Мария Коненко
Виды мышления в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Виды мышления и критерии их классификации
Наглядное и отвлеченное (словесно-логическое, абстрактное, дискур-сивное) мышление различаются в зависимости от уровня обобщения. От-влеченное мышление раскрывает закономерности познаваемого предмета. Это высший уровень мышления (в онтогенезе и истории). Это мышление оперирует абстрактными понятиями, логическими конструкциями. Функ-ционирует на основе языковых средств.
Публикация «Виды мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах
К. Гольдштейн выделил такие виды мышления, как абстрактное и конкретное. Применяя метод классификации наглядных предметов, он описал два возможных типа систематизации предметов. Нормальные ис-пытуемые прибегали к абстрактной (категориальной) классификации. В отвлеченную категорию включаются предметы независимо от того, встре-чаются они когда-нибудь вместе или нет. Психологической основой такой классификации являются вербально-логические процессы, абстрагирую-щие отдельные стороны предметов и подводящие предметы под опреде-ленные мыслительные категории. У больных с органическими поражения-ми мозга был обнаружен конкретный (ситуационный) тип классификации. Испытуемые систематизировали предъявляемые им предметы не по логи-ческим категориям, а включая их в конкретно-действенные ситуации, ко-торые они брали из своего практического опыта и воспроизводили в своей памяти. Эти испытуемые могли отнести в одну группу такие предметы как стол – скатерть – тарелку – вилку – хлеб – мясо – яблоко и т. д., восстанав-ливая при этом ситуацию «обеда». Психологической основой такой клас-сификации является воспроизведение наглядно-действенного опыта.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление выделяют по времени возникновения в онтогенезе. Наглядно-действенное мышление : решение задачи осуществляется с помощью физи-ческого преобразования ситуации, опробования свойств объектов, двига-тельного акта. У ребенка образует первую ступень развития мышления. Существует и у высших животных. Наглядно-образное мышление свя-зано с представлением явлений и изменений в них. Ситуация преобразует-ся лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление – мышление в от-влеченных понятиях. С развитием словесно-логического мышления наглядные формы не вытесняются, а поднимаются на более высокую сту-пень развития; опосредованы и регулируются понятиями.
Аутистическое и реалистическое мышление (Э. Блейлер). Аутистиче-ское мышление : представляет то, что соответствует аффекту и связано с «уходом» из внешнего мира. Его цель – вызвать представления, окрашен-ные аффектом удовольствия, вытеснить представления, окрашенные аф-фектом неудовольствия. Оно создает иллюзорное удовлетворение потреб-ностей, изображая неосуществленные желания осуществленными, и тормо-зит активность. Проявления аутистического мышления – обычные снови-дения, грезы, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышле-ние. Реалистическое мышление представляет действительность и регулиру-ется логическими законами. Его цель – правильное познание окружающе-го мира, нахождение истины. Удовлетворяет потребности реально. В реа-листическом мышлении многие желания подавляются. Животным свой-ственно только реалистическое мышление. Аутистическое мышление появ-ляется только у человека со сформированным понятийным мышлением.
Теплов различает теоретическое и практическое мышление по типу реша-емых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил (научное творчество). Задача практического мышления – подготовка фи-зического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы (составление плана ведения боя).
Аналитическое (логическое) мышление сравнивают с мышлением ин-туитивным. Их сравнивают по трем признакам: время протекания процес-са (временной, членение на этапы (структурный, осознанность или неосо-знанность (уровень протекания). Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минималь-ной осознанностью. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мысляще-го человека.
Различают мышление конвергентное (сфокусировано на решении определенной проблемы) и дивергентное (одновременный поиск решений во многих направлениях, разнонаправленность мысли).
Различают творческое и критическое мышление. Творческое мышле-ние приводит к принципиально новым решениям проблем и задач. Связа-но с дивергентным мышлением. Порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление опирается на постоянный контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы. Требует критического отбора и оценки идей, не допускает их завышенной оценки.