Ожегова Ирина Владимировна
Влияние досуговой деятельности на формирование патриотических чувств дошкольников
ВЛИЯНИЕ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотизм - это чувство любви к родине, уважения к ее истории, культуре и традициям. Оно играет важную роль в формировании личности человека с самого детства. В толковом словаре Ушакова патриотизм определяется как любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Влияние досуговой деятельности на формирование патриотических чувств дошкольников неоспоримо, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения и ценностей.
Публикация «Влияние досуговой деятельности на формирование патриотических чувств дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Одной из главных задач, заложенных в федеральной образовательной программе - является патриотическое воспитание дошкольников. В период дошкольного возраста начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире, активно происходит формирование духовно-нравственной сферы, которая во многом влияет на все последующее развитие ребенка. В этот период начинают развиваться такие черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, своей страной. Дошкольник еще не разбирается в политических и социально - экономических противоречиях, но для него важно научиться любить свою семью, свою малую Родину, дружить со сверстниками.
Очень важно еще в дошкольном возрасте сформировать у маленького гражданина потребность в сопричастности к истории своей семьи, своей малой родины. Для достижения этой цели возможно использование различных форм деятельности, в том числе досуговой. Досуговая деятельность ребенка дошкольного возраста - одно из наиболее активно развивающихся направлений педагогической деятельности в настоящее время. Сущностной характеристикой досуга является объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора, что, в свою очередь, способствует не только повышению эффективности детской деятельности, но и позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников.
В дошкольном возрасте чувства ребенка отличаются большой эмоциональностью, они преобладают над всеми сторонами жизни, определяют активность ребенка, степень его интереса, выражают отношение ребенка к окружающему миру. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей, способствующие проявлению субъектной позиции. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, рассказы и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героическому прошлому России. Досуг позволяет органично совместить образовательный и воспитательный процессы. Основной составляющей досуга является игра, что целиком отвечает внутренним потребностям детей дошкольного возраста. Если патриотическое воспитание дошкольников облекается в игровую форму, оно проходит интересно. Именно игра, а, следовательно, и досуг развивает духовно-нравственный и интеллектуальный потенциал дошкольников : расширяет представление об окружающем мире, воспитывает чувство уважения к армии, к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов, к ветеранам ВОВ, способствует формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги, вызывает у детей разнообразные эмоциональные переживания: чувство радости, гордости, нежности, доброты.
Проведение патриотических праздников в нашем детском саду стало не только хорошей и доброй традицией, но и формой организации досуговой деятельности, в которой успешно совмещаются образовательный и воспитательный процессы еще в ходе подготовки к празднику.
Праздник - это день, наполненный радостью и весельем. Деятельность в праздничные дни и во время праздника способствует взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Детям приносит радость не только само мероприятие, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, костюмами, народным творчеством. Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Педагоги должны создать условия для участия детей в оформлении зала, группы и других помещений детского сада. Такие условия оказывают влияние на эмоциональный подъем дошкольника, формируют чувство сопричастности к большому событию.
Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины - эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Формированию патриотических чувств способствуют и такие праздники как «9 мая» («Спасибо прадеду за Победу», «День защитника Отечества» (Смотр строя и песни, «День России», «День государственного флага», «День героев отечества» и др.
Подготовка и организация таких праздников является основным направлением патриотического воспитания детей, способствует развитию личности гражданина и воспитанию долга защитника Отечества. Эти праздники воспевают и поднимают на новую ступень смелость и отвагу, терпение к нуждам и выносливость народа, героизм взрослых и молодежи, победивших смертельного врага. Такая деятельность оказывает наибольшее влияние на формирование патриотических чувств, способствует решению задач расширения представлений детей о международных и государственных праздниках, формирования элементарных представлений о функциональном назначении гимна, герба и флага, о символическом значении цвета и образов (ор л, всадник); знакомства с традицией празднования Дня защитника Отечества, с разными видами войск; воспитания чувства уважения к армии через уважение своих отцов и дедушек; формирования чувства гордости за достижения страны, за мужество воинов, за свой народ, свой город, свою семью, развития чувства сопричастности к народным торжествам. А участие в акции «Бессмертный полк» становится не только данью уважения к подвигу предков, но и способом передачи знаний о героизме и мужестве.
Проведение досуга в дошкольном учреждении подразумевает коллективную деятельность. Успех патриотического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей, поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи. Вовлечение семьи в работу по патриотическому воспитанию не всегда возможно в непосредственно образовательной деятельности, зато успешно находит свое применение при проведении совместных досуговых мероприятий. Непосредственное участие родителей - это то преимущество, которое отличает досуг от других форм образовательной деятельности, т. к. ценностные установки семьи, ее традиции, культура взаимоотношений становятся основой жизненных ориентиров ребенка дошкольного возраста.
Совместные мероприятия для родителей и детей, посещение выставок, участие в тематических конкурсах и фестивалях - все это способы, которые помогают объединить взрослых и малышей в стремлении сохранить и преумножить историческое наследие своей страны. В результате дети начинают осознавать свою причастность к истории и культуре своей страны, развивают чувство гордости за свое государство.
Итак, досуговая деятельность имеет значительное влияние на формирование патриотических чувств дошкольников. Она способствует расширению кругозора, развитию творческих способностей и воспитанию уважения к родине. Важно создавать благоприятную обстановку для развития патриотизма с самого раннего детства, ведь именно малыши будущее нашей страны.