Приложение МААМ

Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Светлана Мухаметкулова
Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

Игра - своеобразная форма деятельности, при посредстве которой дети готовятся к жизни, приобретают определенные навыки и привычки, усваивают социальный опыт, формируют в себе черты будущего характера. Детская игра – это не бесполезное препровождение времени, а «умный педагогический прием воспитания юной личности».

Публикация «Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В ходе игры создаются наиболее благоприятные условия для развития всех сторон личности ребёнка, в том числе для воспитания эмоциональных качеств, эмоциональности. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний.

Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей

выступает в двух планах: становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания. Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей.

Эмоционально активный.

У эмоционально активных ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом и т. д.

Эмоционально пассивный.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

В развитии ребёнка главное место занимает его эмоциональная сфера. От того, какой эмоциональный фон сопровождает человека, в первую очередь, зависят его отношения с окружающим миром.

В игре формируются новые качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт. Через игру можно развивать познавательные возможности ребенка, подготовить его к жизни в современном обществе, заставить его поверить в свои силы и возможности. С помощью игры можно развивать у детей положительные эмоции, научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием.

О роли игры в воспитании детей говорят многие специалисты. Но необходимо отметить, что сама по себе игра не даёт большого положительного эффекта, так как игрой, особенно когда речь идёт о воспитании ребёнка, необходимо управлять. Именно поэтому, когда говорят о применении игры в формировании каких-либо качеств личности ребёнка, в том числе и в эмоциональном развитии, подразумевают применение определённых методик, содержащих набор игр и игровых ситуаций, которые в совокупности воздействуют на воспитание ребёнка.

Применение наглядности в игровых методиках как метода эмоционального

развития имеет свои особенности по причине того, что эмоции беспредметны и их можно изобразить только символически. На практике допустимо применять игры с зеркалом, в котором ребёнок может видеть, как он изображает те или иные эмоции.

Интересным для эмоционального развития детей является использование моделей. В качестве моделей эмоционального состояния в играх можно использовать: пиктограммы, графические изображения лица, силуэты людей, пантомимы, отражающие эмоции, подвижные аппликации, задания-игры.

Детей уже в дошкольном возрасте важно научить распознавать эмоциональное настроение окружающих и управлять собственным эмоциональным состоянием. Для достижения этой цели мы используем игры: «Определи выражение лица», «В мире эмоций», «Грустно – весело», «Сделай так», «Четвертый лишний» и др. Детям очень нравится дидактическая игра «Петушок». Цель: определить умение понимать, называть и изображать заданное эмоциональное состояние. Описание методики: педагог предлагает детям сценки и просит определить настроение петушка.

Эмоция страха : «Петушок боится. Он кричит громко «ку-ка-ре-ку», но жалобно, зовет на помощь. Бегает по двору, мечется, помахивая крыльями, ищет укрытия (жалкое выражение лица)».

Эмоция гнева : «Петушок разозлился. Поняв, что помощи ждать неоткуда, петушок решил напугать. Громким злым голосом как закричит «ку-ка-ре-ку», налетит, сильно хлопая крыльями, как заклюет (гневное выражение лица)». С детьми обсуждается, что могло стать причиной страха и гнева петушка (попал в беду, лиса хочет украсть его, нападает на лису, защищается, пугает ее и т. п.) и обыгрывается каждый из вариантов. Дети творчески подходят к заданию, передают характерные особенности персонажа, понимают инструкцию, могут распознать эмоциональные состояния петушка, объясняют причины такого состояния. Все ребята успешно выполняют задание. Положительное влияние на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста оказывают сюжетно-ролевые игры. Они способствуют эмоциональной отзывчивости ребенка к сверстникам, решению проблемных ситуаций. Подвижные игры - доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий. Высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. В игре «Бездомный заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали, лапочками махали, песни распевали. Некоторые дети были так заняты выполнением движений, что забывали про лису и очень были удивлены и растеряны, когда оставались без домика. При повторном проведении игры мы напомнили про лису. Они были очень довольны, когда успевали занять домик.

Эмоции удивления, страха, гнева, жалости мы развивали в игре «Гуси и волк».

Произнося слова текста, дети переживали и боялись за гусенка, а после слов:

«Гуси, мои гуси,

Щиплите волка,

Да гоните,

По мхам, по болтам,

По крутым горкам!». Дети с криком бежали за волком, готовые его просто «разорвать».

После беседы о том, что волк очень голоден и ему нужно покушать, или накормить своих волчат, часть детей смотрела на волка с сочувствием, некоторые даже не побежали его догонять. Им было жалко волка. Они стояли и говорила: «А мы не будем его трогать, он ведь несчастный».

В игре «Игрушки» мы предложили детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все дети справились сразу. Обычно у стеснительных детей возникали сложности в передаче таких эмоций как : удивление, стыд.

Пришлось помогать, используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у разных детей выражалась по- своему. Например, резвый зайка - у одного был очень веселый, улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на поляну, а там, что-то необычное; у третьих зайчик прыгал без всяких эмоций.

Так же мы проводим игры – эстафеты, игры – забавы.

В этих играх можно показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Командные игры сплачивают детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат. При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают или сил не хватает.

Мы стараемся все учитывать, заострять внимание детей, на то, если ребенок упал и разбил себе коленку, мы все вместе жалеем его и оказываем ей первую помощь. При нарушении правил – стараемся тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы. Мальчика, которому было сложно быстро бежать (т. к. он полноват, ребята помогали криками, поддерживали его, а когда у него все получалось, радовались за него.

Но больше всего было радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять» и всей командой хлопались рука об руку. Важным элементом игр при эмоциональном развитии является музыка. Вслушиваясь в слова и музыку песен и хороводов, ребенок приобретает

первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами. Особенно ярко проявляются чувства радости у детей, когда проходят игры под музыку, так как музыка воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение. С музыкальным сопровождением мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе», «Тух – тиби – дух» и др. В игре «Тух – тиби – дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и сердито – пресердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они начинали хохотать.

Игры под музыку мы используем на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике.

Наблюдая за детьми в процессе игр, мы сделали следующие выводы: - Дети становятся более спокойны, уравновешены;

- Дети становятся более внимательны друг к другу;

- Стало больше присутствовать эмоций радости, веселья;

- Дети сами могут организовывать игры, чувствуют себя более раскованными и свободными;

- Стали проявлять больше творчества, выдумки, воображения при проведении подвижных игр. Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением психо - эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Публикации по теме:

Воспитание и развитие детей раннего возраста в игровой деятельности Дорогие Коллеги! Представляю вам фотоотчёт, в виде презентации, по теме самообразования «Воспитание и развитие детей раннего возраста в.

Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе.Схема психологической готовности ребенка старшего дошкольного возраста к школе. Готовность ребёнка к школе – это своеобразный многослойный «пирог», который складывается из «коржей», «пропитки» и «украшений» Психологические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 22:43
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние игровой деятельности на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мухаметкулова (УИ 16520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД