Наталия Скоробогатова
Конспект занятия «Веселая пуговка» (исследование возникновения пуговицы)
▼ Скачать + Заказать документы
О чем же может рассказать обычная в обиходе пуговица?
Цель: изучить историю появления пуговицы, как менялись и как использовались пуговицы в разное время, какими бывают пуговицы в наше время.
Предмет исc ледования: пуговица.
Программное содержание:
1. Развивать познавательно-исследовательский
интерес у детей.
2. Обобщить знания детей о пуговицах, их назначении по форме, величине, строению,
материалу.
3. Развивать словарный запас у детей, развивать
Публикация «Конспект занятия „Веселая пуговка“ (исследование возникновения пуговицы)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пуговицы, пуговки
- Темочки
связную речь, развивать память и мышление.
Ход занятия:
- Ребята, у меня в руках, красивая шкатулка и чтобы узнать, что в ней лежит, я загадаю вам загадку-
Одеваться соберешься
Без меня не обойдешься,
Знают взрослые и дети
Застегну я все на свете.
- Пуговица.
-Правильно, это пуговица. (Достает и показывает пуговицы).Пуговица для чего она нужна?
-Застегивать одежду.
-Застежка. А еще какие вы знаете виды застежек?
- Молния, липучка, кнопки, шнуровка, крючки, запанки.
-Да все это различные виды застежек. Все эти
застежки придумал человек в разные времена и
пуговицу тоже.
- А какие виды пуговиц, вы, знаете?
- C 2-мя отверстиями.
С 4-мя отверстиями.
С «ушком» или на «ножке».
-У каждого из нас на одежде есть эта помощница. Но у нее есть сестрица,без которой пуговица не может застегивать
- Это петелька.
- Ребята, хочу рассказать вам, так как же придумали пуговицу. Давно – давно, в далекой древности, люди делали одежду из шкур животных.
Набрасывали шкуры на плечи и обвязывали ее вокруг поясами и веревками. Неудобно была такая одежда, движения затрудняла, она распахивалась.
Для скрепления одежды стали использовать острые кости животных, острые шипы растений.
Шли века. Люди научились прясть шерсть, делать ткань, шить из нее одежду. Стали изменяться и застежки. К одежде стали прикреплять про сверленные камешки,
на которые набрасывались петли.
Со временем одежда становилась разнообразной и сложной по крою и фасону. Появились разные ткани
легкие и воздушные, шелковые, плотные. В те далекие времена пуговицы делали мастера- пуговщики вручную. Этот процесс был очень долгим и кропотливым. Поэтому пуговицы были очень дорогой вещью. Мастера на одежду для простых бедных людей делали пуговицы из дешевых материалов. (олово, дерево) А для богатых людей
из золота и серебра. Такие пуговицы стоили очень дорого, дороже чем само платье.
На Руси делали пуговицы, которые назывались «кляпыши», от слова клепать.
Брали палочку из серебра обвивали золотыми нитками до тез пор пока на одном конце не получался шарик. Самые
Маленькие были с горошину, а самые большие с куриное яйцо. Вот такие пуговицы нашли археологи при раскопках. (показывает картинки старинных пуговиц.)
Чтобы сделать пуговицы общедоступными,
мастера стали использовать при изготовлении более дешевые материалы: дерево, стекло, металл и т. д.
Простые люди верили, что украшая пуговицы разными узорами, они отгоняют злые силы, выполняют роль оберегов.
В словаре В. Даля сообщается пуговица – это «пугалка».
- А теперь мы с вами отдохнем. Физминутка.
Дети говорят стих и делают движения.
Пуговка раз. Пуговка два.
Это не сложно, поверь я права.
Не хочешь одеться? Но надо дружок.
Гулять мы идем, а там ветерок. К. Брель.
- В разных странах мира существуют музеи, где представлены наряды разных эпох, а на них пуговиц. Есть также и памятника пуговицам.
Вот одни из них. (показывает картинки)
Русский народ много подмечал и сочинял сказок, пословиц и поговорок.
Дети вспоминают пословицы и поговорки о пуговицах.
1. Умная умница- что светлая пуговица.
2. На чужой роток пуговицу не накинешь.
3. Прост как пуговица.
4. Коли первую пуговицу неправильно застегнешь,
то все пойдут наперекосяк и т. д.
- Мы с вами были мастерами –пуговичниками и каждый из вас сделал 2 пуговицы (из картона и пластика). А одну из дерева с родителями.
Вот сейчас мы и проверим подходят ли эти материалы для пуговиц.
Идем в лабораторию. Одеваем на голову шапочки,
Чтобы ни один волосок не упал с головы и не помешал сделать исследование.
Подошли каждый к рабочему месту, открыли на одежду и выйти в дождь на улицу?
Дождь, а именно вода на них попадет.
Вот опустили бумажную пуговицу в воду, потом пластиковую и деревянную. Что происходит?
Дети видят что происходит и начинают коментировать.
- Бумажная стала тонуть.
- Пластиковая и деревянная плавают.
- Теперь достаньте их и положите на салфетку.
Что произошло?
- Бумажная развалилась.
- Пластиковая впитала воду.
- Деревянная осталась прежней.
- Какай же из материалов подходит нам?
- Дерево и пластик.
- Почему?
- Они менее подвержены разрушению после воды.
- Итак, исследование закончилось. Вывод дерево
самый подходящий материал, а пластик должен быть более плотным или твердым.
- Вы сегодня молодцы, что нового вы узнали сегодня.
-Дети вспоминают и отвечают.
- Воспитатель вносит в группу ледяные пуговичные торты. Мы с вами их сделали вчера. В формы налили воды и красиво выложили пуговицы, на всю ночь поставили их в холодильник, вот что получилось.
- Дети с интересом рассматривают пуговичные торты.
- Жаль их есть нельзя. Сказал ребенок.
После занятия прошел час пуговичные торты начали таять, детям очень нравилось наблюдать как лед таял и отпускал пуговички.