Калашникова Екатерина Александровна
Виды памяти дошкольников
Совершенствуется восприятие, и образы окружающего мира запоминаются легче и отчётливее. Образная память подразделяется на виды по ведущей сенсорной системе в запоминании объекта:
Зрительная память. Процесс зрительного запоминания проходит ряд этапов:
Запоминание того, что видит ребёнок.
Узнавание.
Воспроизведение образа по памяти.
Развитию этого вида памяти уделяется значительное количество времени на занятиях. Младшие дошкольники тренируют зрительную память в запоминании и узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Воспитанники средней группы запоминают геометрические фигуры и учатся распознавать их в строении предметов. Дети старшего дошкольного возраста учат буквы и цифры. Такую память иногда называют фотографической, поскольку запоминание при помощи органов зрения подобно запечатлению кадра из реальной жизни Слуховая память играет значительную роль в процессе обучения и воспитания. Задания в детском саду (а в дальнейшем и в школе) строятся на восприятии речи педагога и обработке услышанного ребёнком. Он должен услышать, понять и выполнить поручение или инструкцию.
Развитие слуховой памяти начинается в младшем дошкольном возрасте: дети знакомятся со звучанием музыкальных инструментов, экспериментируют с извлечением звуков из Осязательная, вкусовая и обонятельная память — эти виды также относятся многими исследователями к образной памяти. Запахи и вкусы связываются с их источниками в сознании ребёнка: происходит запоминание, как пахнет и каков на вкус апельсин, каким ароматом духов пользуется мама и т. д. То же самое происходит и в сфере осязания. С детских лет мы запоминаем, какие на ощупь вещества и предметы. Если с закрытыми глазами ребёнок потрогает мех, то представит себе животное, которое он гладил. различных предметов. Упражнения на тренировку этого вида памяти Непроизвольное запоминание происходит без специальных усилий со стороны ребёнка. Способность к произвольному запоминанию возникает к пятилетнему возрасту. По длительности сохранения информации память делится на кратковременную и долговременную.