Елена Токарева
Влияние изобразительной деятельности на успешность к ДОУ детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Влияние изобразительной деятельности на успешность к ДОУ детей раннего возраста
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка
начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Публикация «Влияние изобразительной деятельности на успешность к ДОУ детей раннего возраста» размещена в разделах
Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным : ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие» [1, 34].
Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и пережитого. Он берет в руки карандаши, краски, кисти, бумагу, и начинается процесс творчества. С его помощью малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом,чужими людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.
. Возрастной период 2-3 лет является сенситивным для сенсорного развития. Изобразительная деятельность сочетает в себе способность обогащать познавательный опыт ребенка, снижать психо-эмоциональное напряжение, вызывает радость и интерес.
В успешной адаптации ребенка большое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности : рисование, лепка. Изобразительная деятельность в раннем возрасте носит эмоциональный, творческий характер. Мы создает для этого все условия: обеспечиваем эмоциональное, образное восприятие действительности, формируем эстетические чувства и представления, развиваем образное мышление и воображение.
На занятиях художественной деятельностью развивается речь детей : обогащается словарь, формируется связная речь.
Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному развитию и наглядно-образному мышлению.
Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев, воображение, формируются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
Интерес к рисованию появляется у детей рано. Но обычно, в семье редко учат тому, как надо пользоваться изобразительными средствами. Впервые организованное приобщение ребенка к изобразительной деятельности начинается в детском саду,тем самым, вызывая интерес к действию с бумагой и карандашом, успешно решает проблему адаптации. В этот период совершенно неважно, умеет ли малыш держать карандаш или кисть. Важно, что обращая внимание на след, оставшийся от движения карандаша или кисти, ребенок на некоторое время забывает о расставании с мамой.
Свое внимание мы направляем на решение следующих задач:
1. Создание положительного эмоционального настроя в группе и снятие
эмоционального напряжения.
2. Развитие интереса к цвету, краскам, различным средствам изображения.
3. Формирование умения различать и называть цвета.
4. Развитие тактильной чувствительности и зрительно-двигательной координации.
5. Развитие мелкой моторики рук.
Каждого малыша, приходящего в нашу группу, мы включаем в совместную изобразительную деятельность. Помогаем познать ребенку тайны волшебства пластилина, красок и карандашей. В период адаптации дети рисуют «Травку для зайчика», «Листочки на деревьях», «Дождик, дождик, кап, кап, кап…», «Выпал беленький снежок…» и так далее. Ребята с первого занятия проявляют интерес к этой деятельности, радуются своим рисункам, показывают взрослым. Постепенно и плачущие дети присоединяются к общему процессу. Т. С. Комарова указывает: "Однако внести разнообразие во все моменты работы и в свободную детскую деятельность, придумывать множество вариантов занятий по темам воспитателям зачастую трудно. Рисование как вид художественно- творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением (Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так" и т. п.)
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе, листы могут быть разной формы: в форме круга (тарелочка, блюдце, салфеточка, квадрата (платочек, коробочка). Постепенно малыш начинает понимать, что для рисунка можно выбрать любой листок: это определяется тем, что предстоит изображать [37 c.18]
У ребенка на третьем году жизни ведущий тип отношения к окружающему миру остается отношение к предметам, ориентация на предметы и способы их использования. Ребенку открывается не просто мир предметов, но и мир взрослых, взаимодействующих между собой. Однако ребенок младшего дошкольного возраста не всегда может действовать сам, как взрослый, и невозможность реализовать это стремление и рождает так называемый кризис трех лет
В период от двух до трех лет изобразительная деятельность (как и другая продуктивная деятельность) ориентирована на предметный мир и ведущим видом деятельности является предметно-орудийная. Открытие, сделанное малышом на листе бумаги, сильно привлекает ребенка. Поиск содержания образа в каракулях – один из ведущих побудителей деятельности на данном этапе. Ребенок накапливает опыт, осваивая мир. Это и определяет содержание ассоциативных образов. Ассоциативный образ еще не очень устойчив и ребенок одну и туже линию, штрих, пятно может называть по-разному.
В содержании детской изобразительной деятельности проявляется характерный для этого возраста интерес дошкольника к предметному миру. В процессе действия с материалами и чтения каракуль развивается воображение, наглядно-действенное мышление, повышается уровень изобразительной деятельности. Ребенок уже не просто называет, что случайно получилось в его каракулях, он сам определяет содержание будущего рисунка, то есть ребенок сам ставит цель, изобразительную задачу.
Первые замыслы малыша- это еще не замысел в полном смысле этого слова, а только тема, которую ребенок формулирует словом ("нарисую машину"). Первоначальный замысел беден по содержанию, не отчетлив.
Маленький художник рисует только то что его волнует, интересует, что оставила в памяти яркий след. Если жизнь ребенка интересна. насыщена яркими впечатлениями. у него возникает желание рассказать об этом в рисунке, лепке, и темы изображения в этом случае разнообразны.
Важно помогать ребенку осваивать доступные для него способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина,пластилин, карандаши) и элементарные приемы их использования.
Детям раннего дошкольного возраста доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков-цветных пятен, штрихов карандашом, фломастером, линий прямых и замкнутых, вертикальных и горизонтальных и т д.
Ребенок к трем годам:
-проявляет интерес к изобразительной деятельности, стремится заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать взрослым о своих интересах в рисунке;
-видит образ в своих рисунках и лепке, рассказывает, что рисует и лепит, обыгрывает рисунки, радуется тому, что у него получается, делится своей радостью;
-знает где лежит материал;
-умеет пользоваться изобразительным материалом : держать карандаш и действовать с ним, с кистью и красками;
-выполняет изобразительные действия;
-начинает выполнять изображение узнаваемое другими людьми.
Эффективным методом улучшения эмоционального состояния и укрепления психологического здоровья детей раннего возраста является нетрадиционная техника рисования.. Наряду с традиционными наши дети знакомятся с нетрадиционной техникой рисования – пальчиками, ладонью, ватными палочками, поролоновыми губками. Такие занятия вызывают у детей эмоциональный подъем.
Развитие изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования творят чудеса превращают обычные занятия в игру. Современные техники и материалы- это толчок к развитию воображения, фантазии, творчества, проявление индивидуальности,самостоятельности, инициативы.
Существует несколько этапов рисования: Вначале дети рисуют пальчиками, затем несколькими. На этом этапе происходит знакомство с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве. На втором этапе дети учатся смешивать краски. Каждый пальчик обмакивают в разные краски и накладывают цвета на цвет. Нетрадиционные методы рисования используются не только на занятиях по изодеятельности, но и в свободное от занятий время. Дети в любое время,как только у них возникает потребность, подходят,берут карандаши бумагу,раскраску и рисуют. Хорошо рисовать вместе с детьми фломастерами, маркерами, оставляющими толстые линии, а также, красками,ставить печатки разного цвета и размера -помогает ребенку успокоится и отвлечься.
Изобразительная деятельность детей составляет преимущественный вид детского творчества в раннем возрасте, способствует снятию тревожности, агрессии, интенсивного развития эмоционального мира и общении.
Сотрудничаем с семьей по вопросам адаптации малышей к новым условиям жизни, используя продуктивные виды деятельности. Знакомим родителей с тематикой занятий. Влияние изобразительной деятельности в период адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада, способствует снятию эмоционального напряжения, а это - необходимое условие полноценного развития ребенка.