Получи документы

Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Влияние классической музыки на развитие ребёнка»

Иванова Светлана Ивановна
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Влияние классической музыки на развитие ребёнка»

Слайд 1. Влияние классической музыки на развитие ребёнка

Консультация музыкального руководителя : Ивановой С. И. для воспитателей

Публикация «Консультация музыкального руководителя для воспитателей „Влияние классической музыки на развитие ребёнка“» размещена в разделах

Своё выступление я хочу начать с замечательных слов великого советского музыканта и педагога Д. Б. Кабалевского: «Музыка является могучим и ничем не заменимым средством в формировании духовного мира ребёнка».

Слайд 2

Восприимчивость к прекрасному, не только обогащает ребёнка, но и направляет его на добрые поступки, или, как говорил Д. Кабалевский, «прекрасное пробуждает доброе».

Человек не рождается с чувством прекрасного, его надо развивать, воспитывать. И во многом этому помогает музыка. И классическая музыка в частности.

Слайд 3. Актуальность темы:

На сегодняшний день современная социокультурная ситуация в России характеризуется как ситуация глобального духовно-нравственного кризиса. При снижении нравственно-эстетического уровня развития тщетным становится воззвание к прекрасному, доброму, вечному.

Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Однако наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современная музыка, часто оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, подсознательно разрушает его душу, интеллект, личность.

Звучащая вокруг ребёнка поп и рок музыка негативно влияет на ребёнка.

Слайд 4. Цель: формирование начал музыкально-художественного вкуса и культуры дошкольников. Формирование творческой личности ребенка через развитие его музыкальных способностей посредством слушания классической музыки.

Слайд 5. Задачи:

1) развивать музыкальные способности, эстетический вкус, умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать творчество и креативность.

2) побуждать выражать свои впечатления от прослушивания классических произведении в творческой деятельности, исполнительском искусстве, речевой деятельности

3) познакомить детей с исполнением классической музыки на различных музыкальных инструментах

4) создавать игровые, творческие ситуации через импровизацию с использованием классической музыки

5) накапливать детьми эмоционально-ценностный опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей

6) вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, вкус, представления о красоте.

Слайд 6. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности.

Одним из ярких средств эстетического развития является музыка. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыка, одно из древнейших видов искусств, имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и даже интеллекта. Поэтому не стоит пренебрегать этой уникальной возможностью вырастить более сложную и духовно богатую личность.

Слайд 7. На своих занятиях, я как музыкальный руководитель, согласно требованиям ФГОС большое внимание уделяют музыкальному развитию детей. В соответствии с программами и планами по музыкально-эстетическому воспитанию мы слушаем народную и классическую музыку.

Чтобы музыка выполнила важную функцию развития личности ребёнка, надо развивать у ребенка общую музыкальность.

Слайд 8. Признаки общей музыкальности.

1. Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

2. Способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления.

3. Проявление творческого отношения к музыке

Классическая музыка - эффективный способ эмоционального воздействия на ребёнка.

Слайд 9. Форма организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными произведениями.

При прослушивании музыки я предлагаю детям закрыть глаза, и определить какой характер у музыки. (весёлый-грустный; быстрый-медленный; танцевальный, песенный, маршевый и т. д., услышать какие знакомые инструменты звучат.

Слайд 10. Объясняю, чтобы почувствовать произведение, «войти в него», нужно вслушаться в музыку, услышать каждый инструмент в оркестре.

Слайд 11. После первого прослушивания выслушиваю мнения детей.

После высказываний детей я рассказываю о музыкальном произведении, содержании и характере, сообщаю краткие сведения о композиторе, авторе литературного текста.

При прослушивании произведения показываю специально подобранные картинки, иллюстраций. Слайд 12.

К сожалению, слушание музыки на музыкальных занятиях ограничены временем. Регламент музыкального занятия включают в себя: приветствие, ритмические упражнения, пальчиковые игры, распевание, пение, танцы, игры+ слушание музыки на которое остаётся очень мало времени. И при подготовке к праздникам мы не всегда успеваем на занятиях уделить время слушанию музыки.

Хотелось бы, чтобы и воспитатели поддержали традицию слушание классической музыки, и включили пассивное прослушивание музыки в режимные моменты своей работы.

При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. В этом случае музыка будет выступать в качестве терапевтического средства, корректируя психофизическое состояние детей. Ведь каждый день ребенку наносится пусть незаметная, но травма – ситуация отрыва от дома и родителей. А детский сад – это их второй дом. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Слайд 13. «Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше они начнут его испытывать на себе, тем лучше для них». В. Г. Белинский

Слайд 14. Рекомендации по применению слушания классической музыки в повседневной жизни детского сада.

Примерное расписание звучания фоновой музыки в режиме дня.

07.30 – 08.00 – прием детей – звучит радостная, спокойная музыка.

08.40 – 09.00 – завтрак, подготовка к занятию – уверенный, активный темп музыки. 12.20 – 12.40 – обед, подготовка ко сну – умиротворенный, нежный фон. Под спокойную мелодию можно прочитать детям сказку.

15.00 – 15.15 – подъем детей – оптимистичный, просветленный, спокойный характер музыки.

Слайд 15. Музыкой можно :

1. просто наслаждаться,

2. можно снимать стрессы,

3. повышать работоспособность,

4. развивать художественные способности.

А самое главное, лечить детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, больными такими болезнями как синдром Дауна, ДЦП и другие.

Прослушивание классической музыки рекомендуется детям, которые

во время внутриутробного развития страдали от недостатка кислорода.

Цитохимический анализ, измерение пульса, артериального давления и ритма дыхания показали, что организм ребёнка под влиянием классической музыки лучше адаптируется к окружающей среде. У детей с различными неврологическими нарушениями после года музыкотерапии отмечаются значительные улучшения состояния здоровья.

Слайд 16. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека»

В. А. Сухомлинский

Слайд 17. Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из

исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие. Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.

Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1. «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2. «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3. Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4. Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5. Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

Слайд 18. Дневной сон может проходить под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями :

1. Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).

2. П. И. Чайковский «Времена года».

3. Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4. Бах-Гуно «Аве Мария».

5. Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6. Анугама «Голоса океана».

Слайд 19. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1. «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2. Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3. Музыка для здоровья («Легкие»).

4. Бах «Органные произведения».

5. А. Вивальди «Времена года».

6. Голоса природы.

Заключение.

Слушание классической музыки благотворно повлияет на общее эмоциональное состояние детей, повысит эмоциональный статус детей, если будут:

1. Созданы благоприятные условия для занятий с детьми;

2. Подобраны специальные музыкальные произведения;

3. Установлена интеграция музыкального воздействия с другими видами деятельности.

Влияние музыки на организм ребенка

Григорианские песни - Снижают стресс, расслабляют и успокаивают.

Маршевая музыка - Повышает мышечную работоспособность.

Произведения В. Моцарта Й. Гайдна - Улучшаются память, внимание, создается благоприятная атмосфера, поднимается настроение.

Музыка композиторов-романтиков (Р. Шуман, Ф. Шопен, Ф. Лист, Ф. Шуберт) - Активизирует чувство любви к ближнему.

«Юморески» А. Дворжака и Дж. Гершвина, «Весенняя песня» Ф. Мендельсона- Помогают при мигрени.

Симфоническая музыка русских композиторов 19 века (П. Чайковский, М. Глинка). - Воздействует на сердце.

Струнные инструменты, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в ребенке чувство сострадания.

Вокальная музыка - Влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Музыка композиторов-импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель) - Вызывает приятные образы, как в сновидениях, пробуждает творческие импульсы. Хорошо сочетается с упражнениями на растягивание мышц.

Танцевальные ритмы - Поднимают настроение, вдохновляют, рассеивают печаль, обостряют чувство радости, повышают коммуникабельность ребенка.

Ученые выяснили, что наш мозг биологически восприимчив к определенной музыке. Они считают, что слушание музыки в первые 3 года жизни человека помогает мозгу формировать представление об окружающем мире. Мозг легко приспосабливается в ранние годы, поэтому необходимо расширять музыкальный репертуар.

Музыка - одно из древнейших видов искусств. Она имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его эмоциональности, духовного развития, речи и интеллекта.

Музыка для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Исцеляющие возможности музыки известны еще со времен Авиценны. В наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические) : благотворно влияют на общее состояние;

успокаивают, расслабляют, справляются с грустью и апатией;

способствуют нормализации частоты сердечных сокращении, дыхания, артериального

давления, уменьшают боль; способствуют концентрации, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите ребёнка предлагают слушать музыку перед едой,

бравурные марши полезно включать во время зарядок и активных игр.

Слайд 20. Многочисленные исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное прослушивание ее благотворно влияют на :

коммуникативные способности детей,

развитие у них памяти, воображения, пространственного мышления,

усидчивость, целеустремленность, самостоятельность,

аккуратность, грамотность, творчество,

усвоение учебного материала,

формирование художественного вкуса и эстетическое развитие.

Слайд 21. Музыка, как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости, длительности и т. д. Чем младше ребёнок, тем спокойней должна быть мелодия.

Громкость не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на расстоянии не меньше 1 метра от ребёнка.

Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные).

Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей, более вдумчивы и внимательны. Музыка развивает пространственное восприятие, благотворно влияет на умение ребенка писать и говорить, учит выражать свои мысли, причем не только речью, но и другими средствами – например, танцем, рисунком, на письме.

Целебное воздействие музыки : При прослушивании музыки увеличивается выделение эндорфина, (приводит человека к эйфории (состояние блаженства, его ещё называют «гормоном счастья», и тем самым снижает потребность в лекарствах. Она также помогает отвлечься от боли и снижает нервозность», - поясняли ученые.

Слайд 22. От нас с вами зависит сегодня, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством, музыкой.

Слайд 23. Спасибо за внимание! Успехов в работе!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Оригами и его влияние на развитие ребёнка» Сегодня я хочу предложить вам вспомнить своё детство. Наверное каждый из вас, в детстве сооружал самолётик, пилотку или кораблик из газеты.

Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка»Консультация для родителей «Влияние игр со строительным материалом на развитие ребёнка» Дошкольное детство - это короткий, но очень важный период становления личности ребёнка. Именно в эти годы ребёнок приобретает первоначальные.

Консультация для родителей «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка» Известные исследователи, как А. Р. Лурия, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Валлон, Э. Г., Пилюгина, Л. А. Венгер, и др., доказали, что сенсомоторное.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Консультация музыкального руководителя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки. Все прекрасное – из детства! А патриотизм? Другие нравственные качества?.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Консультация музыкального руководителя «Вопросы успешного взаимодействия музыкального руководителя и воспитателей в ДОУ» «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации.

Консультация «Влияние очередности рождения на поведение ребёнка» Консультация «Порядок появления ребенка в семье» Уважаемые коллеги! Хочется поделиться с Вами следующей информацией полученной на одном.

Обобщение опыта музыкального руководителя «Эстетическое развитие дошкольников посредством приобщения к классической музыке» Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит. Плутарх Введение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация музыкального руководителя для воспитателей «Влияние классической музыки на развитие ребёнка»
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 19:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД