Ольга Шевлякова
Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с малой родиной
В условиях современного общества нравственное и патриотическое воспитание детей является одним из приоритетных вопросов. ФГОС ДО предусматривает необходимость приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Работа по воспитанию любви и уважения к своему родному краю, городу, району, селу является важной задачей родителей и педагогов ДОУ. На чем следует акцентировать внимание в ходе решения данной задачи? Ведь чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Прежде всего, следует поставить вопрос: «С чего начинается Родина?». Родина начинается с дома, в котором ты живешь, с твоей улицы, детской площадки, детского сада, микрорайона, твоего родного города. Чтобы осмыслить всё это, необходимо, прежде всего, познакомиться с природными условиями, ключевыми объектами, достопримечательностями. Каким образом это лучше сделать? Конечно же, увидеть своими глазами. То есть, пройти или проехать, осмотреть, послушать взрослых, которые расскажут историю и объяснят значение объектов, или, по-другому, провести экскурсию. Термин «экскурсия» (excursio) имеет латинское происхождение. В переводе на русский язык экскурсия означает посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. Экскурсия – это такая форма деятельности, при которой информация воспринимается и усваивается путем выхода к месту расположения изучаемых объектов (природы, музеи, выставки, памятники архитектуры и т. д.) и непосредственное ознакомление с ними. Данная деятельность является наглядным методом формирования представлений о достопримечательностях родного города. Экскурсии являются неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Они являются наиболее значимым инструментом по ознакомлению ребят с малой родиной. В ходе экскурсии дети могут лично увидеть и оценить те места, здания, сооружения, о которых они ранее слышали в ходе бесед с родителями и педагогами. В рамках образовательного пространства экскурсия стала одним из интереснейших и связующих методов организации познавательной деятельности дошкольников по ознакомлению их с родным краем. Однако при подготовке НОД по краеведению многие воспитатели сталкиваются с такими проблемами, как удаленность объекта, отсутствие транспорта, высокая аварийность на дорогах, неблагоприятные погодные условия и т. д.
Публикация «Виртуальная экскурсия как средство ознакомления дошкольников с малой Родиной» размещена в разделах
Постепенно, с внедрением новых информационных технологий, в воспитательно-образовательном процессе ДОУ появились и прочно заняли свое место виртуальные экскурсии, которые в условиях пандемии COVID-19 приобретают все большую значимость и становятся преобладающим видом деятельности по сравнению с традиционными экскурсиями. Виртуальная экскурсия - это форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Термин «виртуальный» в переводе с английского языка означает «похожий», «неотличимый». В ходе виртуальной экскурсии реальное наблюдение за объектом подменяется визуализацией, созданной с помощью мультимедийных технологий. Современный уровень технической оснащенности большинства детских садов позволяет проводить, в том числе, и интерактивные виртуальные экскурсии, когда дети не просто рассматривают объекты, но и непосредственно принимают участие в процессе экскурсии. Как правило, ход экскурсии предусматривает не только процесс восприятия слов и наглядности, но и привлечение детей к деятельности посредством разного рода средств и участников мероприятия.
Современная виртуальная экскурсия напоминает увлекательное путешествие или сказку, в которой дети могут участвовать в спасении главных героев, разгадывании необычных загадок, рисовании, конструировании, лепке из различных материалов. Воспитатель может принять на себя роль экскурсовода или главного героя путешествия, в чем и заключается отличие традиционной экскурсии от виртуальной.
Рассмотрим основные преимущества виртуальной экскурсии :
отсутствие необходимости покидать пределы детского сада, и при этом наличие возможности посетить любую точку города, области, страны, мира;
широкие возможности выбора маршрута, материала, мультимедийного оформления;
возможность повторного просмотра;
эффект присутствия, интерактивность;
автоматизация обработки информации об изучаемом объекте;
экономия времени и средств.
В основу подготовки виртуальной экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки, такие как взаимосвязь обучения и воспитания, учет логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учет возрастных особенностей.
Виртуальная экскурсия, как необычная форма проведения ознакомительной, осведомительной или закрепляющей познавательной деятельности, идеально подходит для ДОУ благодаря тому, что подача материала происходит визуально, сопровождается текстом-расшифровкой, ложится на уже знакомые, полученные ранее знания детей. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания. Методика проведения виртуальной экскурсии должна исходить из её проведения в формате небольшого путешествия. Важную роль в активизации деятельности детей во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Дети не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Основная воспитательная ценность виртуальных экскурсий в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с почти неограниченными возможностями, оказывающимися в распоряжении и педагога, и воспитанника. Использование виртуальных экскурсий формирует у детей потребности в получении информации при помощи доступных средств, повышает мотивацию к познанию, формирует активную личностную позицию в окружающем мире. Виртуальные экскурсии оживляют воспитательно-образовательный процесс в ДОУ, делая его более ярким и запоминающимся, позитивно влияют на результаты обучения и воспитания.