МААМ-картинки

Консультация «Влияние изобразительно деятельности на умственное развитие детей»

Татьяна Георгиевна Редикульцева
Консультация «Влияние изобразительно деятельности на умственное развитие детей»

Т. С. Комарова отмечает, что изобразительная деятельность оказывает значительное влияние на умственное развитие детей [3, с. 37]. Факт умственного развития детей в процессе изобразительной деятельности обуславливается тем, что в изобразительном творчестве дети передают свои впечатления, полученные в окружающей жизни, или из прочитанных книг. В процессе создания образа действительности либо литературного героя, картины у детей конкретизируются, закрепляются знания и представления, которые выступают источником для активизации мышления, воображения.

Публикация «Консультация „Влияние изобразительно деятельности на умственное развитие детей“» размещена в разделах

По-мнению В. Б. Косминской обучение рисованию, лепке, аппликации способствует умственному развитию дошкольников [4, с. 53]. Художник-педагог П. П. Чистяков писал, что «рисование как изучение живой формы есть одна из сторон знания вообще: оно требует такой же деятельности ума, как науки, признанные необходимыми для элементарного образования» [1, с. 257].

М. М. Кольцова указывает на то, что тренировка движений пальцев кистей рук стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти рук к письму, а также повышает работоспособность головного мозга. Морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук. Влияние процептивной импульсации с мышц рук так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области [2, с. 74].

В процессе изодеятельности осуществляется развитие восприятия и осознание речи, так как она приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Дети опираются одновременно на несколько анализаторов – зрение, слух, тактильное восприятие, что также положительно влияет на речь.

В исследованиях влияние изобразительной деятельности на умственное развитие дошкольников Н. П. Сакулиной отмечалось, что основным источником познания действительности с целью ее отражения в образах, является восприятие зрительное и осязательное. Отдельные акты восприятия, объединяясь и преобразуясь, составляют опыт многократных наблюдений, формируют представления. Осуществляется отбор и обобщение получаемой информации, включаются мыслительные действия - анализ, синтез, обобщение, абстракция [5, с. 107].

Н. И. Чуприковой обозначалось, что включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, а также обобщения способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга [6, с. 36].

Умственному развитию дошкольников способствует постепенно пополняющийся запас знаний на базе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. В ходе организации восприятия предметов и явлений необходимо отмечать изменчивость форм, величин (ребенок-взрослый, цветов (цвета времен года, разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, клюет зернышки и т. п.).

По сходству формы предметы окружающего мира можно объединить в несколько групп. На базе данного сходства выделяются общность способов изображения в рисунке, лепке предметов и их частей идентичной формы. Дети осваивают обобщенные способы изображения (например, предметы округлой формы - ягодки, орешки, шарики и др. лепятся приемом раскатывания глины между ладонями кругообразными движениями, что способствует их умственному развитию.

Итак, включение в процесс восприятия и последующее изображение операций анализа, сравнения, уподобления, установления сходства и различия предметов, обобщения способствуют интеллектуальному развитию через развитие когнитивных структур мозга.

Список литературы:

1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Москва: Академия, 2009. – 344 с.

2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). - Москва: Педагогика, 1973. - 144с.

3. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е изд. Испр. и доп. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 159с.

4. Косминская В. Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В. Б. Косминская, Е. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. – Москва, 1977. – 253с.

5. Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. - Москва: Просвящение, 2013. - 199 с.

6. Чуприкова Н. И. Принцип дифференциации когнитивных структур в умственном развитии : обучение, интеллект//Вопросы психологии. -1990.-№5.-С. 31-39.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Аппликация и ее влияние на умственное развитие» Консультация для родителей Аппликация и ее влияние на умственное развитие Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности.

Консультация для родителей «Игра и умственное развитие» Консультация Тема: «Игра и умственное развитие" о духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи» Провела:.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи детей» Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Подготовила воспитатель Самсонова Мария Викторовна Оригами.

Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей» Консультация для воспитателей «Влияние совместной театрализованной деятельности на социально-личностное развитие детей» Театр! Как много.

Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: • формирование положительного.

Мастер-класс «Влияние нетрадиционной аппликации на умственное развитие детей ДОУ»Мастер-класс «Влияние нетрадиционной аппликации на умственное развитие детей ДОУ» Мастер - класс «Влияние нетрадиционной аппликации на умственное развитие детей ДОУ». Цель мастер-класса: Создание условий для формирования.

Умственное развитие детей через дидактические игрыУмственное развитие детей через дидактические игры В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая различные.

Консультация «Влияние книги на развитие детей» Книга, как птица, - Может весь мир облететь, Книга-царица: Может сердцам повелеть. Книга-богиня: Чудо свершает порой, Книга-рабыня: Часто.

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи Современный ребенок 5-6 лет должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строить развернутые.

Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Влияние ручных действий на развитие мозга человека было известно еще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Влияние изобразительно деятельности на умственное развитие детей»
Опубликовано: 26 мая 2019 в 09:12
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД