенка. При этом ребенок играет не для того, чтобы готовиться к жизни. Игра становится для ребенка своеобразной школой жизни. Игра является бесценным средством развития и социализации.

Литература:

1. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. - 1966. - №6.

2. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие. - СПб. : Речь, 2004.

3. Ковалева А. И. Социализация. Энциклопедия. 2004.

4. Солнцев О. В. Дошкольник в мире игры. СПб Речь 2010.

5 Интернет-ресурсы

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Игры-кричалки. Малоподвижные игры для дошкольников Игры-кричалки используются в непосредственной образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях для психологической разгрузки детей.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников»Консультация «Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации дошкольников» Тематика сюжетно - ролевых игр преимущественно связана с социальной действительностью. При этом в одной сюжетно-ролевой игре могут переплетаться.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

Детское волонтерство как средство эффективной социализации дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного.

Важность занятий по подготовке к школе в подготовительной группе детского садаВажность занятий по подготовке к школе в подготовительной группе детского сада Подготовка к школе. Подготовка к школе - очень важная составляющая при поступлении в школу. Начинать ее нужно не только в первом классе.

Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами. Социализация человека, а особенно детей, подростков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Важность игры в социализации дошкольников
Опубликовано: 9 февраля 2021 в 12:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД