Папки-передвижки

Виды мышления в дошкольном возрасте

Мария Коненко
Виды мышления в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Виды мышления и критерии их классификации

Наглядное и отвлеченное (словесно-логическое, абстрактное, дискур-сивное) мышление различаются в зависимости от уровня обобщения. От-влеченное мышление раскрывает закономерности познаваемого предмета. Это высший уровень мышления (в онтогенезе и истории). Это мышление оперирует абстрактными понятиями, логическими конструкциями. Функ-ционирует на основе языковых средств.

Публикация «Виды мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах

К. Гольдштейн выделил такие виды мышления, как абстрактное и конкретное. Применяя метод классификации наглядных предметов, он описал два возможных типа систематизации предметов. Нормальные ис-пытуемые прибегали к абстрактной (категориальной) классификации. В отвлеченную категорию включаются предметы независимо от того, встре-чаются они когда-нибудь вместе или нет. Психологической основой такой классификации являются вербально-логические процессы, абстрагирую-щие отдельные стороны предметов и подводящие предметы под опреде-ленные мыслительные категории. У больных с органическими поражения-ми мозга был обнаружен конкретный (ситуационный) тип классификации. Испытуемые систематизировали предъявляемые им предметы не по логи-ческим категориям, а включая их в конкретно-действенные ситуации, ко-торые они брали из своего практического опыта и воспроизводили в своей памяти. Эти испытуемые могли отнести в одну группу такие предметы как стол – скатерть – тарелку – вилку – хлеб – мясо – яблоко и т. д., восстанав-ливая при этом ситуацию «обеда». Психологической основой такой клас-сификации является воспроизведение наглядно-действенного опыта.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление выделяют по времени возникновения в онтогенезе. Наглядно-действенное мышление : решение задачи осуществляется с помощью физи-ческого преобразования ситуации, опробования свойств объектов, двига-тельного акта. У ребенка образует первую ступень развития мышления. Существует и у высших животных. Наглядно-образное мышление свя-зано с представлением явлений и изменений в них. Ситуация преобразует-ся лишь в плане образа. Словесно-логическое мышление – мышление в от-влеченных понятиях. С развитием словесно-логического мышления наглядные формы не вытесняются, а поднимаются на более высокую сту-пень развития; опосредованы и регулируются понятиями.

Аутистическое и реалистическое мышление (Э. Блейлер). Аутистиче-ское мышление : представляет то, что соответствует аффекту и связано с «уходом» из внешнего мира. Его цель – вызвать представления, окрашен-ные аффектом удовольствия, вытеснить представления, окрашенные аф-фектом неудовольствия. Оно создает иллюзорное удовлетворение потреб-ностей, изображая неосуществленные желания осуществленными, и тормо-зит активность. Проявления аутистического мышления – обычные снови-дения, грезы, мифология, народные суеверия, шизофреническое мышле-ние. Реалистическое мышление представляет действительность и регулиру-ется логическими законами. Его цель – правильное познание окружающе-го мира, нахождение истины. Удовлетворяет потребности реально. В реа-листическом мышлении многие желания подавляются. Животным свой-ственно только реалистическое мышление. Аутистическое мышление появ-ляется только у человека со сформированным понятийным мышлением.

Теплов различает теоретическое и практическое мышление по типу реша-емых задач. Теоретическое мышление – это познание законов, правил (научное творчество). Задача практического мышленияподготовка фи-зического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы (составление плана ведения боя).

Аналитическое (логическое) мышление сравнивают с мышлением ин-туитивным. Их сравнивают по трем признакам: время протекания процес-са (временной, членение на этапы (структурный, осознанность или неосо-знанность (уровень протекания). Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минималь-ной осознанностью. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мысляще-го человека.

Различают мышление конвергентное (сфокусировано на решении определенной проблемы) и дивергентное (одновременный поиск решений во многих направлениях, разнонаправленность мысли).

Различают творческое и критическое мышление. Творческое мышле-ние приводит к принципиально новым решениям проблем и задач. Связа-но с дивергентным мышлением. Порождение новых идей должно быть полностью свободно от всякой критики, внешних и внутренних запретов. Критическое мышление опирается на постоянный контроль и проверку возможных решений при планировании и исполнении работы. Требует критического отбора и оценки идей, не допускает их завышенной оценки.

Публикации по теме:

ГТО в дошкольном возрасте Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад №7 г. Курганинска муниципального образования.

Презентация «Страхи в дошкольном возрасте» 2 слайд Детские страхи и их коррекция – это актуальная проблема, с которой сталкиваются при воспитании ребенка не только родители, но и.

Трудовое воспитание в младшем дошкольном возрасте В. А. Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества,.

Конспект урока для 8 класса «Виды мышления» Тема урока «Виды мышления» Тип урока – Комбинированный Цели : Образовательная: Ознакомление учеников с видами мышления; Развивающая: Развитие.

Плавание в дошкольном возрасте В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. Вопрос физического развития дошкольников является.

Использование мнемотаблиц в дошкольном возрасте Когнитивное и творческое развитие детей дошкольного возраста средствами рацио-эйдо-мнемотехники. Когнитивное и творческое развитие детей.

Развитие логического мышления в дошкольном возрасте Большинство людей хотят добиться в своей жизни определенных успехов и высот, а также, чтобы и их дети были успешны. Важно понимать, что.

Влияние личности педагога в дошкольном возрасте ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Дубикова Екатерина Сергеевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №.

Проектная деятельность — средство развития познавательной активности и творческого мышления в старшем дошкольном возрасте На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном возрасте Здоровье сберегающие технологии в дошкольном возра «Забота о человеческом здоровье,тем более здоровья ребенка. это,прежде всего,забота.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Виды мышления в дошкольном возрасте
Опубликовано: 23 марта 2019 в 14:40
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Виды мышления в дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Мария Коненко (УИ 409906) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД