Полина
ВКР на тему: «Формирование выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования, науки и молодежной политики
Нижегородской области
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Формирование выразительности речи у детей младшего
дошкольного возраста средствами поэтических произведений
Выпускная квалификационная работа
Дзержинск – 2022
Студентка 4 курса,
специальность 44.02.01.
Дошкольное образование,
группа ДО – 4Б,
АРХИПЕНКОВА
Полина Александровна
Предзащита
Дата___
Председатель ПЦК___
Нормоконтроль
Дата___,
Подпись___/___/
Публикация «ВКР на тему: „Формирование выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Руководитель: Е. Е. Цускман
преподаватель высшей кв категории.
Консультант: А. О. Костенко,
методист колледжа.
Рецензент: Н. А. Москвина
воспитатель высшей кв. категории,
МБДОУ «Детский сад №143»
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. 7
1.1. Задачи и содержание работы по формированию выразительности речи
у детей младшего дошкольного возраста в программе «От рождения до школы». 7
1.2. Особенности формирования выразительности речи у детей младшего
дошкольного возраста. 11
1.3. Методы и при мы формирования выразительности речи у детей
младшего дошкольного возраста. Возможности поэтических произведений в
формировании выразительности речи. 15
Вывoды пo глaвe 1. 20
Глава 2. ОПЫТНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ. 22
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО. 22
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ. 22
2.1. Выявление стадии сформированности выразительности речи у детей
младшей группы «МБ ДОУ детский сад № 63». 22
2.2. Разработка и проведение педагогических мероприятий по
формированию выразительности речи у детей младшей группы «МБДОУ детский
сад № 63». 27
2.3 Анализ опытной работы по формированию выразительности речи у
детей младшего дошкольного возраста. 33
Выводы по главе 2. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ. 43
3
BBEДEНИE
Согласно Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования «речевоеразвитие дошкольника
включает: владение речью как средством общения и культуры, обогащение
активного словаря, развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества,
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов жанров детской литературы, формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте».[1]
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых
важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в
современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и
обучения детей. Своевременное и правильное овладение ребенком речью
является важнейшим условием полноценного психического развития. Без
хорошо развитой речи, умения мыслить логически нет настоящего общения,
нет подлинных успехов в учении.
Красивая и выразительная речь является одним из наиболее точных
признаков всесторонне развитой личности. Богатая речь не только позволяет
осуществлять эффективное общение, но и способствует регуляции высших
психологических функций личности.
Одним из главных компонентов в развитии речи ребенка является
выразительность речи. Она обеспечивает эффективность коммуникации,
усиливает воздействие на реципиента, позволяет личности самовыражаться.
Такой потенциал речевой выразительности спровоцировал проведение ряда
исследований в области лингвистики, психологии и педагогики.
В рамках этих исследований преимущественно рассматриваются
отдельные аспекты выразительности – без учета ее интегративного
4
характера. М. М. Алексеевасчитала, что наиболее благоприятным возрастом
для формирования выразительности речиявляется дошкольный возраст. М. Б.
Елисееваутверждала, что именно в этот период педагоги и семья должны
уделять много внимания процессу речевого развития. [2,11]
В современном обществе большое внимание уделяют многоаспектному
развитию речи, а именно – выразительности речи. Коммуникативная
компетентность являет собой сложное и комплексное качество личности.
Проблема развития выразительности речи нашла отражение в трудах
таких известных авторов, как М. М. Алексеева, Б. А. Боровцова, В. В. Гербова,
О. А. Горлова. Они считают, что если не формировать выразительность речи
у детей именно в младшем дошкольном возрасте, то это привед т к большим
затруднениям у ребенка в дальнейшем всестороннем развитии.
На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед
педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой,
разными ее жанрами. Поэзия, как один из жанров литературы, является
источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического
слуха, этических и нравственных понятий.
Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик.
Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность,
мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры
речи : помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр
голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой
дикции.
В настоящее время у детей плохо развита выразительность речи, а это
очень важно для их дальнейшего всестороннего развития. У воспитателей
мало эффективных методов и при мов для гармоничного формирования
выразительной речи.
В работе будут выявлены эффективно-действенные условия, при
которых выразительность речи у детей будет сформирована грамотно.
5
Проблема: при каких условиях формирование выразительности речи у
детей младшего возраста будет эффективно?
Новизна исследования состоит в том, что у детей младшей группы
планируется формировать выразительность детской речи средствами работы
с поэтическими произведениями из перечня программы данного возраста.
Объектом работы является процесс формирования выразительности
речи у детей младшего дошкольного возраста.
Предметомисследования является формированиевыразительности речи
у детей младшего дошкольного возраста средствами поэтических
произведений.
Целью работы является теоретическое обоснование и проверка в ходе
практики эффективных условий для формирования выразительности речи у
детей младшего дошкольного возраста средствами поэтических
произведений.
В соответствии с целью была выдвинута гипотеза:формирование
выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста средствами
поэтических произведений будет более успешным, если:
-регулярно включать чтение поэтических произведений в занятия по
речевому развитию, а именно ознакомление или заучивание поэтических
произведений;
-использовать в работе с поэтическими произведениями разнообразные
методы и приемы: выразительное чтение педагогом, показ иллюстраций,
беседа по прочитанному, припоминание авторского текста, построчное
совместное чтение, мнемодорожка, опорные картинки;
-регулярно включать чтение поэтических произведенийв режимные моменты:
утренний при м, вечернее время.
В соответствии с целью и гипотезой были выведены следующие задачи:
1. Рассмотретьзадачи и содержание работы поформированию
выразительности речи у детей младшего дошкольного возрастав программе
«От рождения до школы»;
6
2. Изучитьособенностиформирования выразительности речи у детей
младшего дошкольного возраста;
3. Систематизирвоать методы и при мы дляразвития выразительности речи у
детей младшего дошкольного возраста, рассмотреть роль поэтических
произведений в данной работе;
4. Выявить стадиюсформированности выразительности речи у детей
младшего дошкольного возраста «МБДОУ детский сад № 63»;
5. Разработать и провести педагогические мероприятия по формированию
выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста «МБДОУ
детский сад № 63»;
6. Проанализировать результатыпрактической работы по формированию
выразительности речи у детей младшего дошкольного возраста с помощью
поэтических произведений и разработать методические рекомендации.
Опытно-практической базой авторского исследования является
МБДОУ «Детский сад №63».
В качестве методов исследования используются - анализ,
синтез,обобщение, индукция, дедукция, наблюдение, опытная работа,
диагностическая беседа, анализ психолого-педагогическойлитературы,
констатирующий эксперимент, изучение и обобщение педагогического
опыта.
Ожидаемый результат исследования – повышении стадии
сформиированности выразительной речи детей младшей группы,
разработанные технологические карты по речевому развитию, с включением
ознакомления заучивания. ….
Характер работы: опытно-практический
7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
1.1. Задачи и содержание работы по формированию выразительности
речи у детей младшего дошкольного возраста в программе
«От рождения до школы»
Детская речь на всех этапах своего развития
питается неисчерпаемой жизненной силой
народного - родного языка.
К. Чуковский
Выразительность речи представляется необходимой стороной
формирования связной речи. Выразительность – это качественная оценка
речи, коэффициент высочайшей ступени самостоятельного, сознательного
применения языка.
Главной целью выразительности речи представляется обеспечение
действенности коммуникации. С одной стороны, она подсобляет слушателю
осознать внутренний, глубинный смысл высказывания, его целеустановку и
экспансивную природу. С другой - применение адекватных выразительных
средств разрешает говорящему обьективно передать содержимое выражения
и обращение к объекту речи и собеседнику. Чем выразительнее речь, тем
велико в ней проявляется персона говорящего.
Лисина трактует представление «выразительность» как интегративную
сторону речи, трудоемкую систему, заключающуюся из многих
интегрированных компонентов, ключевыми из которых представляются
8
словесные и невербальные средства. К вербальным
средствам выразительности относятся :
1) звуковая выразительность, подразумевающая:
- четкую артикуляцию звуков;
- звукопись (повторение звука в словах или нескольких предложениях);
- интонацию как основное выразительное средство звучащей речи,
включающую в себя темп и ритм речи, тембр и мелодику голоса, фразовое и
логическое ударение, логические и психологические паузы и выполняющую
многообразные функции;
2) лексика, обладающая большими возможностями для придания речи
эмоциональности, образности, стилистической оправленности,среди
которых:
- эмоционально-экспрессивные возможности, проявляющиеся в
использовании синонимии, антитезисы, фразеологизмов;
- изобразительно-выразительные возможности, представляемые всеми
видами тропов (сравнение, метафора, гипербола, эпитет и др.);
- функционально-стилистические возможности, основанные на
дифференцированном использовании лексики в зависимости от целей и
условий общения, от стиля языка;
3) синтаксическая структура речи (свободный порядок слов в
предложении, многосоюзие и бессоюзие, риторический вопрос, эпифора,
анафора и др.).[12]
К невербальным средствам выразительности причисляются жесты, поза
и мимика. Они оформляют выражение снаружи и обеспечивают надежность
интерпритации словесного сообщения.
Лишь при адекватном употреблении этих всех средств речь становится
буквально живой и более всесторонне передает смысл дум и эмоций
говорящего.
Парадокс выразительности речи обусловливается обьективными и
субьективными факторами. Объективность выразительности характеризуется
9
подбором адекватных, то есть, объективно определенных содержанию речи
средств словесной и невербальной выразительности. Субьективность
выразительностиобусловлена несколькими причин : устремленностью и
силою собственных эмоций человека; присутствием обусловленных
познаний о средствах выразительности и их значении, уровнем
сформированности целостного строя специфических умений после их
использованию; характером опыта самостоятельной вербальный
деятельности; персональными спецификами человека.
Горлова О. А. выделяет различные показатели выразительности речи :
- логическая точность;
- уместность (способность передать содержание в соответствии с
задачами и обстановкой сообщения);
- образность;
- эмоциональность;
- экспрессивность;
- индивидуальная оригинальность. [10]
В. Н. Бехтерев, К. Л. Печера, М. М. Алексеева,утверждали, что
выразительность представляется величественной высококачественной
характеристикой, в которой выявляется самостоятельный образ речи. [4,17,2]
Для младшего дошкольного возраста свойственна непосредственная,
неожиданная выразительность речи, иногда эмоциональные переживания
доминируют над объективным содержанием. Это придает речи
экспансивную содержательность и эмоциональную окрашенность.
Значительность речи дошкольников предоставленного возраста
непроизвольна, она является натуральным последствием их собственных
волнений и эмоций.
«Речевое разитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры; фонематического
10
слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на
слух текстов различных жанров детской литературы, формирование
обучения звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте» - ФГОС ДО. [1]
В дошкольном возрасте начинается качественно новый шаг изучения
речи. Мотивом функционального овладения родным языком выступает
возрастающие необходимости дошкольника узнать, поведать и
воздействовать на себя и иного человека, утверждала М. Б. Елисеева. [11]
Речь отрывается от конкретной ситуации, утрачивает ситуативность,
оборачиваясь в универсальное средство общения. Возникают связные формы
речи, увеличивается ее выразительность. Ребенок познает законы родного
языка в ходу операций со словом. Ребенок обучается реферировать свои идеи
связно, логично, размышления оборачиваются в порядок заключения
умственных задач, а речь становится орудием мышления и средством
познания.
Развертывается регулирующая цель речи, которая высказывается в
понимании литературных произведений, повиновенье установкам взрослого.
Вырабатывается намечающая цель речи, иногда она инициирует
предупреждать постановление утилитарных и интеллектуальных задач.
Появляется звуковая цель речи, распределение слова как абстрактной
единицы, что организовывает вероятность выработать слово объектом
сведения и освоить письменную речь. Заканчивается ход фонематического
развития: ребенок конкретно чувствует и выговаривает звуки. Появляются
предпосылки для освоения грамоты. Ребенок готов направляться в школу.
Как говорила Петрова: «Дети воспринимают в словах взрослых
всевозможные интонационные средства выразительности и имитируют им,
пересказывая сказку. Они произвольно могут изменять громкость, ритм речи,
интонацию с учетом содержания рассказа или стихотворения. В этом
возрасте могут уже говорить шепотом». [16]
11
Чтобы речь реб нка развивалась созвучно с годами, нужно взрослым
заботиться за своей речью: утверждать спокойно, неторопливо,
содержательно. Речь взрослого обязана быть эталоном для подражания.
1.2. Особенности формирования выразительности речи у детей
младшего дошкольного возраста
Главным атрибутом грамотного человека представляется его речь,
которая выделяется четкостью дикции, тональной и эмоционально-образной
выразительностью, логической ясностью. Выразительность речи
представляется признаком самостоятельного, осмысленного применения
языка, обеспечивающего действительность коммуникации. Под
выразительностью речи мы будем познавать – владение средствами речевой
выразительности, которое подразумевает знание пользоваться высотой и
силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, многообразными интонациям
и, подобное положение дают Е. Е. Шевцова и М. В. Белоусова. [22,3]
Формирование речи, способной проявить эмоциональное отношение к
тому, о чем идет речь, и оказать на собеседника эмоциональное воздействие,
обдуманно пользуясь выразительными средствами, вызывает огромныe
работы. Эта работа, требуется потому, что речь, как средство общения между
людьми, обязана являться не только связной и точной, но и выразительной,
поскольку общающиеся между собой люди живые существа, у которых
размышления объединены с чувством. Яркая и непроизвольная
выразительность речи у маленьких детей и беспомощность старших
дошкольников сделать свою речь выразительной при помощи сознательно
избранных речевых средств, сподвигли отечественных педагогов и
психологов проанализировать предоставленную проблему.
12
С. Н. Теплюк излагала в одном из своих исследований,
что:«Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому
что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лиц
о, он сам». [21]
Выразительность она рассматривала, как отдельные проявления
человека. По мнению автора, формирование выразительности речи проходит
бесконечный путь и наступает он с младшего дошкольного возраста, когда у
детей замечается высокая эмоциональность, которая непринужденно
выражается в речи, ибо у них нет еще крепко установившихся правил
связного построения. В дальнейшем, когда речь детей становится более
регламентированной, ее выразительность снижается. Умение придать речи
выразительность он считал искусством, которое еще не сформировано у
детей, но которому дошкольников надо учить.
Знаток детской речи, лингвист и психолог Ф. А. Сохинсчитал, что
выразительность детской речи охватывает формирование внятной
артикуляции звуков, четкого и чистого произношения слов и фраз,
правильного речевого дыхания, а еще умения употреблять мощь голоса,
разумный темп речи и различные интонации, которые дети могут осмыслить
при помощи особых упражнений. ключевым признаком произвольности,
осознанности выражения он созидал в проявлении способности отбора
языковых средств, определенных сформулированному в речи содержанию.
В педагогических изучениях подчеркивается, что у дошкольников ярко
созревает интонационная область речи, одновременно и вербальный слух:
ощущение высоты тона, силы звука, тембра, ритма. [20]
А. А. Петрова писала, что развитие выразительности случается через
воспроизведения речи взрослого. Она утверждала, что у маленьких детей нет
сознательной выразительности, тогда как у старших дошкольников речь
различается содержательностью, подчиняется сознанию и воле. Она
указывала на то, что у детей необходимо создавать умение говорить ясно,
отчетливо, управлять своим голосам – координировать его силу, а также
13
изменять темп. Работу по формированию выразительности она предлагала
осуществлять, используя художественную литературу, за основу выделяла
формировании лироэпического слуха, то есть учить детей слышать самих
себя и искать необходимые средства выразительности для передачи
собственной мысли. [16]
В своих работах,Л. А. Борцова ориентировалась на то, что нужно
хранить конкретную выразительность детской речи и бороться с
монотонностью. Она утверждала, что необходимо учить детей обладать
силой голоса, так как во время игры они громко кричат, а при ответе говорят
тихо. Дошкольники, по суждению авторов, не умеют координировать темп
речи, в момент экспансивного напряжения бегло говорят, что делает их речь
невнятной. [5]
Автор многих пособий по формированию детской речи Л. П. Савина
утверждаeт, что выразительность речи зависит от правильного дыхания,
звонкого голоса, внятной дикции, хорошего темпа, соответствующего цели
высказывания. У детей развивается умение координировать вышину и силу
голоса, впоследствии потихоньку складывается умение пользоваться
различным темпом речи. Они рассматривают выразительность как умение,
которым может овладеть ребенок при целенаправленной работе. [19]
Некоторые эксперты объединяют речевое формирование ребенка с
процессом изучения тональной налаженности языка. Например, Е. П.
Пименова, особенное место отводит интонации повествовательной,
вопросительной, восклицательной. По его мнению, тон дает не только
содержание высказывания, но и его экспансивные особенности. [18]
По мнению Н. А. Перминова, монологической речи детей дошкольного
возраста зачастую характерны монотонность, неспособность отделять
голосом главное, тональная незакрепленность высказывания. Она показала
вероятность и надобность развития у детей всех средств выразительности
речи, дабы они содействовали наилучшему взаимопониманию собеседников
и соответствовали выражаемым ими идеям и чувствам. [15]
14
Б. С. Найденова, ориентировала на необходимость уделять более
пристальное вниманье обучению тональной чутья, дикции, темпа речи,
поскольку, по суждению автора, в этих умениях заложено преимущественно
необходимое условие развития всех сторон речи и особенно ее связности.
Работа над тональной выразительностью, по ее мнению, ориентирует
уклонится монотонности, нерасчлененности речи, точность дикции, так как
от звукового оформления речи зависит понимание содержания и
экспансивного смысла высказывания. [14]
И. В. Дубровина, помечалa огромную роль окружающих людей на
развитие детской выразительности. Для этого необходимо, по е мнению,
совершенствовать слуховое восприятие. [8]
В исследованиях отечественных ученых по проблеме формирования
детской речи отмечается, что выразительность речи дошкольника носит
импульсивный характер, она еще не осознана самим ребенком. Яркие,
активные интонации представляются непосредственной реакцией ребенка на
обретенные от окружающей реальности впечатления, но когда начальная
невольная выразительность спадает, речь детей может стать
маловыразительной, если не вести работу в данном направлении.
И. В. Мальцева,подчеркивала, что нужно не сдерживать и не подавлять,
а совершенствовать естественную выразительность речи детей, вот тогда
плотнее получается встретить оратора, «речь которого совершенна
выражения, глаза которого загораются на лице и в жесте, которого
отражаются его мысли и чувства». [13]
В дошкольном возрасте ребенок должен не только овладеть тональным
богатством языка, но и уметь оживленно пользоваться им в многообразных
условиях. Применение детьми всевозможных средств выразительности речи
– главное условие актуального интеллектуального, речевого, литературного и
художественного развития.
Изучая проблему выразительности детской речи, былообнаружено, что
авторы направляют на необходимость формирования этой стороны речи. Они
15
отмечают значимость и содержание работы, а также определяют те средства
выразительности, какие приемлемы детям дошкольного возраста. Однако,
разглядывая формирование выразительности детской речи, ученые не
указывают, с какого из средств выразительности необходимо предпринимать
работу. Нет единого мнения и в том, при помощи какого средства
формировать выразительность детской речи : одни авторы предлагают за
основу употреблять пример взрослых, другие – специальные упражнения или
художественную литературу.
1.3. Методы и при мы формирования выразительности речи у детей
младшего дошкольного возраста. Возможности поэтических произведений в
формировании выразительности речи.
Как говорила Е. А. Виноградова: «Театрализованная деятельность
является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий
ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это - конкретный, зримый
результат. Но не менее важно, что занятия с элементами театрализованных
игр, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать
персонажам, сопереживать разыгрываемые события и тем самым
формировать выразительную речь». [7]
Художественная выразительность образов, иногда комичность
персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков,
событий, в которых они участвуют. Особенно ярко в театрализованных играх
проявляется выразительность речи, де